Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:28, шпаргалка

Описание работы

Вопросы и ответы по "Теории государства и права"

Файлы: 86 файлов

1.предмет ТГП как науки и уч.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

10 способы образ права.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

11 гражд общество.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

12 прав государство.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

14 власть.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

15 легитимность.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

16 клас и общесоц в сущн госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

17 пон госва и признаки.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

18 гос суверенитет.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

19 типология госва.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 методология.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

20 формы Рос государства.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

21 госво в пол сист обва.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

24 Формы осущ функций госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

22 принципы и нормы пол сист.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

23 госво и личность в пол сист обва.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25 эволюц фции госва.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

26 Бюрократия.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

27 Механизм госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

28 гос орган.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

29 Тя естественного права.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 система методов.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

30 марксист понимание права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

31 нормативист теория права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

32 проблемы правопонимания.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

33 право и мораль.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

34 понятие права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

35 признаки права.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

36 Типология права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

37Правовое регулирование.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

38 методы прав регулир.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

39 Мехм прав регул.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4 ТГП в системе общ наук.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

40 Эфть прав регул.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

41 правовые средства.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

42 прав стимул и огран.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

43 форма права.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

44 Правотворчество.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

45 Закон процесс.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

46 система НПА.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

47 Закон.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

48 Подзаконные НПА.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

49юр коллизии.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

66 Гарантии.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5 функции ТГП.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

50 систематизация НПА.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

51 действ НПА.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

52 Правовые отношения.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

53 субъекты права.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

54 Субъект право.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

55 Юридические факты.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

56 Реализация норм права.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

57 Применение норм права.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

58 Правоприменительный акт.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

59 Пробелом в праве.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

6 категориально - понятийный аппарат.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

60 Толкование прав норм.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

61 юр практика.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

13.txt

— 25.06 Кб (Скачать файл)

62 Правомерное поведение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

63 Правонарушение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

64 юридическая ответственность.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

65 Законность.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

67 Правопорядок.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

68 Юр техника.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

69 тенд разв права и закон.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

70 прав сист обва.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

71 развитие пра сист.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

72 англ сакс.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

73 Семья религ права.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

74 романо герм сист.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

75 Публ и част право.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

76 осв от юр ответ.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

77 Прав аксиомы.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

78 Сущн и осн принципы прав полит.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

79 Правосознание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

8 Современное состояние.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

80 Правовая культура.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

9 теор подходы к происх ТГП.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25.1.txt

— 9.21 Кб (Скачать файл)

25.2.txt

— 16.87 Кб (Скачать файл)

25.txt

— 11.55 Кб (Скачать файл)

29.txt

— 4.21 Кб (Скачать файл)

Документ Microsoft Word.doc

— 623.50 Кб (Скачать файл)

 

Ведь системные свойства того или  иного объекта означают обязательное наличие в этом объекте элементов, органически связанных друг с другом, взаимодействующих между собой. Кроме элементов и их связей, системный подход выделяет и характер этих связей, их содержание, изучает системообразующие факторы, определяет уровни системы, ее сложность и т. п.

 

И это значит, что в правотворческом процессе учет системных свойств права ведет к требованию разрабатывать и принимать нормативно-правовые акты в комплексе, в системе, которые регулировали бы общественные отношения всесторонне, наиболее эффективно, социально полезно. Это значит, что при принятии закона надо прослеживать всю цепочку его взаимодействия с другими законами, вносить соответствующие изменения в эти другие законы, или, напротив, установив противоречия с другими законами, признать, что подготовка и принятие нового закона является делом невозможным или нецелесообразным. Вариантов тут много, но системность права обязательно накладывает свои ограничения на правотворческий процесс.

 

В правотворческом процессе учет системности  права означает также понимание  недопустимости произвольных экономических, социальных решений. Являются иллюзиями представления многих экономистов, политиков, что они могут принимать любые экономические или социальные решения, которые потом, де, оформят юристы. Если эти решения противоречат системе права, ее основополагающим началам, эффективность таких экономических, социальных решений будет ничтожна или даже, наоборот, окажется социально вредной.

 

Например, длительное время существовало, да и сейчас еще существует, противоречие между трудовым контрактом как формой участия работника в производстве и традиционным трудовым договором с его четкими, установленными в законодательстве условиями и правилами труда. Контракт как будто расширяет свободу выбора и условий труда у работника, но не может ухудшать эти условия труда, закрепленные законодательно, не может заменять одно условие на другое — может быть, лучшее с точки зрения работника. Но тогда вообще возникает вопрос, а зачем вообще нужно введение контрактной системы работы, учебы, службы?

 

В правоприменительном процессе учет системности права означает возможность найти и применить наиболее точную норму для решения гражданско-правового спора, рассмотрения уголовного дела.

 

Эти нормы находятся в систематизированном  состоянии, помещены в определенные структурные подразделения права (отрасли, подотрасли, правовые институты), что и позволяет их отыскивать, реализовывать, словом, приводить в действие.

 

Такую возможность предоставляет  также наличие в системе права  двух крупных блоков - материального  и процессуального права. Материальное право — это обозначение тех правовых норм, которые обеспечивают регулятивные и охранительные функции права: уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и иные нормы. Процессуальное право - обозначение тех норм, которые определяют процедуры, процессы применения материального права. Это все те нормы, которые регламентируют порядок проведения уголовного процесса, гражданского процесса, или иначе, уголовного судопроизводства, гражданского судопроизводства, арбитражного, административного процессов. Иными словами, недостаточно иметь в системе права лишь нормы материального права, надо иметь еще и соответствующие, взаимосвязанные с ними нормы, определяющие порядок, процедуры применения норм материального права. И обеспечивает это важнейшее свойство права - взаимосвязь материальных и процессуальных начал — именно системность права.

 

Только в сочетании материальное и процессуальное право обеспечивают регулятивную роль права, позволяет  в необходимых случаях реализовать  санкции правовой нормы, иных элементов. Система права включает в себя и иные крупные взаимодействующие блоки, например, блок внутригосударственного (национального) права и блок тех общепризнанных принципов и норм международного права, которые включены (имплантированы) в соответствующую систему права.

 

В целом эти два блока в  системе права соответствуют  друг другу. Но отдельные нормы этих двух блоков могут оказаться и  противоречивыми, пребывать в коллизии, тогда возникает вопрос о том, какой норме следует отдавать предпочтение. Ответ однозначен: если имплантация произошла в установленном порядке (межгосударственный договор ратифицирован, общепризнанные принципы и нормы Международного права содержатся в декларациях, конвенциях, протоколах и иных нормативно-правовых актах, признанных государством), то тогда приоритет за межгосударственным договором, конвенцией, декларацией и т. д. В случае коллизии действуют нормы, содержащиеся в этих актах.

 

К крупным блокам в системе права  относятся также публичное и  частное право - членение системы права на нормы, регламентирующие государственные (конституционные) отношения, касающиеся общественно-значимых социальных интересов (публичное право), и нормы, регламентирующие частные интересы: лично-имущественные, семейно-брачные и т. п. (частное право). Это членение системы права на право публичное и частное предложили еще юристы Древнего Рима. Но они же отмечали и известную условность такого членения, т.к. многие «публичные» правовые решения оказывают неизбежное влияние и на личные интересы, а последние так или иначе связаны с общесоциальными отношениями.

 

Однако история правового развития показывает, что признание частного права (гражданского права в современном  прочтении) имеет большое социальное значение, т.к. на первый план выдвигает  гражданина, индивида, утверждает о его экономических, личных, культурных правах, не заслоняет эти права государственно-правовым блоком. Наличие частных прав делает их носителя активным участником общественной, прежде всего экономической жизни, делает его политически самостоятельным, способствует стабильности, предсказуемости общественных отношений.

 

Следует отметить, что развитие частного права - это общепланетарная тенденция. В современной России она получила свое воплощение в принятии Гражданского кодекса (первой и второй частей), многих других нормативно-правовых актов.

 

Размышляя о системе права, следует  также иметь в виду, что во все  времена юристы того или иного  общества стремились к созданию четкой, непротиворечивой системы права. Однако это почти никогда не удавалось: противоречивость законов являлась скорее правилом, чем исключением.

 

Причин этому было и остается много. Одна из них заключается во внеправовых факторах, когда систему  права взламывают экономические, социальные перемены, например, переход от социалистического строя к социально-регулируемой рыночной экономике. Иной фактор - запаздывание, медлительность системы права. Многочисленность связей в системе права не позволяет ее оперативно перестраивать, даже при радикальных переменах остаются реликты предыдущего правового состояния. Еще важной является и характеристика права как очень сложной системы. Сложность — это отличительная черта права в целом. Все это никак не позволяет ту или иную систему права считать идеальной.

 

В теории права уже много столетий идет поиск системообразующего фактора. На предыдущем, марксистско-ленинском этапе отечественная теория выдвигает в качестве такового тип права, его привязку к социально-экономическому строю, к типу государства. И надо отметить, что право социалистического общества имело, пожалуй, действительно четкую системную характеристику. Государственное право, гражданское право обеспечивали огосударствление экономики, прежде всего собственности, распределительную систему - планирование и управление народным хозяйством.  Уголовное право обеспечивало фактическую трудовую повинность, закрепляло рабочих и крестьян соответственно на предприятиях и в колхозах. Иные правовые нормы устанавливали пределы заработной платы, даже количество наличных денег на предприятиях и в организациях (так называемый кассовый план).

 

Система социалистического права  позволяла властным структурам расправляться  с политическими оппонентами, устанавливать  государственную идеологию, устранять  инакомыслящих и т. п. Ее зависимость  от экономических отношений прослеживается весьма четко. И действительно, стоило в 1965 г. принять правовые решения об экономической реформе - частичной, половинчатой, но все же расширяющей правомочия и самостоятельность предприятий, - как вся система права постепенно стала неустойчивой, нестабильной и в процессе изменений, прежде всего через развитие арендных отношений, кооперативного хозяйства и иных явлений, противоречащих действующей системе права, стала медленно, противоречиво поворачиваться к рыночной экономике, демократическим преобразованиям.

 

Однако в другие времена и  у других народов системообразующими факторами могут быть иные общественно-значимые явления и состояния, религиозные  убеждения, этнокультурные влияния. Это  относится, например, к системам права  в мусульманских странах.

 

Подчеркну, что речь идет именно о  системе, а не о типе права. Типологическая характеристика права, например, в марксистско-ленинской  концепции, говорит о содержании той или иной системы права, ее привязке к социально-экономическому строю, а не к ее системной характеристике. Системная же характеристика права — это его определение с точки зрения организации права, внутреннего устройства.

 

Следовательно, правильным будет вывод  о наличии многих системообразующих  факторов, действующих по-разному  в тех или иных обществах, как самостоятельно, обособленно, так и в совокупности, в комплексе.

 

 

 

 

 

56. Правовой статус личности: понятие,  структура и виды.

 

 

 

Правовой статус - система признанных и гарантируемых государством в  законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

 

а) правовые нормы;

 

б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

 

в) основные права, свободы и обязанности;

 

г) законные интересы;

 

д) гражданство;

 

е) юридическая ответственность;

 

ж) правовые принципы;

 

з) правоотношения.

 

В зависимости от перечисленных  критериев различают:

 

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

 

б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан;

 

в) индивидуальный статус.

 

Набор правовых статусов велик, но в  теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.

 

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена  общества. Определяется он прежде всего  Основным законом (Конституцией) государства  и не зависит от различных текущих  обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

 

Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

 

Специальный или родовой статус отражает особенности положения  отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

 

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

 

Таким образом, рассмотренные три  вида статуса соотносятся между  собой как общее, особенное и  единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

 

Общий правовой статус у всех один, специальных - множество, в зависимости  от особенностей правового положения  отдельных категорий людей, а  индивидуальных ровно столько, сколько  физических лиц, проживающих на территории определенного государства.

 

 

 

 

 

60. Соотношение государства и  права.

 

 

 

Соотношение государства и права  можно охарактеризовать через единство, различия и взаимосвязь этих понятий.

 

Единство состоит в том, что  государство и право:

 

-возникают и развиваются совместно;

 

-выступают средствами управления, инструментами власти;

 

-призваны сочетать и обеспечивать  личные, групповые и общественные  интересы;

 

-основаны на едином базисе, определяются  социально-экономическими, духовными  и другими факторами. Различия  между государством и правом:

 

-если государство есть особая  организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

 

-если первичным элементом государства  является государственный орган,  то первичным элементом права  является юридическая норма;

 

~государство и право не совпадают  по формам, по функциям.

 

Взаимодействие государства и  права:

 

-воздействие государства на  право состоит в том, что  государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет  его (правоприменение);

 

-право воздействует на государство,  упорядочивая деятельность государственного  аппарата, устанавливая компетенцию  его органов.

 

Выделяют два основных типа взаимоотношений  между государством и правом

 

-когда государство стоит «над  правом» и в случае, если это диктуется государственной целесообразностью, может правом пренебречь (примат государства над правом в условиях режима тоталитарной законности);

 

-когда право стоит «над государством»,  выступая его ограничителем (примат  права над государством в условиях режима правозаконности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

61. Правовое государство: понятие  и принципы.

Проблемы ТГП.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

учебник по ПТГП.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"