Типы государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы с целью раскрытия их социальной сущности. Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства.

Содержание работы

1. Типы государств..........................................................................................
2. Исполнительная власть государства.......................................................
Список использованной литературы.................................................................

Файлы: 1 файл

тгп новая контр..docx

— 36.97 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Типы государств..........................................................................................
  2. Исполнительная власть государства.......................................................

Список использованной литературы.................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы государств

Тип (исторический) государства  и права — это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам едино общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества1.

Типология государства  — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.

Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого  главным критерием выступают  социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеодализм) типы государства2.

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8—6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. Главные создатели материальных благ — рабы — не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектами права и эксплуатации.

Основные классы рабовладельческого общества — рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений, восстаний (восстание рабов в Сицилии во 2 в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н. э. и др.).

К внутренним функциям рабовладельческого государства относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка. Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами; функцию захвата чужих территорий; функцию управления завоеванными территориями. Важнейшую роль в этом играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних и внутренних функций. Частями государственного аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой  государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика, (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители власти и представители крупной военно-земельной аристократии.

Таким образом, основой рабовладельческого государства являлась частная (персонифицированная) собственность на средства производства, включая рабов: раб — говорящий инструмент. Признавалось юридическое (формальное) равенство свободных, конечно, с поправками «на должность» и социальное положение3.

Феодальное государство  является диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости от помещиков4.

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и  Франции, Германии и России, Чехии  и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки5.

Буржуазное государство  выступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, идустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое  государство как государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих  трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся6.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации  государств. Пожалуй, чаще других звучало  предложение подразделять их на демократические  и недемократические. Такая классификация  в определенных познавательных целях  не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется классификация  государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве  роль его гипертрофируется, человек  становится винтиком государственной  машины. Власть находится либо в  руках правящей элиты, либо диктатора  и его окружения. Все остальные  отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

Либеральное государство  формируется под влиянием либеральных  идей и доктрин, которые принижают  роль и значение государства в  жизни общества. Здесь создаются  условия для правовой автономии  личности, не допускающей необоснованного  вмешательства государства в  личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права  и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

В демократическом государстве  создаются условия для реального  участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация  имеет несомненное научное и  практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов7.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций — египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития. Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго8.

  1. Исполнительная власть государства

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение—исполнение  законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая  сила — чиновничий аппарат, «силовые»  министерства и ведомства. Все это  составляет объективную основу для  возможной узурпации всей полноты  государственной власти как раз органами исполнительной власти9.

Исполнительная власть носит  подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов  основываются на законе, не должны ему  противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные.

 Существенные признаки  исполнительной власти - это ее  универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот  факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно  и везде, на всей территории  государства. Этим они отличаются  и от законодательных, и от  судебных органов. Другой признак  означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной  и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские,  материальные, финансовые и иные  ресурсы, использует инструмент  служебных продвижений и систему  поощрений. В руках исполнительной  власти находится весьма грозная  сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей. 

 Указанные признаки, и  особенно предметный, «силовой»  характер исполнительной власти, составляют объективную основу  для возможной узурпации всей  полноты государственной власти  именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные  механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической  ответственности как со стороны  законодательной власти (через развитое  законодательство - правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).

Информация о работе Типы государств