Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 09:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»
78 лежащие в основе конкретных решений; - отсутствует деление права на частное и публичное; - нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; - судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; - во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях). исламское право (шариат) и иудейское право (галаха)
Семья традиционного права Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: - доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; - обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами; - обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; - нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значении, хотя в последнее время их принимается все больше и больше; - судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; - судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сп -лоченность;юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; - архаичность многих ее обычаев и традиций.
в некоторых странах Центральной
и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии
и Океании
79 Преемственность
означает использование в правовой системе
предыдущих форм права при обновлении
их содержания. Этот процесс имеет место
при сменах общественно-экономических,
государственных строев. Форма права является
весьма устойчивой по отношению к переменам
в экономике, в политике, в духовной жизни
общества.
Рецепция права – заимствование содержания и некоторых форм права из правовых систем других стран или из прошлого опыта – это еще одна проблема формы права в современной теории.
Дело в том, что такая рецепция действительно осуществляется в некоторых странах, приводя подчас к появлению биюридизма.
В частности, сохраняя свои своеобразные национальные регулятивные правовые и моральные системы, Япония в XIX веке рецепировала Германское гражданское уложение, которое удачно послужило формированию и обеспечению капиталистических товарно-денежных отношений, способствовала расцвету во многих областях жизни японского общества.
В других странах речь шла о рецепции по вертикали, когда рецепировался предыдущий правовой опыт.
Разумеется, рецепция не означает механического заимствования содержания и форм права. Это процесс скорее восприятия, адаптации рецепированного права к конкретным условиям того государства, которое в этом нуждается. Но это реальный процесс формирования некоторых национальных правовых систем.
80 Положение о верховенстве права и закона является одной из важнейших характеристик правового государства.
Верховенство (господство) права предполагает прежде всего наличие законов с правовым содержанием (правовых законов), а также связанность государственной власти правовыми законами, то есть правом.
Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.
Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение — упадком данных институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан, обеспечение реализации судебных решений было не очень эффективным, императоры стояли выше закона.
80 Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить. Существенную роль в развитии права сыграла унификация и кодификация правовых установлений, проводившаяся папами в XI-XIII веках, а также провозглашение папой Григорием VII верховенства канонического права над королевской властью и его распоряжение о преподавании права в университетах.[3]
Формирование концепции господства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. Смысл теорий права Нового времени — оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства.
Принцип связанности государства правом (верховенства права) означает, что лишь в соотносимости с правом выявляется истинная ценность современного государства. В этой связи социальной ценностью обладает лишь то государство, которое, обеспечивая право и оставаясь на почве права, служит общественной пользе.
81 Право - прежде всего, нормы, по своему содержанию, по своей социальной сущности явл-ся средством общественного согласия. Нормативно закрепленная справедливость, состоящая в реализации общ-ного компромиса. Личность - социальная харак-ка человека на определенном этапе общ-ного развития. член общества, наделенный правовым статусом, правосубъектностью, адресат правового воздействия, участник многообразных общ-ных отношений, совокупность и содержание которых определяют его положение и социальную роль, поведение и духовную жизнь. Гражданин - это личность в ее взаимодействии с гос-вом, характеризующаяся системой прав, обязанностей, ответственности. Гос-во должно охранять «достоинство личности» (ст. 21 К. РФ). Гражданство, юр-кое состояние личности в отношениях с гос-вом, состояние, имеющее набор взаимных прав и обязанностей, возникающее с момента рождения. Его состояние определяется некоторыми по принципу «крови» (происхождение от родителей – гр-н гос-ва) или по принципу «почвы» (месту рождения). Исполнением юр-ких процедур приема в гр-во, прекращаться -процедурах выхода из гр-ва.
В К. РФ в ряде статей «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» ст. 23, в ст. 33 – право принадлежит только гр-ну. Зачастую вместо понятия «личность»
81 употребляют «человек» (Декларация прав и свобод чел-ка и гр-на 10.12.1948 г.) Чел-к как высокая социальная хар-ка. Свобода личности выражает возможность каждому вести себя в отношениях с другими личностями, так, как это необходимо, полезно, но не ненарушая свободы других личностей. Гос-во и его органы не должны ограничивать произвольно свободу личности, установленную и закрепленную правом. Фарбер-самые фундаментальные, конституционные отношения в обществе формируются вокруг народовластия, суверинитета, свободы личности. Оборотная сторона свободы личности – зависимость от социальных отношений-взаимопомощи, услуг, подчинения.
На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. Основные права и свободы входят как основное ядро в конституцию. Конституция-это акт прямого действия, то основные права и свободы обеспечиваются так же, как и иные, позитивные права, обычными, юридическими способами. Поэтому деление прав и свобод на естественные и позитивные теряет свой юр-кий смысл, происходит сращивание всех прав и свобод в единый комплекс праводбеспечения нормальной жизни человека.
82 Следует различать понятия человек, личность, гражданин. Зачастую в законах вместо понятия «личность» употребляется понятие «человек». Речь идет о формуле, часто используемой в декларациях о правах, свободах человека и гражданина. В данном случае понятие «человек» используется как высокая социальная характеристика каждого адресата декларации, как специфическая характеристика личности.
Когда же мы в нормативно-правовом акте встречаемся с понятием «каждый», то здесь речь идет уже об обобщении в этом понятии гражданина и просто физического лица, человека. В этом случае не устанавливается каких-либо различий по объему правоспособности между гражданином одного государства и иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное.
Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.
Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты. Однако для признания,
82 соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее у каждого человека формируются определенные нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу - важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.
83 Правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.
Рассматривая права и свободы как элемент правового статуса, мы включаем в него не только основные (конституционные) права, но и весь комплекс прав, вытекающих из законов (внутригосударственных и международных). Особо следует подчеркнуть влияние международных норм о правах человека на расширение правового статуса личности в современном мире. Акт ратификации того или иного договора означает для государства необходимость привести свое законодательство в соответствие с взятыми на себя обязательствами. Государство создает систему органов по защите прав человека — судебные органы, органы исполнительной власти, парламентские и резидентские структуры, институт омбудсмана и др., а также устанавливает конкретные юридические механизмы и процедуры такой защиты. Каждая из стран обладает своим набором процедур и
83 механизмов защиты прав и свобод личности, своей системой органов такой защиты.
В структуре правового статуса выделяют такие элементы:
1) права и обязанности;
2) законные интересы;
3) правосубъектность;
4) гражданство;
5) юридическая ответственность;
6) правовые принципы и т.п.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным, Эти виды отражают собой соотношение таких философских категорий, как общее, особенное и отдельное.
Общий статус - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.
Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
84 Права человека - это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.
Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»