Теория государства и права, ее предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития. В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон.

Файлы: 1 файл

контрольная ТГП.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

1. Статья 1 Конституции РФ  определяет Россию как правовое  государство. На примере политической  и юридической практики нашего  государства покажите реальность  конституционного положения. Каковы  особенности, признаки правового  государства?

2. Дайте сравнительную  характеристику юридической ответственности  и иных мер государственного  принуждения.

3. Найдите в нормативных  актах и выпишите нормы, отражающие  различные способы, методы и  типы правового регулирования.

4. Найдите в нормативных  актах и выпишите:

а) коллизионную норму;

б) норму со сложной гипотезой;

в) норму с относительно-определенной санкцией;

г) норму, распространяющую свое действие на строго ограниченный круг субъектов.

 

Государство устанавливает  в законах общеобязательные правила  поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития.  В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон.

Конституция РФ - это основной закон Российского государства, утвержденный высшим органов власти, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения личности, имеющий высшую юридическую силу.

Принцип верховенства Конституции закреплен в Конституции РФ ч.1 ст., она гласит: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные другие правовые акты принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ».

Конституция, ее положения  обязательны абсолютно для всех государственных и самоуправленческих  органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности.

Недопустимо «обогащать» закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. А для

Его соблюдения нужно чтобы  граждане были проинформированы о его содержании, это положение закреплено в ч.3 ст. 15 Конституции РФ, она гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, то есть тому тексту, который был принят законодательным органом или референдумом и подписан компетентным должностным лицом.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от  14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[2] федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федеральных законов считается, первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Взаимная ответственность  государства и личности - неотъемлемый признак правового государства.

В правовом же государстве, делаются акценты на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых  актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жестокие санкции за это.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является конституционное положение соответствии, с которым властные структуры государства обязаны обеспечить  каждому  возможность  ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы.

В правовом государстве  признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными  законом, а гражданин  свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

 Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в  собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей.

Важной особенностью правового  государства является реализация принципа разделения властей.

 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. содержит статью закрепляющую принцип разделения властей в Российской Федерации. Ст. 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.”

Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент  как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - Конституция РФ строго разделяет их полномочия.

 В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что Президент

РФ признается главой исполнительной власти. Например, право

председательствовать на заседаниях Правительства (п. «б» ст. 83 Конституции

РФ).

Выделяют четыре основных уровня реализации принципа разделения властей:

     Первый связан  с передачей власти и управленческих функций от политическо-государственных структур первичным социальным субъектам - т.е. народу, нации.

     Второй уровень  разделения властей охватывает  сферу взаимоотношений государства с политическими партиями, массовыми общественными организациями, общественными движениями.

     Третий уровень  разделения властей предполагает традиционное понимание вопроса как функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

Четвертый уровень связан с взаимодействием национально-государственных образований друг с другом (примером этого может служить распавшееся СССР, а так же СНГ).

     Гуманизм - своеобразный  суперпринцип всего конституционного строя. Его

закрепление ст. 2 Конституции  РФ свидетельствует о решительном  отказе от

тоталитарного подхода к  проблеме “человек - государство”, при  котором

государство берется за решение  основных вопросов жизнеобеспечения, а человекпревращается в “винтик” большой государственной “машины” по всеобщему

“осчастливливанию”.

1. Российская Федерация  — Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления

2. Наименования Российская  Федерация и Россия равнозначны

 

Статья имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются  форма государственной власти в  Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической  и иных свобод личности в обществе. Однако понять содержание этой статьи можно, лишь имея четкие представления  о том, что такое государство, из каких компонентов оно состоит  и в каких формах может проявлять  и проявляет свою власть в настоящее  время.

В самом общем понимании  государство представляет собой  аппарат управления делами общества и защиты прав личности от произвола  со стороны других лиц, органов и  организаций. Современное государство имеет сложную структуру и включает, в частности, представительные (законодательные) органы власти; главу государства; правительство, министерства и иные органы исполнительной власти; правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию (милицию); пенитенциарные учреждения.

Государственные органы находятся  между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образом  организованы в единое целое.

Эти способы организации  государства и понимаются как  его форма. При этом в форме  государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму  государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризует  способы образования высших органов  государственной власти, порядок  распределения между ними полномочий. Различают две основные формы  правления: монархию и республику.

Форма государственного устройства понимается как способ распределения  государственной власти между ее центральными органами и органами власти отдельных территорий страны. Выделяются две формы государственного территориального устройства: унитарная и федеративная. В унитарных (единых) государствах, к числу которых относятся, например, Франция, Швеция, Финляндия, центральные  органы государственной власти определяют полномочия органов власти на местах. В федеративных государствах (США, Германия) субъекты федерации имеют свои собственные  полномочия, которые не могут быть изменены центральной властью в  одностороннем порядке.

Система способов осуществления  государственной власти по отношению  к гражданам, их объединениям, формы  и методы участия населения в  делах государства охватываются понятием политического режима. Многовековая история государства знает два  вида такого режима: демократический  и авторитарный. Для демократического режима характерны участие населения  в формировании органов государственной  власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, режим законности, охрана прав и законных интересов граждан  и др.

В противоположность демократии авторитарные режимы — деспотия, фашизм — характеризуются бесправным положением граждан, их отстранением от государственной  деятельности, как правило, наличием единоличной власти. В странах  с таким режимом чаще всего  царят произвол и беззаконие, самые  грубые формы нарушения прав человека.

Конституционное закрепление  Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее.

1. В стране существует  республиканская форма правления.  Все граждане России, согласно  Конституции, имеют право участвовать  в формировании законодательной  власти Российской Федерации  — Федерального Собрания, а также  избрании главы государства —  Президента Российской Федерации  (подробнее см. ст.81, 96 Конституции).

2. Российское государство  представляет собой федерацию,  объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального  значения, 1 автономную область, 10 автономных  округов. Представительные (законодательные)  органы субъекта Федерации в  пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия  по ряду важнейших направлений  государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые  акты. В то же время значительную  часть вопросов решают непосредственно  федеральные органы государственной  власти: Федеральное Собрание, Президент  Российской Федерации и Правительство.

В условиях России, представляющей собой многонациональное государство, федеративная форма государственного устройства является наиболее плодотворной, ибо только Федерация позволяет  органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой республики и  других субъектов Федерации.

3. Российская Федерация  — демократическое государство.  Россиянам предоставляется возможность  участвовать в делах государства  и формировании его органов,  а также предоставляются иные  политические права (подробнее  см. гл.2 Конституции). В стране принимаются  меры к реальному осуществлению  каждым гражданином предоставленных  ему прав и укреплению законности  и правопорядка.

Закрепленные Конституцией формы государственной власти отражают мировой опыт государственного строительства  зарубежных стран, создают необходимые  условия для реализации зафиксированных  в Конституции политических, экономических  и иных свобод россиян. Проведение принципа разделения властей в системе  федеральных органов государственной  власти создает устойчивый характер для демократических преобразований в Российской Федерации, делает невозможным  сосредоточение власти в руках одного лица и введение тоталитарного режима.

Принципиально важным является конституирование государства Российской Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых буржуазных государств содержат подобные положения, хотя идея связанности государства правом, законом в настоящее время получает всеобщее признание.

Информация о работе Теория государства и права, ее предмет и функции