Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1.Происхождение государства.Теории происхождения государства.
3.Сущность и функции государства.Классификация функций.
4.Форма государства:определение структура классификации
5.Форма правления:определение,виды.характеристика
6.Политико-правовой режим:понятие,типология характеристикам

Файлы: 1 файл

1.docx

— 72.10 Кб (Скачать файл)

 

«Реализация права» и «правонарушение» - несовместимые понятия. Реализует  норму права - правомерное поведение, неправомерное поведение - нарушает норму права.

 

Правовые нормы реализуются  в различных формах. По характеру действий субъектов права различают следующие формы реализации права: использование, исполнение, применение.

 

Использование права - это  поведение субъектов права, состоящее  в осуществлении ими своих  субъективных прав, представляющее собой активную реализацию тех возможностей, которые предоставлены им нормами права (управомочивающими нормами).

 

Использование или неиспользование  своих субъективных прав - добровольное дело граждан, тогда как осуществление  своих правомочий органами государства, их должностными лицами - не только право, но и обязанность.

 

Исполнение права - это  активное поведение субъектов права, состоящее в совершении ими действий, указанных обязывающими нормами. Неисполнение обязанностей влечет за собой юридическую ответственность.

 

Соблюдение права - это  пассивное поведение субъектов  права, состоящее в несовершении ими запрещенных нормами действий. Несоблюдение запретов влечет за собой  юридическую ответственность.

 

Использование, исполнение, соблюдение - т.н. простые формы реализации права или т.н. формы непосредственной реализации права, тогда как применение - сложная форма (по характеру процедуры). 
 
16 Действие нормативно-правового акта во времени,пространстве и кругу лиц 
Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов.

1. Акт вступает в силу  с момента его принятия правотворческим  органом.

2. Акт начинает действовать  по истечении определенного срока  после его опубликования. В России, например, законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти. 
3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие. 
Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:

- если самим нормативно-правовым  актом устанавливается его обратная  сила;

- если уголовные законы  или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.

 Нормативно-правовые  акты утрачивают свою силу (прекращают  действие) на следующих основаниях:

 а) по истечении  срока действия акта, когда такой  срок был специально

 установлен;

 б) в связи с изданием  нового нормативного акта, заменившего  ранее

 действующий акт;

 в) на основании  прямого указания конкретного  органа об отмене данного

 нормативного акта. 
 
Действие в пространстве.. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания.Территориальные пределы действия нормативных актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами 
Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему.  
Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. 
Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломати¬ческого иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показа¬ний. 
 
 
17 Применение права : понятие и стадии 
Применение права - это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов (или иных лиц по специальному уполномочию государства), заключающаяся в вынесении индивидуальных конкретных предписаний, направленных на реализацию норм права.

Прежде всего, применение права отличается от непосредственной реализации по субъекту - применение всегда осуществляется государственным органом, должностным лицом или иным субъектом по специальному уполномочию государственного органа. 
 
Выделяют три основных стадии применения права:

- установление фактических  обстоятельств дела; 
 
Применять нормы права можно только к конкретным фактическим обстоятельствам, требующим юридического вмешательства. Без фактического основания применение права невозможно. Прежде всего устанавливается круг фактов, необходимых для решения дела. 
 

- выбор и анализ нормы  права; 
 
. На этой стадии осуществляется т.н. юридическая квалификация, т.е. решается вопрос о том, какая норма будет положена в основу рассматриваемого дела. Это стадия подразделяется на несколько подстадий  
1 - выбор юридической нормы, которая подлежит применению к данным фактическим обстоятельствам 
2 - проверка подлинности и юридической действительности нормы; здесь оценивается с точки зрения подлинности сам акт, содержащий норму 
3 - проверка юридического действия нормы с точки зрения временных, пространственных и субъектных пределов действия нормы права;

4 - толкование нормы права, т.е. прежде всего уяснение подлинного содержания нормы самим правоприменителем, 

 

- принятие решения и  его документальное оформление. 
На этой стадии достигается цель правоприменительной деятельности. Именно в принятии на основе нормы права официального индивидуального акта властного характера проявляется применение права в собственном смысле слова. Все предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения, а все последующие - создают условия для его проведения в жизнь 
Документальное оформление решения - важнейшее условие его юридической действительности. Нарушение правил оформления правоприменительных актов, несоблюдение требований юридической техники ведет к юридической ничтожности акта, когда он не может применяться и порождать юридических последстви 
18 Правоотношения :понятие состав виды 
Правовое отношение – общественное отношение, урегулированное нормой права. По существу, это норма права в ее реальном бытии.

 

Состав (структура) правоотношения:

субъекты правоотношения (носители субъективных прав и обязанностей);

содержание правоотношения (права и обязанности сторон);

объект правоотношения (то благо, по поводу которого возникло правоотношение).

 

Основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношения является юридический факт или совокупность таких фактов (юридический состав).

 

Для правоотношения характерно воздействие государственной воли на волю его участников.

 

Виды правоотношений выделяются по разным критериям.

 

По отраслям права правоотношения могут быть гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.

 

По субъектам правоотношения можно разделить на относительные (где праву управомоченного субъекта корреспондирует обязанность конкретного  индивидуально-определенного субъекта, например обязательственные правоотношения в гражданском праве), абсолютные (где праву управомоченного субъекта корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц, например правоотношения собственности в гражданском праве)

 

По месту в механизме  правового регулирования различают материальные (основные) и процессуальные (производные) правоотношения.

 

По функциональной роли правоотношения бывают регулятивные и  охранительные. Охранительные возникают  в момент правонарушения и направлены на восстановление правопорядка. Все  остальные являются регулятивными, они регулируют правомерное поведение.

 

По целям воздействия  правоотношения делятся на статические, имеющие целью закрепление сложившихся  общественных отношений (например, правоотношения собственности), и динамические, призванные вызвать прогрессивные изменения в общественных отношениях (например, обязательственные правоотношения).

 

По содержанию выделяют простые правоотношения (где одному праву соответствует одна обязанность) и сложные, которые состоят из основного правоотношения и дополнительных правоотношений (например, уголовно-процессуальное отношение). 
 
19 Юр факты : понятия виды 
Юридический факт - это указанное в гипотезе нормы права конкретное жизненное обстоятельство, которое является основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Виды юридических фактов:

По характеру последствий:

правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

 

По волевому признаку:

события, действия (бездействие).

Событие-Наступление событий  не зависит от воли субъектов правоотношений (например, гибель застрахованного имущества от пожара или наводнения).

Действия (бездействие) - это  внешнее выражение воли и сознания людей (например, составление завещания, дарение).

Действия подразделяются на правомерные (дозволенные) и неправомерные (запрещенные). 

По характеру действия во времени:

факты однократного действия (например, возврат ссуды), факты-состояния (например, состояние в кровном  родстве, в трудовом договоре, в браке, нетрудоспособность и т.п.) - это факты  непрерывного юридического действия, которые вызывают множество правоотношений. 
 
20  Правонарушение:понятие и виды 
Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право.  
Виды правонарушений делят в зависимости от сферы общественной жизни , в которой они совершаются:

на правонарушения в сфере  управленческой деятельности;

правонарушения в сфере  экономики;

правонарушения в семейно-бытовой  сфере.

В зависимости от опасности  правонарушения для общества их делят  на преступления и иные правонарушения (проступки).

Проступки отличаются от преступлений меньшей общественной опасностью. 
Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от других проступков объектом посягательства. Им являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Административные проступки  представляют собой предусмотренные  нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, законные интересы граждан  
21  Правовое гос-во и гражданское общество.Понятие и сущность.Хар-ые черты правового 
гос-ва 
Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. 
Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов[4][прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» 
Правовое государство требует наличия следующих институтов:

Назначение наказаний  за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам[15][16].

Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения[2][6].

Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов[3][17].

 

Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении  норм политического поведения, принципов  разрешения конфликтов и базовых  культурных ценностей, в том числе, законности[9]. 
 
 
22 Правовая культура и правосознание.Правовой нигилизм и правовой идеализм 
Правовая культура – это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права – это и есть правовая культура. Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры.

 

Правовая культура зависит  от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального  благосостояния народа. Но это – особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства. 
 
Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности».  
 
Правово́й идеали́зм (юриди́ческий фетиши́зм) — гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. 
Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.Правовой нигилизм может быть активным или пассивным 
23  Основные права свободы и обязанности человека и гражданина : понятие ,система прав и свобод по конституции РФ 
правовой статус (правовое положение) человека и гражданина представляет собой закрепленное нормами российского права фактическое положение личности. Или: закрепление юридическими нормами отношений и связей личности с коллективом, обществом, государством, другими лицами. Или: это фактическая свобода личности, закрепленная в законе.Конституционные права и свободы человека и гражданина – это закрепленные Конституцией Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права неотъемлемые права и свободы принадлежащие каждому человеку от рождения либо в силу гражданства, обеспеченные принудительной силой государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"