Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 23:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

раися.docx

— 416.87 Кб (Скачать файл)

И по уголовным, и по гражданским  делам применялся состязательный процесс, при котором обе стороны равноправны; обе стороны в процессе даже назывались истцами. При этом не было достаточно четкого разграничения между  уголовным и гражданским процессом.

Суд и процесс  по “Русской правде”

Для древнерусского права  характерен классический состязательный процесс с процессуальным равенством сторон при пассивной роли суда. Суда был гласным и открытым взору  народа. Судопроизводство носило устный характер.

Суды не были отделены от княжеской администрации. Каких-то особых форм судебного процесса не было, он не разделялся на уголовный  и гражданский. Вместе с тем, только по уголовным делам было возможно гонение следа, т.е. расследование  преступления по горячим следам. Особой формой предварительного расследования  дела был свод. Свод начинался закличем - публичным объявлением о краже. Если законный собственник находил  человека со своей вещью, тот (новый  владелец вещи) должен был объяснить, где и у кого он ее приобрел и  так дальше; человек, который не мог  объяснить происхождение похищенной вещи, объявлялся вором и подлежал соответствующей ответственности. Крайним (т.е. вором) объявлялся также  тот, в чьих руках находилась вещь до того, как ее следы уходили  в другую землю. Также собственник  забирал свою вещь, если свод доходил  до третьего, а третий сам продолжал  свод.

Особым видом доказательства была ордалия, выделялись испытания  железом, испытания водой.

Судебный процесс имеет состязательный характер, начинается только по инициативе истца и делится на три этапа:

1) заклич - публичное объявление о совершенном П;

2) свод - очная ставка;

3) гонение следа - поиск  доказательств и преступника.

Система доказательств состояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств, ордалий.

Предусматривалась определенная система доказательств. Различались  две категории свидетелей – видоки (очевидцы) и послухи (слышавшие о случившемся), по некоторым делам требовалось определенное число свидетелей. В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Имелась и система формальных доказательств (ордалии).

7)Основные институты  гражданского права древнерусского  гос-ва: вещное и обязательственное  право,наследственное, брачно-семейное.

Наследственное  право характеризовалось открыто классовым подходом законодателя. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. В науке был спорен вопрос о существовании в Древней Руси наследования по завещанию. На наш взгляд, следует согласиться с теми авторами, которые решают данный вопрос положительно. На это указывают законодательство, а также практика. Завещания были, конечно, устными.

При наследовании по закону, т. е. без завещания, преимущества имели  сыновья умершего. При их наличии  дочери не получали ничего. На наследников  возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж. Наследственная масса  делилась, очевидно, поровну, но младший  сын имел преимущество — он получал  двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была роба-наложница, то они вместе с ней  получали свободу.

В законодательстве нет указаний на наследование восходящих родственников (родители после детей), а также  боковых (братьев, сестер). Другие источники  дают основание предполагать, что  первое исключалось, а второе допускалось.

Закон нигде не говорит  о наследовании мужа после жены. Жена тоже не наследует после мужа, но остается управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между  детьми. Если это имущество будет  делиться между наследниками, то вдова  получает определенную сумму на прожиток. Если вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа.

Семейное  право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально здесь действовали обычаи, связанные с языческим культом. Существовало похищение невест, многоженство. По “Повести временных лет” тогдашние мужчины имели двух-трех жен. А великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи, пришедшие к нам из Византии.

По византийскому праву  существовал довольно низкий брачный  возраст: 12 -— 13 лет для невесты  и 14 — 15 лет для жениха. В русской  практике известны и более ранние браки. Не случайно, очевидно, выдвигалось  требование согласия родителей на брак. Заключению брака предшествовало обручение, которому придавалось решающее значение. Брак совершался и регистрировался  в церкви. Церковь взяла на себя регистрацию и других важнейших  актов гражданского состояния —  рождения, смерти, что давало ей немалый  доход и господство над человеческими  душами. Следует отметить, что церковный  брак встречал упорное сопротивление  народа. Если он быстро был воспринят  господствующей верхушкой, то среди  трудящихся масс новые порядки приходилось  вводить силой, и это заняло не один век. Впрочем, в полной мере византийское семейное право на Руси вообще не применялось.

Вопрос об имущественных  отношениях между супругами не совсем ясен. Однако очевидно, что жена имела  определенную имущественную самостоятельность. Во всяком случае закон допускал имущественные  споры между супругами. Жена сохраняла  право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.

Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти  безграничную власть.

К вещным правам относится залоговое право, т. е. право на  чужую вещь для обеспечения требований по обязательству. Древнейшее право Руси не  знало залога как оформившегося института.  Однако  в связи с тем,  что в ряде случаев обеспечением исполнения  обязательства служил  сам должник,  можно рассматривать как разновидность залога  закупничество.  Залог личности  был возможен, поскольку были возможны продажа и самопродажа в холопство.

      Основаниями  возникновения обязательств в древнейший  период  являлись договор и правонарушение.

      Недоверие   к  контрагенту  вызывало   необходимость   искать   способы  заставить его выполнить взятые  на себя обязательства. Выставление   должником поручителя (поручника) — наиболее  древний из  известных памятникам  права способов обеспечения обязательств — встречается в Русской Правде  (ст.  14 Краткой Правды). Уже упоминавшийся выше самозаклад  при закупничестве  тоже был способом обеспечения обязательства.

      Законодательство  Древней Руси  мало  говорит   о  способах  прекращения обязательств.  Однако,  вероятнее   всего,   практика   знала   естественные  основания: исполнение обязательства  и  смерть  субъекта  обязательственного  отношения в  случае,  если  характер  обязательства  обусловливался  личными качествами стороны. Была  известна и новация (замена  прежнего  обязательства новым): при гибели товара купец должен  был  деньгами  возместить  утраченное

(ст. 54 Пространной  Правды). Таким образом, вместо  договора комиссии имеем новый  договор — договор займа.

      Обязательства   из   договоров   были    наиболее    распространенными  обязательствами. Существенные  условия  действительности  договора,  порядок совершения договора, толкование  его  определялись  главным   образом  самими сторонами.

 

8)Уголовное право по Русской Правде: понятие и виды преступлений; цели и виды наказаний

Преступление  и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства.

Особенности Русской Правды: она закрепляла сословное неравенство в уголовном праве, право сильного, право господина, а также «кулачное» право.

Русская Правда не содержала определенного понятия  преступления. Оно характеризовалось  как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.

Субъектами  преступления моли быть все, кроме холопов, так как правовое положение последних определялось как собственность господ. Хозяин холопа мог безнаказанно убить его или покалечить.

Вина по Русской Правде как элемент субъективной стороны преступления еще не оформилась. Не было различия между умыслом и неосторожностью.

Преступные  деяния в Русской Правде определялись не системно, а казуально, примерами.

Русская Правда устанавливала ответственность  за совершение преступления соучастниками. Их ответственность была одинаковой.

Виды  преступлений по Русской Правде.

1. Против личности:

1) убийство. Правда Ярослава еще содержала положения о допустимости кровной мести за убийство, если же у убитого не нашлось мстителей или его родственники не пожелали отомстить, то за убийство предусматривалось денежное взыскание; позднее Русская Правда запретила кровную месть за убийство и установила для всех, за исключением князя, – за его убийство назначалась смертная казнь – дифференцированные штрафы по социальному положению убитого: за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен.

Его виды:

а) убийство в ссоре или на пиру;

б) убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление, т. е. превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества);

2) причинение телесных повреждений (оно могло выразиться в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза; за причинение телесных повреждений назначался штраф в размере 12, 20 гривен, который уплачивался князю в качестве «урока» в пользу пострадавшего).

2. Преступления против чести, либо оскорбления действием – вырывание бороды, усов, толкание. Они влекли за собой большой штраф – 12 гривен.

3. Против собственности. Особенность наказания для этих преступлений состояла в том, что устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц; устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна, конокрадство – за последние преступления устанавливалась высшая мера наказания – поток и разграбление.

Государственных преступлений в те годы не было.

Наказания же за преступления против семейных отношений  и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям  проводился Божий суд.

Виды  наказаний по Русской Правде:

1) месть;

2) поток и разграбление;

3) штраф: вира; продажа (в пользу князя); урок (возмещение потерпевшему); головничество (возлагался на всю семью).

 

9) Судебный процесс

Древнейшей формой судебного  процесса был суд общины, члены  которой в равной степени обладали правами и обязанностями тяни в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому  процесс в Древней Руси называют состязательным (реже - обвинительным). Ему присущи такие отличительные  Черты, как относительное равенство  сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и  улик.

Поводами к возбуждению  процесса служили жалобы истцов, захват преступника на месте преступления, факт совершения преступления.

Судебный процесс в  Древней Руси делился на три стадии и начинался по жалобе потерпевшего.

Первая стадия называлась заклич. В людном месте потерпевший сообщал о преступлении, например, о краже своего имущества. Пропавшее имущество подробно описывалось, чтобы его можно было опознать среди другого имущества.

Затем наступала вторая судебная стадия - свод. Тот, у которого пропажа  обнаруживалась, должен был указать, у кого он приобрел украденную вещь. "Свод" продолжался до тех пор, пока не обнаруживался человек, не способный  объяснить, как к нему попала украденная вещь. Этот человек признавался виновным.

Если вторая стадия не увенчалась успехом, переходили к третьей стадии, называвшейся гонение следа. Она  представляла собой розыск преступника  и поиск доказательств. Такой  поиск проводился либо самим потерпевшим  и его родственниками, либо членами  общины.

Основными доказательствами были свидетельства очевидцев и  обнаружение самих украденных вещей  в руках или на дворе обвиняемого. Доказательствами считались всевозможные испытания - водой, железом... Сторонами  приносилась присяга - словесная  клятва. По гражданским делам кидался  жребий. До XVI в. в качестве судебного  доказательства сохранился древний  обычай биться с оружием или в  рукопашную на поединке - поле.

Смертная казнь и телесные наказания действительно не упоминались  в Русской Правде. Однако согласно летописям они существовали. Задолго  до появления Русской Правды на Руси был распространен обычай решать спор на судебном поединке - поле. Кто  одолеет в бою, тот и выигрывал  дело. Русская Правда умалчивала о  том, что этот обычай был сохранен и позднее, вплоть до XVI в. Существует мнение, что эти пробелы не случайны и связаны с влиянием духовенства, которое протестовало против сохранения языческих, "туземных", традиций в  правовой системе Руси.

Суд не был отделен  от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. «Без княжа слова», однако, нельзя было «мучить» не только огнищанина, но и смерда. К князю и судьям его мог пойти пожаловаться закуп. В «Поучении к детям» Владимир Мономах так говорит о себе как о судье: «На посадников не зря, ни на бирючи, тоже худого смерда и убогие вдовицы не дал есми сильным обидети».  
 
Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда – «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин) и другие слуги. Русская Правда определяет и размеры этих сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).  
 
Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось.  
 
Функции церковного суда, ведавшего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря – архимандрит.  
 
Несколько слов о процессе  
Дела о гражданских правонарушениях и уголовных преступлениях рассматривались в едином порядке – в форме состязательного процесса. Стороны – истец и ответчик – имели равные права и сами собирали доказательства. В качестве доказательств использовались показания свидетелей, вещественные доказательства, испытания раскаленным железом или водой, очистительная присяга.  
 
Заинтересованные лица могли разрешить спор, не доводя дело до судебного разбирательства. Были известны три формы досудебной подготовки дела: заклич, свод и гонение следа. В ходе данных процедур устанавливалась личность правонарушителя, на которого возлагалась ответственность за совершенное преступление, а потерпевшему возмещался ущерб. 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"