Типология государства: понятие, подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:03, доклад

Описание работы

Государство – политико - правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.
Государство представляет собой сложное явление. С древних времен принимались попытки определить понятие государства.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

2. Типология государства:  понятие, подходы.

   Государство – политико - правовая организация общества, обеспечивающая его единство  и территориальную целостность,  обладающая суверенитетом, осуществляющая  власть, управление и регулирование  в обществе.

   Государство представляет собой сложное явление. С древних времен принимались попытки определить понятие государства.

   Чаще всего государства  толковалось как политическая  общность, объединение , союз людей.  Так, например, Кант воспринимал  государство как « общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическое дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом,- политическая власть».

  Марксистская теория рассматривает государство, исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение и роль в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего)над другими (эксплуатируемыми).Аналогичную характеристику государства давал В.И.Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

   На марксистской доктрине  в советский период основывалась  отечественная юридическая теория, в частности, социалистическое государство трактовалось как классовое господство рабочих и крестьян.

   Рассматривая государство  с разных позиций- философской,  исторической, социологической, юридической  и др., можно выделить лишь те  или иные аспекты характеристики государства, но невозможно сформулировать полное, универсальное его понятие.

   В современной отечественной  юридической литературе понятие  государства определяется чаще всего через его признаки. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

   Несмотря на разнообразие  государств нынешнего времени,  как и существовавших ранее,  всем государствам присущи некоторые  общие признаки.

    1)наличие публичной политической  власти, располагающей специальным   аппаратом управления и принуждения;

    2)территориальная организация  населения;

    3)государственный суверенитет;

   4)всеобъемлющий, общеобязательный  характер актов государства;

    5)наличие государственной  казны, что связано с существованием  налогообложения и взиманием налогов.

    Названые признаки составляют  политико - юридическую характеристику государства.

     Раскроем содержание  каждого из перечисленных признаков  основных признаков государства.

   Публичная политическая  власть- власть в первобытном  обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. И только после дифференциации общества на различные группы, слои, классы появляются разнообразные интересы у индивидов, и регулирование этих интересов означает политику.

   Выступая в роли арбитра  между различными слоями, группами, и классами населения, государственная  власть приобретает политический характер. Но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отдельна от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий- на отдельную личность(монарха, президента) или на какой либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей.

   Государственная власть  осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют государственный  аппарат. Этот аппарат: а)осуществляет управление обществом; б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения; в) имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты; г) состоит из особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате является профессией.

   Государство, следовательно,  это политическая организация,  объединяющая все общество, призванная  управлять его делами, устранять  возникающие социальные конфликты,  обеспечивать правопорядок и  определенный режим властвования .При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применить принуждение. Для это государство обладает специальными учреждениям и- армией, судом, полицией, тюрьмами и др.

   Территориальная  организация государства отличается  от территории, на которой проживала  первобытная община, прежде всего  тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны.

   Государственный  суверенитет означает верховенство  государственной власти внутри  страны, т. е. ее самостоятельность  в своей деятельности, ее полноправие в жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

   В юридической  литературе принято выделять  три главных свойства суверенитета: верховенство, единство государственной власти и независимость.

   Верховенство  предполагает полноту власти  государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе  присваивать себе функции государственной  власти на данной территории  или ставить себя выше государственной  власти.

   Единство суверенитета означает, что но не может быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не отдельным его частям или органам.

   Независимость  государственной власти есть  ее самостоятельность в отношениях  с другими государствами, в том числе с международными организациями.

   Всеобъемлющий  общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т. е. принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны, кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

   Нормативные   правовые и другие юридические  акты являются одной из важнейших  форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти, тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности.

   Государственная  власть проявляет себя прежде  всего посредством нормативного  правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

   Государственная  казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. Данный признак государства именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги- это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины ценные бумаги, валютные ценности и др.

   С учетом перечисленных  признаков государство можно  определить как властно- политическую  организацию общества, обладающую  государственным суверенитетом,  специальным аппаратом управления  и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

   Применительно к государству  его сущность составляет такая  характеристика, которая раскрывает  природу и назначение государства  в обществе, а поскольку в социальном  назначении государства выражается целесообразность его существования как инструмента управления делами общества, то узнать сущность государства- значит выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.

   Так, первоначально возникшее государство по своей сущности представляло и выражало интересы всего общества. И лишь после того как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Государство стало выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

   В настоящее время сложились  два основных подхода к трактовке  сущности государства.

   Первый подход классовый состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается прежде всего как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества.


Информация о работе Типология государства: понятие, подходы