Теоретические основы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 17:35, реферат

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что государственное управление - это, прежде всего управление людьми. Обращаясь к людям, государственные органы воздействуют на них индивидуально и через их различные коллективы - естественно сложившиеся группировки (например, социальный слой интеллигенции) и созданные по воле людей (например, партии). Многие государственные акты обращены и к всеобъемлющему коллективу - обществу в целом (например, требование соблюдать конституцию). В свою очередь, как говорилось, граждане, их коллективы, общество, реагируют на государственное управление и устанавливают обратные связи с государственными органами, государством в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Теоретические основы государственного управления…………………….4
Современные концепции государственного управления………………4
Государственное управление и человек……………………………………8
Государственное управление и статус личности……………………….8
Понятие основ правового статуса человека и гражданина……………10
Личность, ее права и обязанности по отношению к государству….…12
Государство, его права и обязанности по отношению к личности……13
Государственное управление в сфере социальных отношений………14
Государственное управление и сфера жизни человека…………………21
Вывод………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Комплексная.docx

— 51.80 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение…………………………………………………………………………2

  1. Теоретические основы государственного управления…………………….4
    1. Современные концепции государственного управления………………4
  2. Государственное управление и человек……………………………………8
    1. Государственное управление и статус личности……………………….8
    2. Понятие основ правового статуса человека и гражданина……………10
    3. Личность, ее права и обязанности по отношению к государству….…12
    4. Государство, его права и обязанности по отношению к личности……13
    5. Государственное управление в сфере социальных отношений………14
  3. Государственное управление и сфера жизни человека…………………21
  4. Вывод………………………………………………………………………22
  5. Список литературы………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность темы заключается в том, что государственное управление - это, прежде всего управление людьми. Обращаясь к людям, государственные органы воздействуют на них индивидуально и через их различные коллективы - естественно сложившиеся группировки (например, социальный слой интеллигенции) и созданные по воле людей (например, партии). Многие государственные акты обращены и к всеобъемлющему коллективу - обществу в целом (например, требование соблюдать конституцию). В свою очередь, как говорилось, граждане, их коллективы, общество, реагируют на государственное управление и устанавливают обратные связи с государственными органами, государством в целом.

      Актуальность настоящей работы связана с тем, что в ней будут представлены основные противоречия, касающиеся данной проблемы. Следует отметить, что данная проблема является достаточно изученной. Отсутствует единый взгляд на не, многие вовсе не выделяют ее в качестве проблемы. Объектом работы выступает государственное управление как сложный феномен и неоднозначное явление общественной жизни. Предметом работы является место человека в государстве как управленческой системе. Цель работы состоит в выявлении специфики влияния государственного управления на личную жизнь человека.

      Для управления поведением личности, коллектива и по отношению к обществу в целом используются методы стимулирования, дозволения, требования, запрета, предоставления прав, возложения обязанностей и др.

       Предметом данной работы являются взаимоотношения государства и личности.

     Объектом данной работы будут процессы, которые происходят при взаимодействии государства и личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

         Все цивилизованные государства в современном мире, независимо от их естественных различий, ученые, политики, журналисты и общественные деятели сходятся сегодня в том, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом. В связи с этим наука изучает особенности и механизмы практической организации разнообразной деятельности органов государственной и муниципальной власти.

 

    1.  Современные концепции государственного управления

      

       Одной из концепций государственного управления, получившей широкое хождение с начала 90-х гг. в Украине, является преимущественно экономическое восприятие государственного управления. В последнее время в практике государственного управления преобладает тенденция рассмотрения основных государственных задач через призму экономической деятельности, включение рыночных механизмов в управление общественными делами. Считается, что экономическая сфера является наиболее важной. В связи с подобными взглядами, государственные учреждения подвергаются коммерциализации, переводятся на самофинансирование и наделяются широкими полномочиями по оказанию платных услуг. Даже за учреждениями образования и здравоохранения закрепляется лишь обязательный минимум услуг, как правило, низкого качества. Более высокий стандарт обслуживания доступен только при условии оплаты.

      Экономическая  парадигма государственного управления  наталкивается на внутреннее  противоречие, поскольку с точки  зрения современной экономической  теории вмешательство государства  должно быть минимизированным, все  основные функции должны по  возможности выполняться на конкурентных  началах, регулироваться преимущественно  рыночными силами. Государственное  управление, осуществляемое на рыночных  принципах, не может рассматриваться  серьезно, поскольку в силу своего  монопольного положения и властных  полномочий внедрение в государственное  управление коммерческих принципов  таит в себе огромные опасности  злоупотребления монопольным положением  в пользу лиц, облеченных властью, что неоднократно случалось в  истории.

     В среде  многих ученых такой подход  встречает яростную критику. Кеннет  Мейер высказал опасение, что  особое пристрастие к экономике  подменяет и отнимает у государственного  управления все богатство ценностей. Доминирование в государственном  управлении псевдо экономистов может привести, по его мнению, к печальному будущему, и потому Мейер даже предлагал вести против экономистов, работающих в сфере государственного управления, настоящую «партизанскую войну», используя научные методы.

     Тем не менее, для осуществления своей деятельности  государство нуждается в огромных  суммах денежных средств. Для  того чтобы сформировать такие  масштабные фонды, государство заинтересовано  в стабильной экономической ситуации  и росте национальной экономики.

     Концепция  государства всеобщего благосостояния (с системой социального обеспечения, бесплатным обучением и т. п.) была популярна со второй половины XX века. Ее развитие было отчасти обусловлено угрозой коммунизма и экономическими кризисами, не раз потрясавшими мировую экономику.

     Концепция минимального государства предполагает как можно меньшее государственное вмешательство в экономику и частную жизнь. Соотношение личного, общественного и государственного остается до сих пор предметом долгих и упорных рассуждений и дискуссий, однако все зависит от форм государственного вмешательства и его последствий.     Концепция минимального государства соответствует либеральной идеологии и тенденциям демократизации, и исходит из предположения, что частный сектор способен предоставить большую часть общественных услуг, используя такие инструменты, как дерегулирование, разгосударствление и приватизацию.

     Концепция  эффективного государства. Эффективность означает развитие и поддержание механизмов выявления и интеграции общественных предпочтений, ориентацию на цели, разделяемые обществом, и способность их достижения. Эффективная власть осознает ограниченность своих возможностей и готова делегировать свои полномочия агентам, способным реализовать их с большей отдачей, нежели центр.

      Концепция корпоративного управления зародилась в менеджменте применительно к проблемам управления акционерными обществами. В отношении государственного управления проекция данной концепции затрагивает целый ряд важнейших проблем, связанных с отношениями народа или общества (акционеров) и органами управления, которые должны действовать в интересах народа. В рамках данного направления вырабатываются решения в области наблюдения, контроля, оценки деятельности, подотчетности управляющих. Таким образом основное содержание концепции – согласования интересов управляемых и управляющих.

        Концепция нового государственного менеджмента. В рамках происходящих в обществе изменений происходит переворот в подходах к организации государства, преобразуются цели и задачи государственного управления. Многие ученые предпочитают говорить о смене парадигмы, в рамках которой государство и государственное управление начинает рассматриваться под не известным ранее углом зрения. Речь идет об обеспечении не только экономической эффективности, но и справедливости в деятельности государства. Концепция нового государственного менеджмента воспринимается неоднозначно. Новый государственный менеджмент оказывается бессильным при решении довольно большого круга важнейших государственных задач и политического контроля населения за действиями правительства, не до конца удалось решить и проблему открытости и профессионализма государственной службы. Близким по содержанию является концепция “governance”. Она обозначает управление, которое отвечает требованиям открытого, демократического и справедливого общества. Управление строится на основе принципов разделения властей, народовластия, выборности и сменяемости высших должностных лиц, подотчётности институтов исполнительной власти, верховенства закона, политического плюрализма, независимости средств массовой информации, и имеет демократический характер.

       Концепция государства как социо-кибернетической системы обращает внимание на то, что мир изменяется в сторону усложнения. Общество становится с каждым годом все более сложным и динамичным, разносторонним по своей природе. Для управления таким обществом устоявшиеся институты и структуры становятся непригодными. В правительстве все чаще происходят дисфункции и сбои. Вывод теории состоит в том, чтобы перманентно проводить реорганизацию, налаживать взаимодействие между различными участниками государственно-общественных отношений, устанавливать баланс социальных сил и социальных интересов на основе взаимного доверия и взаимопонимания.

       Концепция политических сетей. В рамках этого подхода проводились также исследования по самоорганизации и выработана концепция «управления без правительства». Подобная сетевая концепция выработана в социологии и экономике. В частности в экономической теории признается, что рыночные агенты действуют не независимо и произвольно, а в рамках устойчивых сетей - они контактируют на постоянной основе с одними и теми же контрагентами. Информация, ресурсы также вырабатываются в рамках сетевой структуры. Огромную роль выполняют личные и неформальные контакты. Связи – это ценный ресурс в реальном мире.5 То же самое относится и к государственному управлению. Чиновники действуют не в пользу абстрактного общества, они окружены конкретными людьми, некоторые из которых оказывают на них влияние. С некоторыми они состоят в дружественных или иных отношениях, что оказывает влияние на принимаемые решения и проводимую политику. Например, выдача субсидий и грантов не обходится без пристрастности. Однако сети имеют значительную автономию от государства и ими можно управлять, направляя их в нужное русло. Сети являются альтернативой рыночному механизму и иерархии. В государстве сети могут выражаться различными понятиями: элиты, диаспоры, корпоративные, профессиональные группы и т.д.

       Влияние  концепции информационного общества  и прогресс в развитии информационных  технологий привели к формированию  концепции виртуального государства. Согласно ей, большая часть взаимодействий  с правительственными органами  может протекать на высокотехнологичной  основе с применением возможностей  компьютерной техники, то есть  точкой взаимодействий выступает  правительственный портал. В качестве  механизма связи выступает электронный  документооборот и электронная  почта.

      Таким образом, в рамках современного государственного  управления происходит поиск  новых подходов и средств повышения  эффективности управления, в соответствии  с ростом запросов со стороны  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЧЕЛОВЕК

      Государственное управление играет огромную роль в жизни человека от рождения (свидетельство о рождении) и до смерти (соответствующая справка). Правда, мы не всегда это замечаем, а иногда и не знаем о скрытой опеке государства.

    2.1 Государственное управление и статус личности.

Воздействие государственного управления на человека имеет разные формы. Государственный орган или должностное лицо может непосредственно управлять поведением человека (в рамках закона). Например, судья приговаривает нарушителя общественного порядка к административному аресту в течение 15 суток; начальник направляет работника в служебную командировку; милиционер задерживает на два часа нарушителя общественного порядка для составления протокола и т.д. Государственное управление поведением отдельного человека может осуществляться опосредованно, через различные коллективы (например, признание судом забастовки, в которой участвовал данный гражданин, незаконной с вытекающими из этого негативными, в том числе и для этого гражданина, последствиями; путем повышения заработной платы работникам государственных учреждений культуры, где человек работает; отказ в государственной регистрации партии, где он состоит).

    Государственное управление поведением личности возможно и путем вмешательства государства в дела общества в целом. Устанавливая иной порядок оборота земель, вводя новое пенсионное обеспечение, создавая всеобъемлющую информационную сеть и т.д., государство изменяет что-то в обществе и тем самым в положении каждого отдельного человека.

   Прежде всего, государство устанавливает институт гражданства (существование или отсутствие правовой связи лица с данным государством), определяя в законе, кто из проживающих на его территории или вне ее является гражданином, иностранцем, лицом без гражданства, лицом с множественным (обычно двойным). Такой статус лежит в основе неодинаковых связей личности и государства, определяет применение разных приемов, способов государственного управления по отношению к человеку. Состояние гражданства (в монархиях употребляется также термин «подданство» с акцентом на личную связь человека и главы государства) порождает определенные права, которых не имеет иностранец или лицо без гражданства (например, участие в выборах в парламент или право состоять в политических партиях), а также возлагает на гражданина определенные обязанности, которых не несут иные лица (например, воинскую обязанность). Граждане имеют наиболее широкие права и несут больше обязанностей перед государством. По отношению к гражданину государство может применить такие методы управления, которые невозможны по отношению к иностранцу (например, военный призыв).

Информация о работе Теоретические основы государственного управления