Типоголия государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все госу¬дарства на антидемократические и демократические, делает вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в не¬равенстве, но создана общая для всех основа, и которое делает возмож¬ным цивилизованное общественное бытие.
Говоря о типологии государств, следует отметить что она содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства, позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..,.……………….3
Глава 1. Понятие и виды типологии государства…………………………5
Глава 2. Формационный подход к типологии государства……………....8
2.1. Восточное государство……………………………………………9
2.2. Рабовладельческое……………………………………..…………10
2.3. Феодальное государство………………………………..………..11
2.4. Буржуазное государство………………………………..………..13
2.5. Социалистическое государство………………………………… .15
2.6. Переходное государство………………………………...………..16
Глава 3. Цивилизационный подход к типологии государства…………17
Заключение……………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………….…….26

Файлы: 1 файл

Типология гос.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)


План:

Введение…………………………………………………..,.……………….3

Глава 1. Понятие и виды типологии государства…………………………5

     Глава 2. Формационный подход к типологии государства……………....8

    1. Восточное государство……………………………………………9
    2. Рабовладельческое……………………………………..…………10
    3. Феодальное государство………………………………..………..11
    4. Буржуазное государство………………………………..………..13
    5. Социалистическое государство………………………………… .15
    6. Переходное государство………………………………...………..16

Глава 3.   Цивилизационный подход к типологии государства…………17

 

Заключение……………………………………………………………….24

 

Список использованной литературы…………………………….…….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В многовековой истории  человечества существовало и существует сейчас, сменяя друг друга, огромное количество государств. В этой связи возникла огромная проблема их научной классификации.

Впервые такая попытка  была предпринята Аристотелем и Полибием. Так, Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств на том или ином историческом этапе их развития являются: количество властвующих в государстве (в этой связи он различал правление одного, немногих либо правление большинства); осуществляемая государством цель (по данному критерию все государства делились на правильные, т.е. достигались общие для всех блага и неправильные - достигались частные цели отдельных индивидов).

При этом Аристотель основное внимание обращал на место и роль человека, которое он занимает в государстве и защиту его права и свободы.

Несколько иной позиции  придерживается Полибий, отмечая, что  развитие государства, смена его  типов - естественный процесс, определяемый природой, который включает в себя фазу зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Главное он видел в тех изменениях, которые были связаны с отношениями государственной власти и человека, при этом государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости в обществе.

Западно-европейская  наука, как правило, классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места, какое занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства. Если индивид активно участвует в создании правопорядка, — налицо демократия, если же нет, — налицо автократия. Отвлекаясь от других типологических признаков государства, Кельзен концентрирует внимание на человеческом факторе, который в основном и определяет демократизм государственной власти.

Подобную  трактовку типологии государств дает американский профессор Р. Макайвер. Он делит все государства на два типа: 1) династические (антидемократические), где общая воля (государственная) не выражает воли большинства населения; 2) демократические, в которых государственная власть отражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство. В первую группу Макайвер включает «классово-контролируемые государства» (империи), а также псевдодемократические государства, в которых правительство образуется привилегированной частью общества. Ко второй группе он относит те современные государства, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности, где государство обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание.

Немецкий политолог  Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, делает вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа, и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.

Говоря о типологии  государств, следует отметить что  она содействует более глубокому  выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства, позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений. Таким образом, типология представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т.к. в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критериев - типу государства. Кроме того, типология государств базируется на обобщении большого фактического, исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, а также на основе анализа особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.

Итак, понятие  типа государства и права многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств и правовых систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и виды типологии государства

 

Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами1

а) отношением власти и подчинения; 

б) монопольным использованием насилия  теми, кто владеет властью; 

в) наличием юридического порядка; 

г) относительным постоянством; 

д) институциональным измерением.

Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных  пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое может быть выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном  пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.

Итак, государство - это  сложное социальное явление, отличительной  чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством правовых норм.

Типология - это классификация  государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам.

Предпосылками для определения  типологии государства и права  является целый ряд факторов.

Человек как биосоциальное  существо возникает одновременно с  обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера.

Каждое государство  и его система права имеют  свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.

Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями.

Но в то же время  у отдельных государств и правовых систем имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке  объединить их в одну группу - исторический тип государства и права.

В развитии каждого государства  и права наблюдаются объективные  закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т.п. факторами, с одной стороны, и определенным типом государства и права - с другой.

Переход от одного исторического  типа государства и права к  другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды.

Неравномерность исторического  развития различных человеческих сообществ обуславливает возникновение государства и права у различных народов неравномерно, по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые архаичные сообщества до сих пор так и не обрели государственности. Так же разновременно у различных сообществ происходит смена исторических типов государства и права.

В процессе исторического  развития общества наблюдается интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, сглаживание различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем.

В целом, развитие цивилизации  идет по восходящей линии определяется термином “прогресс”. Его содержание применительно к процессу развития государства и права характеризуется следующим: постепенная индивидуализация человеческой личности, расширение и укрепление основных прав и свобод человека; развитие материальной и духовной культуры, постоянное увеличение объема научных, технических, культурных знаний; уменьшение зависимости человека от окружающей природной среды; демократизация государственной власти, уменьшение классовой природы государства и права в сторону выполнения общесоциальных функций; гуманизация государственного управления и нормативного регулирования.

В науке теории государства  и права четко определилось две  разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Формационный подход к типологии государства

 

Одной из наиболее распространенных типологий государств является формационная. Ее создателями были немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. Они исходили из материалистического понимания исторического процесса, согласно которому в основе всех социальных изменений лежат перемены в экономике, в способе производства материальных благ. Для обозначения степени развития общества они ввели понятие "формация" (от лат. formatio - образование), представляющую собой ступень в историческом развитии общества, которая определяется зрелостью материального производства, в частности уровнем производительных сил и характером производственных отношений. Государство, его характер, социальное назначение, по их мнению, также зависят от способа производства, главным образом формы собственности на средства производства, обусловливающих деление общества на классы. Тип государства К. Маркс и Ф. Энгельс определяли исходя из принадлежности государственной власти определенному классу. Таким классом, по мнению авторов теории, является класс собственников, в руках которого находятся средства производства. На основе данного признака каждой формации соответствует свой тип государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое2.

В этих государствах: 1) власть соответственно принадлежала экономически господствующему классу - рабовладельцам, феодалам, буржуазии и, наконец, трудящимся во главе с рабочим классом; 2) социальное назначение государства состояло в защите интересов классов-собственников посредством принуждения и насилия.

 

 

2 Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Изд-во ПРИОР», 2002

      1. Восточное  государство

 

До недавнего времени  восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований3.

Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства («азиатский способ производства») требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а во-вторых, наличия сильной публичной власти4.

Информация о работе Типоголия государства