Территориальное общественное самоуправление в конституции РФ и федеральных законах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление это та основополагающая идея, которая будет определять дальнейшее развитие Российского государства и общества, потому, что местное самоуправление является основой демократического строя, развития и формирования гражданского общества, основным принципом организации власти. К тому же власть местного самоуправления признана самым демократическим видом власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС И СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.2 ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.3 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА О ТОС
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ
ГЛАВА III. СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ГЛАВА IV. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОС НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ К ЭФФЕКТИВНОМУ МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

тос курсовая.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 ПРАВОВОЙ  СТАТУС И СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО  ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.2 ОРГАНИЗАЦИИ  ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.3 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА О ТОС

ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В  РФ

ГЛАВА III. СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ГЛАВА IV. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ДЛЯ  ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОС НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ К ЭФФЕКТИВНОМУ МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Местное самоуправление это та основополагающая идея, которая будет определять дальнейшее развитие Российского государства и общества, потому, что местное самоуправление является основой демократического строя, развития и формирования гражданского общества, основным принципом организации власти. К тому же власть местного самоуправления признана самым демократическим видом власти.

Значение местного самоуправления трудно переоценить, так  как муниципальные ценности наряду с принципами правового и социального  государства позволяют гармонизировать взаимоотношения власти и человека.

Современная модель местного самоуправления, которая основывается на Федеральном законе "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" многими учеными, практическими работниками оценивается как "суперреволюционная".

Возможно, практичней было бы провести процессы становления  местного самоуправления эволюционным путем, постепенным переходом от советской системы местной власти к новым конституционным нормам. Но практика образования местного самоуправления во многих регионах Российской Федерации, показывает, что самоуправляемые образования на территории возникали не "потому, что…" а "вопреки…", и за небольшой отрезок времени зарекомендовали себя необходимой структурой власти в молодой формирующейся российской демократии.

В связи с  неадекватностью восприятия природы  власти местного самоуправления, в  первую очередь органами государственной  власти, которая основывается на статье 12 Конституции РФ: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", процесс становления местного самоуправления сопровождается различными правовыми и социальными противоречиями и спорами.

Достаточно  неясным является и институт территориального общественного самоуправления, четко не определены правовые основы территориального общественного самоуправления, статус органов ТОС, идут так же споры на различных уровнях о сущности территориального общественного самоуправления.

В представленном сборнике специалисты Еврейского областного регионального отделения общероссийской общественной организации "Муниципальная академия" попытались свести в единое, достаточно противоречивые подходы к трактовке понятия, сущности и правового статуса ТОС.

Надеемся, что  данная информация, а так же рекомендации помогут государственным, муниципальным служащим, активистам территориального общественного самоуправления, представителям жилищно-коммунальных служб, общественных объединений и всем заинтересованным лицам более глубоко познакомиться с обозначенными в сборнике проблемами.

территориальное общественное самоуправление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

1.1 ПРАВОВОЙ  СТАТУС И СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО  ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Под территориальным  общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту  их жительства на части территории муниципального образования (территориях  поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием  статьи 27 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.

В соответствии с действующим федеральным законом  органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему.

Сущность ТОС, ни способ формирования этих органов  не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и  юридических лиц. Формирование такого властного института противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Непонимание сущности ТОС приводит к возникновению  ряда проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления, отказа населения от участия, а иногда и противодействие работе таких псевдо ТОС, заменяющих подлинную самостоятельность граждан.

Важность такого института как территориальное  общественное самоуправление обусловлена  тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.

Однако при  организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают какие собственные инициативы, они будут осуществлять в вопросах местного значения.

В первую очередь, как законодательством, так и  уставом муниципального образования  должно быть установлено право граждан  на осуществление территориального общественного самоуправления и  определены гарантии такого права. Серьезным  является вопрос об установлении территорий, на которых осуществляется ТОС. Поскольку под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, имеет смысл предоставить право выбора территории, на которой будет осуществляться ТОС, самим гражданам, а органам местного самоуправления лишь установить границы этих территорий. Наиболее распространенным является создание органов ТОС в городах и поселках на территории дворов, улиц, кварталов. Возможно формирование органов ТОС и в микрорайонах, однако, такие органы обычно создаются для решения более крупных и единичных задач (экологических, градостроительных, создания добровольных дружин по охране общественного порядка, организации работы с молодежью). В сельской местности возможно создание органов ТОС в мелких поселениях, не являющихся муниципальными образованиями.

Большое значение для становления и развития ТОС  имеет наличие нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов ТОС.

Такую нормативную  правовую базу составляют:

Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 №131-ФЗ.

Уставы муниципальных  образований.

В настоящее  время не представляется возможным  эффективного общественного самоуправления в связи с имеющей место  законодательной неурегулированностью вопросов собственности и разграничения предметов ведения и полномочий по линии "Федеральный центр - субъект Федерации - местное самоуправление".

Разрешение  возникающих противоречий возможно при закреплении за органами ТОС  правового статуса в Федеральном законе "Об органах территориального общественного самоуправления".

 

1.2 ОРГАНИЗАЦИИ  ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Территориальное общественное самоуправления населения - самоорганизация граждан по месту  их жительства на данной территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением, а также через избираемые ими органы (уполномоченных выборных лиц).

ТОС осуществляется на принципах:

добровольности  объединения;

равноправия граждан;

законности;

защиты прав и интересов населения территории ТОС;

свободного  волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;

выборности  и подконтрольности органов и  уполномоченных выборных лиц населению данной территории;

самостоятельности и ответственности в принятии и реализации собственных решений  и инициатив;

сочетания интересов  населения территории ТОС, прав человека и гражданина, интересов всех жителей  муниципального образования;

гласности и учета общественного мнения.

ТОС осуществляется гражданам данной территории:

в отдельных  поселениях (в городах, поселках, селах, деревнях и иных поселениях), или  на части их территорий (в микрорайонах, кварталах, на улицах, во дворах, в домах  и на иных территориях);

на территории нескольких поселений, в совокупности не являющихся муниципальным образованием (в сельском округе, ряде деревень и  на иных территориях).

Система ТОС  населения включает в себя:

общие собрания (сходы), в том числе земские, конференции и иные формы осуществления непосредственной демократии гражданами;

органы ТОС - советы, комитеты или иные органы общественного  самоуправления микрорайонов, жилых  комплексов, поселков, деревень, кварталов, улиц, домов и других территорий, входящих в состав муниципального образования;

уполномоченные  выборные лица ТОС.

Территориальные границы ТОС устанавливаются  с учетом его исторических, местных  традиций и особенностей по предложению  граждан органом местного самоуправления.

ТОС в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы ТОС различных территориальных образований не соподчинены друг другу. Органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления.

Учредителями  органа ТОС являются граждане постоянно  или преимущественно проживающие  на данной территории и составляющие большинство из общего числа граждан, обладающих избирательным правом, принявшие непосредственно на собрании или через своих представителей (делегатов) на конференции решение об учреждении органа ТОС.

Инициативная  группа граждан не менее чем из трех человек постоянно или преимущественно проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом формирует организационный комитет для подготовки и проведения учредительного собрания граждан по созданию органа ТОС или в случае, если орган ТОС создается на конференции для подготовки и проведения учредительной конференции и подготовки и проведения собраний граждан по выборам делегатов конференции.

Информация  о создании организационного комитета доводится до сведения граждан через  средства массовой информации или иным образом.

С момента объявления результатов выборов руководящих  органов орган ТОС считается  созданным. Его дееспособность как  юридического лица возникает с момента  государственной регистрации.

При небольшом  числе жителей данной территории вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС (староста, старший по подъезду, дому, двору, улице), исполняющие в этом случае функции органа ТОС.

Совет ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного  пункта может избираться на общем собрании, сходе конференции граждан или уполномоченных выборных лиц ТОС данной территории.

Квартальный, уличный, дворовый, домовый комитет ТОС  избирается на общем собрании (сходе), конференции граждан или формируется  из старших по домам, подъездам.

К уполномоченным выборным лицам ТОС относятся:

1) председатель  совета ТОС микрорайона, сельского,  поселкового округа, населенного  пункта;

2) председатель  квартального, уличного, домового, дворового  комитета;

3) староста населенного  пункта;

4) старший по улице, двору, дому, подъезду.

Органы ТОС  и уполномоченные выборные лица ТОС  подлежат регистрации в местных  администрациях соответствующего муниципального образования в порядке, установленном "Положением об организации и  осуществлении ТОС в муниципальном образовании".

В соответствии с Уставом муниципального образования  представительный орган местного самоуправления принимает нормативный правовой акт муниципального образования "Положение  об организации и осуществлении  ТОС в муниципальном образовании".

 

 

 

 

 

1.3 ОСНОВНЫЕ  ИСТОЧНИКИ ПРАВА О ТОС

 

Наряду с  названными актами ТОС упоминается  в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", которого закрепляет в  целях социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а также для решения вопросов местного значения лица, относящиеся к малочисленным народам, в местах их компактного проживания вправе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации создавать органы территориального общественного самоуправления малочисленных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление в конституции РФ и федеральных законах