Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель комплексного исследования функций государства.
В соответствии с поставленной целью, в исследовании поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию и рассмотреть признаки, развитие функций государства.
Охарактеризовать основные функции государства.
Выделить современные функции российского государства.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая ТГП.docx

— 70.84 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство - сложное и  многоаспектное явление. Поэтому его изучение может вестись под разными углами зрения. Это может быть его внутренняя структура, отражающая способы его организации, устройство высших органов государства, территориальную организацию власти, основные направления и способы осуществления власти и т.д. В процессе взаимодействия государства с обществом на первый план выступают то одна, то другая сторона его характеристики.

Для их обозначения, помимо указанных, используются такие понятия, как "функции государства", "формы государства", "механизм государства". Одни из них (сущность, формы) являются в своей основе философскими, а другие (функции, механизмы) заимствованы из таких наук, как физика или математика. Это говорит о том, что проблема государства, будучи по сути философской, имеет немало технических моментов (организация власти, ее структура и т.д.).

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Научное познание государства  любого исторического типа обязательно  предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие  качественные характеристики и ориентиры  не только собственно государства как  особой организации публичной власти, но и общества и целом.

Функции государства традиционно  определяют как основные направления  деятельности государства, обусловленные  его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним  на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

В юридической литературе уделено значительное внимание исследованию проблемы функций государства (Н.Г. Александров, М.И. Байтин, А.И. Денисов, А.П. Косицын, Г.Н. Манов, Н.П. Фарберон, П.В. Черноголовкнн и др.).

Предметом исследования являются функции государства как основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе.

Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель комплексного исследования функций государства.

В соответствии с поставленной целью, в исследовании поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение понятию и рассмотреть признаки, развитие функций государства.
  2. Охарактеризовать основные функции государства.
  3. Выделить современные функции российского государства.

Научная новизна исследования определяется самой постановкой  проблемы и заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового  анализа функций государства.

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ИХ СУЩНОСТЬ

 

    1. Понятие и содержание функций государства

 

Любое государство с разной степенью активности, но постоянно  действует, ибо пассивность, бездеятельность  противопоказаны самой его природе  и назначению.

Функция государства –  это главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение по управлению делами общества. Можно эту мысль  выразить и иначе: функция государства – это деятельность государства в ее главных направлениях.

Функции вытекают из природы  и нужд самого общества и в государственно организованном обществе обретают характер государственных функций. Это естественно, ибо в таком обществе управление общественными делами возлагается  на государство как форму организации самого общества. Функции государства как главные направления его деятельности обусловлены основными задачами, стоящими перед обществом. Изменение задач ведет к изменению функций государства.

В функциях государства проявляются  сущность и социальное назначение государства. Функции государства следует отличать от функций и форм деятельности отдельных органов государства. В их числе можно назвать следующие виды деятельности: законодательная, исполнительная, контрольно- надзорная, юрисдикционная, следственно - дознавательная, пограничная, налоговая и т.д. Функции государства – это именно главные направления деятельности государства в целом, в совокупности всех его органов.

В осуществлении той или  иной функции государства принимают  участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы  государственной деятельности. Например, функция охраны правопорядка как главное направление в деятельности государства проявляется в законодательной, контрольно- надзорной, следственно - юрисдикционной и иных формах деятельности.

Функции государства носят  предметный, объектный характер, ибо  порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают  перед обществом на определенных этапах его развития. Без этих по своей природе общественных функций  общество не может нормально существовать и развиваться.

Функции государства носят  устойчивый  характер. Это главные  направления деятельности, существующие, как правило, на всем протяжении времени  существования государства. Одни из них проявляются сразу же с  возникновением конкретного государства. Другие, появившись на более поздних  этапах развития государства, с появлением новых глобальных задач (например, экологическая функция) становятся также постоянными, устойчивыми.

Наличие различных подходов к рассмотрению и определению  функций государства является вполне естественным и понятным, имея в  виду сложность и многогранность рассматриваемой темы. В теоретическом и практическом плане важным является выделение и рассмотрение общих черт и особенностей самих функций государства. Что выделяет функции государства как явление среди других государственных и негосударственных явлений? Чем они различаются и характеризуются?

Отвечая на эти и подобные вопросы, необходимо обратить внимание на следующие их общие черты.

Функции государства имеют  комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-массовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задам развития экономики, общества и самого государства.

В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций также определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних, функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.

Задачи и функции государства  – явления соотносимые, тесно  взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.

В задачах государства  определяются его социальное назначение, цель, достижению которой оно служит в тот или иной исторический период.

Задачи государства имеют  исходное значение по отношению к  его функциям, являются их ближайшей  непосредственной предпосылкой. В задачах  концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.

В свою очередь, функции государства  представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства  воплощаются в жизнь посредством  осуществления его функций.

 

    1. Признаки функций государства

 

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение  помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере  – в экономике, политике, охране природы и т.д.

2. В функциях предметно  выражается самое глубинное и  устойчивое в государстве – его сущностью. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции,  государство тем самым решает  стоящие перед ним задачи по  управлению обществом, а его  деятельность приобретает практическую  направленность.

4. Функции государства  – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами. В определении направленности  деятельности  государства   решающими факторами являются: сущность государства и его социальное  назначение,  в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества.

Функции  государства  многоплановы,  их  формирование  происходит   в процессе становления, укрепления и развития государства. Последовательность возникновения функций зависит от очередности  задач,  которые  встают  перед обществом в его историческом развитии, целей, которые  оно  преследует.  Эти задачи и цели не могут быть произвольными.

Итак, функции государства  – это рассматриваемые в комплексе  предмет и содержание  деятельности   государства   в   определенном   направлении   и обеспечивающие ее средства и способы.

       В   процессе  исторического  развития  государства  в   его   функциях происходят  изменения:  одни  из  них  отпадают,  другие  —  углубляются   и

видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь. Но во  всех  случаях они   обусловливаются   свойственными   определенной   исторической    эпохе экономической   и   социально-классовой   структурой   общества,   сущностью государства и его социальным  назначением.

Поэтому  функции  конкретного  государства  должны  рассматриваться   с   учетом   его   принадлежности   к определенному типу государства.

 

    1. Развитие функций государства

 

Появление тех или иных новых функций  на  различных  этапах  развития государственности конкретных  обществ  не  имеет  строго  предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой  сущностью и  формой  государства.  Вместе  с  тем  такая  более  или  менее  причинная зависимость все же характеризует функции государства,  которые  представляют собой  важнейшие  направления  деятельности   государства   в   определяющих областях его  существования  в  экономической,  политической,  социальной и иных.  Основные   функции   наиболее   "чутки"   к   сущностным   изменениям государства.

В  процессе  исторического  развития  государства  в   его   функциях

происходят  изменения:  одни  из  них  отпадают,  другие  —  углубляются   и

видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь. Но во  всех  случаях они   обусловливаются   свойственными   определенной   исторической    эпохе экономической   и   социально-классовой   структурой   общества,   сущностью государства  и  его  социальным  назначением.  Поэтому  функции  конкретного государства  должны  рассматриваться   с   учетом   его   принадлежности   к определенному типу государства.

Информация о работе Теория государства и права