Типология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность.

Содержание работы

Введение.
I. Понятие государства.
1 Природа государства. Элементы государства.
2 Формы государственного устройства.
II. Типология государств.
2.1. Подходы к типологии государств.
2.2. Характеристика формационного подхода.
2.3. Характеристика цивилизационного подхода.
III. Типы государств согласно формационной теории.
3.1. Рабовладельческое государство.
3.2. Феодальное государство.
3.3. Буржуазное государство.
3.4. Социалистическое государство.
3.5. Переходное государство.
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории.
4.1. Место государства в первичной цивилизации.
4.2. Место государства во вторичной цивилизации.
V. Другие критерии для выделения типов государств.
5.1 Типы государств по форме правления
5.2 Типология государств по их отношению к религии
5.3 Типы государств по форме государственного устройства
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

 

 

Типология государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение.

     I. Понятие государства.

  1. 1 Природа государства. Элементы государства.
  2. 2 Формы государственного устройства.

     II. Типология государств.

     2.1. Подходы к типологии государств.

     2.2. Характеристика формационного подхода.

     2.3. Характеристика цивилизационного подхода.

     III. Типы государств согласно формационной теории.

     3.1. Рабовладельческое государство.

     3.2. Феодальное государство.

     3.3. Буржуазное государство.

     3.4. Социалистическое государство.

     3.5. Переходное государство.

     IV. Типы государств согласно цивилизационной теории.

     4.1. Место государства в первичной цивилизации.

     4.2. Место государства во вторичной цивилизации.

     V. Другие критерии для выделения типов государств. 

    5.1 Типы государств по форме правления

    5.2 Типология государств по их отношению к религии

    5.3 Типы государств по форме государственного устройства

    Заключение.

     Список литературы.

 

 

 

 

 

 

Введение

Особенности государства  конкретного исторического периода  определяются состоянием и уровнем  развития общества. При неизменности формальных признаков государство  по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и  социальная направленность.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организованного  общества у различных народов  в различное историческое время  позволяют выявить существенные общие черты, характерные для  всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта  государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что  основными критериями разграничения  государств являются;

1) количество властвующих в государстве;

2) осуществляемая государством  цель.

По первому признаку он различал правление одного, правление  немногих, правление большинства. По второму признаку все государства  делились на правильные и неправильные.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Типология представляет собой один из важнейших методов познания исторического развития государства и права. Развитие же государства и права – важнейшая составная часть всего процесса развития человеческого общежития, а, следовательно, и всего исторического процесса.

В теории государства и  права существуют несколько подходов к типологии государства и права. Данная работа посвящена рассмотрению основных теорий типологии государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  I. Понятие государства.

  1. 1 Природа государства, его элементы.

Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.

Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.

Понятие “государство” введено в политико-правовой обиход сравнительно недавно. Вплоть до эпохи Возрождения для обозначения государства пользовались более конкретными понятиями: княжество, королевство, тирания, республика. Платон известной работой “Государство” не опровергает сказанного, ибо более точный перевод ее названия на русский язык соответствует понятию “Конституция” или “Город-государство”. Специальный обобщающий термин “государство” (от итал. – stato), применимый к любой его конкретной форме, ввел Н. Макиавелли1. Из итальянского это слово перешло во все европейские языки: (англ. stаtе, нем. к stааt, фр. etat, исп. estadо). Позже мыслители (Руссо и другие) в рамках общества стали различать “гражданское общество”, а Гегель окончательно разграничил понятия общества, гражданского общества и государства.  Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы. Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества.  Всякое государство необходимо состоит из трех составных частей: из народа, территории, которую он занимает, и органов власти. Эти три составные части связаны неразрывным единством в государстве как целом.  Составные части государства называются его элементами. В различные эпохи различные из этих элементов считались существенными признаками государства. Так, в Средние века основным элементом государства считалась территория, которая завоевывалась, покупалась или получалась в приданое. В абсолютно-монархическом государстве государство отождествлялось с властью, правительством или с лицом, которому принадлежала власть. Наиболее типичному в мировой истории неограниченному монарху — Людовику XIV приписываются, как известно, слова: «Государство — это я»2. У нас бюрократическое правительство еще в недавнюю эпоху отождествляло себя с русским государством. Но мы, конечно, изучаем не феодальное и не абсолютно-монархическое государство, а правовое. Правовое государство есть прежде всего организация народа. Народ есть основной элемент всякого правового государства, одинаково как республики, так и конституционной монархии. Тем не менее два остальных элемента всякого государства — территория и власть также необходимо присущи правовому государству. Именно эти элементы способствуют тому, что государство является не бесформенной массой народа, а организованным народом.3  Следующим составляющим элементом государства является власть, то есть отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

Политическая элита, используя  юридические нормы, принудительно  навязывает власть. Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции.

Власть же осуществляется посредством этих норм. Юридические  нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в

полной мере. Таким образом, политическая власть является регулятором

поведения населения данного  государства, поскольку нормы определяют его

поведение. Следующим составляющим элементом государства является территория.  Относительно стабильная и обладающая гарантированной

целостностью  территория является существенным условием сохранения

государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой

государства разворачиваются  многие внутренние и внешние политические

конфликты.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной  общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический  порядок, установленный элитой, которая  монополизирует  институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 2. Формы государственного устройства.

Территориальная организация государства – явление  сложное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства, выделение  и взаимосвязь отдельных его  составных частей. Это национально-государственное  и административно-территориальное  устройство, экономическое и специальное  районирование.

Под государственным  устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация  государства, соотношение целого и  его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения  центра и мест.

Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.

Унитарное (от латинского – единство) – это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные  единицы (области, округа, районы и др.)4. При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, т.е. самоуправляющиеся, образования. Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны.

Федеративное (от позднелатинского – объединение, союз) есть сложное государство, состоящее  из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо федерация создается, используя и первое, и второе начала.5 Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада,

Российская Федерация). Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  II. Типология государств.

 

  1. 1 Критерии типологии.

Познание государственно-правовых явлений требует поиска общих  принципов подхода в их исследовании, отражающих переход государств и  правовых систем из одного состояния  в другое.

Типология, или  классификация по типам государств и их правовых систем, отмечает М.Н. Марченко, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс  познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно - исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права6 . Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества.

Первые попытки  рационально-теоретической типизации  государства и права с позиции  их социально-политической характеристики были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными  критериями разграничения государств являются количество властвующих в  государстве, их имущественное положение  и осуществляемая государством цель. Он различал правление одного, правление  немногих, правление большинства, а  государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели)7. Право же, как и государство, Аристотель рассматривает как явление политическое, он считает невозможным существование неполитического права. «Политическое право» есть частью естественное, частью условное (волеустановленное, позитивное) право. Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право – то, которое устанавливается законами (писаными и неписаными) и всеобщими соглашениями. Попытку соединить формально-догматическое и социологическое понимание государства и права предпринял Г. Еллинек, утверждая, что государство и право имеют разные аспекты и определения. Он писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Он выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где первое – это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует, оно лишь должно существовать, выступая мерилом реального государства. То, что соответствует этому критерию, «имеет право возникнуть и существовать, что не соответствует ему, должно быть отвергнуто и упразднено»8.  Практическая значимость идеального типа государства и права усматривается в том, что он выступает в качестве некоего эталона для подражания и совершенствования. Что же касается его теоретической значимости, то она фактически приближается к нулю: «Теоретически научному познанию ... идеальные типы государства и права дают весьма мало», ибо объектом научных исследований служит и всегда будет служить сущее, а не должное, а именно «тот мир, который уже дан, а не тот, который еще имеет быть созданным»9.

Эмпирический  тип получается в результате сравнения  реальных государств друг с другом (древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное).

Понимая, что  не существует типов государства  и права в чистом виде, Г. Еллинек  вводит понятие «среднего типа», которое сможет снять противоречия в процессе типологизации государственно-правовых явлений. Кроме этого, он выделяет типы развития и типы существования государственно-правовых явлений (динамические и статические типы государства и права).  Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Отождествляя государство и право, считая, что государство как организация принуждения идентично правопорядку, Г. Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитарным политическим режимам10. Л. Гумплович классифицировал современные ему государства в зависимости от размеров территории и численности населения, подразделяя их на мировые с территорией более 1 млн. кв. км и населением более 50 млн. человек, великие – от 200 тыс. до 1 млн. кв. км и населением от 30 до 50 млн. человек, малые – с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн. человек.

Американский  профессор Р. Макайвер также делит все государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.

Немецкий политолог  Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, утверждает, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и не исключено неравенство, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.

 

 

    1. Характеристика формационного подхода.

Формационный  подход к типологии государства и права основывается на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций. Каждой из них соответствует свой исторический тип государства. Формационный подход исходит из закономерностей развития государства и права как определенных политических реалий, сменяемых на определенной фазе развития общества в результате антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Когда последние становятся оковами в развитии первых, наступает социальная революция, разрешающая указанные противоречия. Вот как об этом пишет К. Маркс: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или, что является только юридическим выражением последних, с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Формационный подход характеризуется тем, что признает только революционный переход от одного типа государства к другому. В антагонистических типах государства он усматривает диктатуру соответствующего господствующего класса, а социальное назначение государства сводит к реализации классовых интересов. Причем эксплуататорское государство марксизм трактует как государство в собственном смысле слова, а социалистическое как полугосударство.

Информация о работе Типология государства