Толкование конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

12 декабря 1993 года Президентом РФ Б.Н. Ельциным на Референдуме была принята Новая Конституция Российской Федерации, которая является основным законом нашей страны, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ по которой мы живем, и которая действует, и посей день. Конституция была принята быстро возможно, поэтому в ней содержится много пробелов, нарушений и несоблюдение её. Например, согласно ст.41 Конституции РФ “Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений”. Но на практике бесплатная медицинская помощь оказывается только на низшем уровне (прохождение УЗИ за свой счет, и т.д.). Ст.43 Конституции РФ “Каждый имеет право на образование.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ»

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра конституционного права

 

 

 

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Курсовая работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 2 курса,

группы 12

Мезенцева А.Г.

Научный руководитель

канд. юрид. наук, доцент

Кулешова Н.В.

 

 

 

Новосибирск 2013

 

 

ВВЕДЕНИЕ

12 декабря 1993 года Президентом РФ Б.Н. Ельциным на Референдуме была принята Новая Конституция Российской Федерации, которая является основным законом нашей страны, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ по которой мы живем, и которая действует, и посей день. Конституция была принята быстро возможно, поэтому в ней содержится много пробелов, нарушений и несоблюдение её. Например, согласно ст.41 Конституции РФ “Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений”. Но на практике бесплатная медицинская помощь оказывается только на низшем уровне (прохождение УЗИ за свой счет, и т.д.). Ст.43 Конституции РФ “Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях”. Здесь тоже несоблюдение, например детский садик денежные сборы на двери, на игрушки, подготовка к школе, покупка учебников в школу и т.д.

Принятие Новой Конституции, в несение поправок в нее, на мой взгляд, были необходимы, так как страна развивается, в ней происходят изменения в жизни общества, в политическом режиме, возникли изменения в экономической и политической, социальной сфере, во всех сферах государства.

С принятием Конституция 1993 г. вводится официальный институт толкования. Конституция посвятила и выделила главу 2. Защите прав и свобод человека и гражданина, разграничила полномочия ст.10 исполнительной, законодательной, судебной власти.

С моей точки зрения толкование Конституции Российской Федерации, имеет огромное значение, для развития и  становления системы страны. Необходимость в толковании права возникает   как при создании норм права (для конкретных случаев жизни), так и при практическом применении уже действующих правовых предписаний. Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать и применять, в каком случаи, норму Конституции. Не зная содержания нормы, нельзя её применять. Функция толкования закреплена за Конституционным Судом, так как Конституция была принята путём референдума, народом и поэтому её толкование может осуществляться - путём квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путём конституционного судопроизводства.

Основной целью моей курсовой работы является толкование конституции  Российской Федерации дать понятие, значение, стадии толкования.

Глава1.ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1.1. Понятие и  значение толкования Конституции  Российской Федерации.

Понятий, определений Конституций  множество мне бы хотелось дать определение  Конституции согласно учебнику Конституционное  право РФ под редакцией Некрасова  С.И. – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые  общественные отношения в сфере  правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации  государства и функционирования публичной власти. Ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства.

Конституция появилась много  лет тому назад, она применялась  ещё в Древней Греции, которую  ввел легендарный законодатель Ликург так называемая “Конституция Ликурга” - эта конституция бала не писанной. Первая писаная конституция появилась в США в 1787 году. В нашей стране первые попытки ввести конституцию пытался Александр I, но он бросил эту затею.  На данный момент в истории Российской Федерации насчитывается пять конституций –1918,1924,1936,1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года.

Я дам общие черты всех конституций РСФСР по не многу.

Первая Конституция РСФСР  была принята 10 июля 1918 г. – просуществовала семь лет, была принята после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания. В состав Конституции была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, руководствовалась лозунгами большевиков, определяла  основы устройства общества на конституционном уровне, опираясь на первые декреты советской власти, имела классовый характер, отрицала идею о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Утверждала власть за рабочим населением страны, за Советами, выступала за диктатуру пролетариата и интересы рабочего класса. Отличалась большим числом программных положений, содержанием “целевых” норм, которые выходили за рамки внутригосударственного регулирования, нормы призывали к насильственным методам. Отсутствовали субъекты Федерации. Конституция 1918 г. носила революционный характер. Замене Конституции 1918 г. Способствовало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в СССР.*

На втором Съезде советов была принята  Конституция 31 января 1924 г, она просуществовала 12 лет, носила классовый характер, были смягчены нормы о насилии, юридически стала более строгой, отобразила  вхождение РСФСР в Союз ССР. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР. Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза определялась через высшие органы РСФСР. Появились субъекты РСФСР, были включены положения, определяющие их

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов 1997г

статус и полномочия Федерации. Конституция состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР.

Третья Конституция была опубликована 12 июня 1936 года, которая просуществовала 12 лет. На мой взгляд, обновление было неизбежно, так как страна вступала в новый этап развития, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов, что привело к социалистической демократии. Конституция носила классовый характер, воплощала диктатуру пролетариата, отмена лишения политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Закрепила принцип равноправия граждан, в усеченном виде ст.127 Конституции РСФСР равноправие граждан только “независимо от их национальности и расы”. Введены главы об основных правах и обязанностях граждан, закреплено право на труд, введена норма о партии и превращение партии в госструктуру.

Конституция рассматривалась  как построение социализма, юридически стала более совершенной, были выделены основные государственно-правовые институты, появились главы: “Общественное устройство”, “Государственное устройство”, “Основные права и обязанности граждан”. Появилась норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, полнее отражено федеративное устройство РСФСР. Появились самостоятельные главы о высших органах гос. власти АССР, об органах гос. управления АССР, об органах гос. власти автономных областей, закреплена норма о национальных округах.

Четвертая Конституция 1978 г. действовала на протяжении 42 лет. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза. Эта Конституция была самой нестабильной, изменялась часто, причем радикальным образом. Государство вступило в советское общество - этап “развитого социализма”, превращение государства в общенародное государство. Было введено Смоленский М.Б. ”Конституционное право России” 2003г.

понятие “народ”- субъект, которому принадлежала вся власть. Конституция носила классовый характер, утверждение партии как основы госструктуры, сохранялась классовая демократия (социалистическая демократия). Утверждался, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства. Конституции ввела новые права, на жилище, право на охрану здоровья и др.

Появилось положение о  том, что важные вопросы государственной  жизни выносятся на всенародное  обсуждение и ставятся на всенародное  голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации. Если сравнить предшествующие Конституции с этой, то можно заметить что она отличается структурно, в ней содержалось 11 разделов, делившихся на 22 главы, стала объемной и более углубленной. Установила, что РСФСР является суверенным государством.*

С развитием страны постепенно изменялась и Конституция. Конституция была признана общедемократической с воплощением воли всего народа. Государство с принципом демократического централизма, РФСР определялась как суверенное, федеративное государство которое отказалось от таких понятий как социалистическая собственность, социалистическая демократия, и т.п. В Конституции были исключены положения о строительстве коммунизма как цели общества, положения о коммунистической партии как ядре политической системы. В гл.6 содержались права, свободы граждан, признание частной собственности и её защита государством, отказ от государственной собственности в качестве основной, свобода экономической деятельности. Изменилась структура государственной власти, переход на парламентскую систему, признание принципа разделения властей, введен институт Президента и т.д.

Конституция РСФСР* от 12 апреля 1978 года.

Принятая Новая Конституция 12 декабря 1993 г. пятая по счету ввела официальный институт толкования Конституции, который имел юридическую силу и был обязательным для всех субъектов. Принятие Новой Конституции были связаны с преобразованием страны. Ранее до этого толкованием Конституции России занимался Верховный Совет РФ, Съезд народных депутатов. Сейчас в настоящее время толкованием Конституции занимается Конституционный Суд. Это связано с тем, что Конституция была принята референдумом, Конституционный Суд решает вопросы только права, он не издает законы, а только толкует, разъясняет текст норм, защищает конституционный строй, осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства.*

Так же следует отметить, в ст.106 ФКЗ “О Конституционном  Суде” говорится, что обязанность толкования Конституции Российской Федерации возложено на Конституционный Суд Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.** Конституционный суд является высшей и окончательной инстанцией по защите конституции, которая её толкует. Институт официального толкования Конституции необходим,  так как Конституция имеет ряд пробелов. От официального толкования Конституции РФ следует отличать ее доктринальное толкование - комментарии к Конституции (Например, Бархатова Е.Ю. Комментарии к Конституции РФ 2010г. и др.). Такое толкование не имеет обязательной юридической силы, но его влияние на официальное толкование, применение конституционных норм, несомненно.

Как такового определения  толкования конституции не дано, но под этим понятием подразумевается разъяснение и уяснение смысла  содержания

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.*

ФКЗ 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”.**

норм, познание конституционной  нормы путем доведения, разъяснения Конституционным Судом до всеобщего сведения содержания конституционных норм и выраженной в них воли законодателя. Толкование Конституции может быть как нормативным, так и казуальным. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм Конституции, когда обнаруживается разное понимание статей Конституции РФ государственными органами, возникают разногласия.* Нормативное толкование представляет собой уяснение и разъяснение конституционных норм, их конституционно-правового смысла.

 Казуальное толкование  – это официальное толкование, которое дается теми органами  государственной власти, которые  применяют нормы права к конкретным  случаям. Например, толкование судьи в судебном разбирательстве. Это запросы компетентных органов и лиц по поводу соответствия Конституции РФ законов, иных нормативных актов, договоров, когда Основной закон толкуется применительно к конкретной ситуации. Казуальное толкование просматривается там, где Конституционный Суд Российской Федерации выносит решение по спорам о компетенции по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

Конституция четко определила круг лиц, по чьей инициативе Конституционный  Суд может давать толкование Конституции. К таким органам, уполномоченным обращаться с запросами в Конституционный  Суд, относятся Президент РФ, Совет  Федерации, Государственная Дума, Правительство  РФ, органы законодательной власти субъектов РФ.**

Конституционный Суд рассматривает  споры о компетенции органов государственной власти Российской Федерации между собой, с субъектами

Учебник “Теория государства  и права”* под ред. Проф. С. С. Алексеева.

ФКЗ “О Конституционном  Суде РФ”** от 21 июня 1994г. ст.39, 43, 84, 85.

РФ и споры о компетенции  между органами государственной  власти субъектов РФ осуществляет конституционный контроль и др.

Запросов о толковании конституционных норм множество. Возможны случаи отказа в рассмотрении запроса Конституционным Судом, например, если обращение неподведомственно Конституционному Суду, подача обращения ненадлежащим органом или лицом, несоответствие обращения требованиям Закона о Конституционном Суде по форме, неуплата государственной пошлины.

Информация о работе Толкование конституции РФ