Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:19, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и признаки государства
2. Теории происхождения государства.
3. Форма правления
4. Государственное устройство
5. Политический режим

Файлы: 1 файл

шпоры на правоведение экзамен 9 семестр.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Демократический: Социально-демократический; Либерально-демократический.

Антидемократический: Аристократический; Олигархический; Авторитарный; Деспотический; Тиранический; Тоталитарный.

Россия – президентская республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

6. Функции государства

Основная  функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти.

Классификация функций государства

Функции государства классифицируются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние- основная классификация,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и дополнительные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Внутренние  функции государства:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции  государства:

  • Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

  • деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

 

7. Понятие и  признаки права

Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения.

Под правом можно  понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Выделяют следующие основные признаки права:

1.  Социальность (характеризует первоначальное предназначение права как регулятора наиболее важных общественных отношений).

2.  Формализм (фиксация норм права в письменном виде, нормы права имеют определенную структуру).

3.  Системность (право как система взаимосвязанных, общеобязательных норм, основанных на учете интересов различных слоев общества).

4.  Процедурность (имеется определенный порядок создания, применения и защиты норм права).

5. Динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений.

6. Государственная  охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, технические и воспитательные, превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. Эти меры позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе.

7. Всеобщность,  нормативность.

8. Функции права: понятие,  виды

Функции права представляют собой направления его воздействия на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок социально значимой деятельности субъектов. Можно выделить следующие виды функций права:

Социальная  функция права проявляется в том, что право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры. Охраняя жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарантируя ей доступ к достижениям культуры и образованию, право тем самым обеспечивает предпосылки для его нормального и всестороннего развития. Иными словами, здесь право опосредует производство самого человека, продолжение его вида. Экономическая функция права проявляется в правовом закреплении основ свободной деятельности личности, ее материальную и интеллектуальную собственность, гарантирует возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом, обеспечивает свободу предпринимательства, договоров, завещаний и т.п. Посредством экономической функции опосредуется производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, осуществляемые индивидами по своему усмотрению.

Политическая  функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства. Право опосредует политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в ее распределении и осуществлении.

Воспитательная  функция выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей. Санкция нормы оказывает воспитательное воздействие путем установления мер воздействия на правонарушителей.

Право выполняет специально-юридические функции.

К ним  относятся регулятивная и охранительная  функции.

Регулятивная  функция - это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивная функция реализуется путем закрепления этих отношений в нормативных правовых актах (регулятивная статическая функция), а также с помощью данной функции право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие (регулятивная динамическая).

Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний, в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение. Одни отрасли права содержат нормы преимущественно регулятивного характера, как, например, гражданское, трудовое, земельное право. Другие отрасли выполняют в большей степени охранительную функцию, например, уголовное право.

 

9. Понятие и  виды (классификация) норм права.

Норма права – это общеобязательное правило поведения, которое устанавливается государством и исполнение которого поддерживается силой государства.

Используются различные основания для определения видов (классификации) норм права:

1.  Классификация по отраслям права (нормы гражданского права, семейного права и пр.).

2.  По способу регулирования общественных отношений различают три вида норм:

а) Управомочивающие нормы  права.

б) Обязывающие нормы  права.

в) Запрещающие нормы  права.

3.  По предмету правового регулирования

а) Материальные нормы  права.

б) Процессуальные нормы права.

4.  По выполняемым функциям.

а) Нормы позитивного  регулирования. Устанавливают права  и обязанности

б) Правоохранительные нормы. Устанавливают меры государственного принуждения к нарушителям норм права.

5.  По действию норм права в пространстве.

а) Нормы общего действия. Нормы действуют по всей территории государства.

б) Нормы местного действия. Нормы действуют на части территории государства.

6.  По кругу лиц, на которых распространяются нормы.

а) Нормы общие. Распространяются на всех граждан государства.

б) Нормы специальные. На определенную категорию граждан.

7.  По времени действия норм.

а) Нормы постоянного  действия.

б) Временные нормы  права.

10. Структура  норм права

Структура нормы  права состоит из 3 элементов:

1)Гипотеза – часть нормы права, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма права.

2)Диспозиция – часть нормы права, содержащая правила поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

3)Санкция – часть нормы права, указывающая на последствия, наступающие вследствие соблюдения или нарушения диспозиции.

1)Виды гипотез:

По степени  определенности:

  • - Относительно определенные – использована обобщенная формулировка условия действия нормы права (если иное не предусмотрено договором подряда);
  • - Абсолютно определенные – конкретно перечислены обстоятельства действия нормы права (при просрочке передачи или приемки результата работы, риски несет).

По строению:

  • - Простые - одно обстоятельство, необходимое для действия нормы (требования, связанные с недостатком результатов работы, обнаруженными в течение гарантийного срока);
  • - Сложные - содержат два и более обязательных условия (с согласия наимодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих);
  • - Альтернативные – содержат несколько обстоятельств, наличия хотя бы одного из которых достаточно для действия нормы (заказчик обязан уплатить цену после сдачи результатов работы, либо, с согласия заказчика, досрочно).

По наличию/отсутствию юридических фактов:

  • - Положительные - указывают на необходимость наличия определенных фактов для действия нормы (в случае если докажет, что недостатки не могут быть обнаружены при надлежащей приемке);
  • - Отрицательные - указывают на необходимость отсутствия определенных фактов для действия нормы (при неисполнении обязанности уплатить цену либо иную сумму).

2)Виды  диспозиций:

По строению:

  • - Простые - называют вариант поведения, но не раскрывают его (договор ничтожен);
  • - Описательные - описывают все существующие признаки поведения (каждая сторона обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой);
  • - Ссылочные - не излагают правила поведения, а отсылают для ознакомления к другой норме права (обязана возместить причиненный ущерб).

По составу:

  • - Простые - содержат одно правило поведения (арендатор своими силами осуществляет эксплуатацию);
  • - Сложные – два и более правила поведения (вправе потребовать расторжения договора и возмещения реального ущерба);
  • - Альтернативные - несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права (покупатель вправе потребовать соразмерного уменьшения цены, возмещения своих расходов, устранения недостатков).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"