Толерантность, как принцип социально-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_2 (1).docx

— 23.49 Кб (Скачать файл)

Толерантность, как принцип  социально-педагогической деятельности

Введение

Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу.

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется  и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана  предотвращать в человеке какие  бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые  ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.

Постановка проблемы

Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять  в школах. Так как необходимо еще  в детстве объяснить детям, насколько  важна терпимость в нашем мире. В школах ведется целенаправленная работа по формированию у детей толерантности: проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков, классные часы, посвященные проблемам толерантности.

Таким образом, одной из важнейших  задач современной школы является воспитание у школьников толерантности  как качества личности. Именно в  младшем школьном возрасте создаются  наиболее благоприятные условия  для формирования социально-значимых качеств личности в том числе и толерантности.

В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей  было выявлено противоречие, которое  заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в  основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует  научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.

Нашей задачей является рассмотреть  понятие толерантность с точки  зрения социальной педагогики. В социально-педагогическом контексте нет однозначного понимания  толерантности, несмотря на довольно широкое  распространение данного термина  в социологии, психологии и педагогике.

Способы и направления  её решения 

Такое положение можно  объяснить рядом причин: в программах учебных предметов для начальной  школы практически не ставится задача воспитания толерантности у детей  младшего школьного возраста; социальные педагоги не могут выделить систему  педагогических средств воспитания у младших школьников толерантности.

Выдвинута гипотеза: толерантность  как принцип социально педагогической деятельности будет продуктивна  если:

- применение принципа толерантности  будет целенаправленно;

- будут учитываться возрастные  особенности;

- будет показана связь принципа  толерантности с жизнью;

- будет уважительное отношение  к личности ребенка;

- будет опора на положительный  опыт ребенка;

- будет учитываться социальная  обусловленность процесса воспитания  толерантности;

- будет завуалированы педагогические  воздействия на активность ребенка;

- будет создана толерантная  среда в образовательном учреждении;

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1. Описать теоретические аспекты  понятия толерантности как принципа  социально педагогической деятельности.

2. Определить содержание социально-педагогической  деятельности в СОШ.

3. Рассмотреть возрастные особенности  младших школьников.

4. Выявить сущность принципа  толерантности в начальной школе.

Необходимо рассмотреть - теоретические  аспекты социально педагогической деятельности в СОШ, рассмотреть содержание социально-педагогической деятельности в СОШ, методы и приемы применения принципа толерантности в социально-педагогической деятельности. Необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, содержание социально-педагогической деятельности по применению принципа толерантности в начальной школе и выявить условия социально-педагогической деятельности, которые способствуют эффективному применению принципа толерантности, а так же разработать рекомендации по применению принципа толерантности в условиях начальной школы. 

Особо пристальное внимание развитию толерантности необходимо уделять  в школах. Так как  еще в детстве  нужно объяснять детям, насколько  важна терпимость в нашем мире. В школах вести целенаправленную работу по формированию у детей толерантности: проводить мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение  всех детей и подростков, классные часы, посвященные проблемам толерантности.

В рамках формирования и развития толерантности необходимо создание в школе соответствующей «воспитательной  атмосферы», которая предполагает уважение меньшинства большинством; соблюдение прав личности каждого; ответственность этой личности перед другими. А в свете формирования и развития национальной толерантности необходимо расширять круг общения учащихся; знакомиться с другими культурами, традициями (язык, литература, архитектура, костюмы, кухня, музыка, танцы, песни и т.д.); общаться с представителями других культур.. Конструктивный, партнерский диалог в рамках личностно-ориентированного подхода к социально-психологической адаптации требует экспериментальной и инновационной общей деятельности учащихся, педагогов и родителей.

Воспитание культуры толерантности  должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

Мероприятия, в которых принимают  участие родители, служат хорошим  примером взаимодействия двух самых  важных факторов в жизни ребенка  школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого  отношения к человеческому многообразию.

Формирование толерантности требует  построения воспитательного процесса на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о  многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Толерантность не пассивна, она активна. Это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность –  это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать  деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто  оказывает непосредственное воздействие  на формирование личности ребенка.

Основой толерантности является признание  права на отличие. Она проявляется  в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки  зрения, сдержанности к тому, что  не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

В то же время толерантность вовсе  не означает безразличие к любым  взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением  достоинства, ущемлением интересов  и прав человека. Нельзя мириться в  том случае, если искажаются научные  данные или сведения, экспериментально доказанные.

Заключение

Воспитание толерантной  личности является в настоящее время  одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают  у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту  психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые  невозможно преодолеть без решающего  вклада со стороны психологической  науки. Необходимо воспитывать толерантность  у детей с малых лет.

Формирование толерантности  должно начинаться с первых классов  школы, так как в настоящее  время для многих детей школа  становится первым местом, где они  могут и должны быть членами стабильного  коллектива сверстников. Об этом говорил  президент Европейского еврейского конгресса, сопредседатель Европейского совета по толерантности и взаимоуважению Вячеслав Кантор «Для нас принципиально  важно, чтобы обучение толерантности  носило бы своего рода сквозной характер - от детского сада до высшего учебного заведения. Именно в этом случае мы можем быть уверены, что для граждан  страны толерантность, действительно, станет неотъемлемой частью поведения». В.В. Путин заявил, что «толерантность лежит в основе российской государственности», поскольку «Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории складывалась как многоконфессиональное и  многонациональное государство». Проблема толерантности, по мнению Путина, - «одна  из ключевых проблем развития человечества». Президент РФ от 2012г Дмитрий Медведев одобрил предложение о проведении 1 сентября уроков толерантности. "Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране... Мы должны работать над тем, что бы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу».

В нашей работе мы рассмотрели  толерантность как социально-педагогический принцип.

 

 

 

Список использованных источников

1 Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

2 Березина В., Ермоленко  Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. – С.205.

3 Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3.

4 Василькова Ю.В. Лекции  по социальной педагогике (на  матер. отеч. образования). – Изд. 2-ое. - М.: изд-во ГФ «Полиграфресурсы», 1998.

5 Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. - 2007. - №3.

6 Вульфов Б.З. "Воспитание  толерантности, сущность и средства" // Внешкольник - 2002 г., № 6.

7 Вульфов Б.З. Социальный  педагог в системе общественного  воспитания. // Педагогика, 1992, № 5/6. –  С.45-49.

8 Гаврилова Е.В. Проблема  толерантности и пути ее решения  в школьном пространстве. // Социальная  педагогика, 2010, № 1

9 Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. N 7.


Информация о работе Толерантность, как принцип социально-педагогической деятельности