Шпаргалка по "Римскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:27, шпаргалка

Описание работы

1. Правовая система Древнего Рима. Предмет и метод частного права.
2. Значение римского частного права для современной юриспруденции.
3. Периодизация римского частного права.
...
89. Древнеримские юридические школы: сабинианская и прокулианская.
90. Фидеикомиссы: понятие, юридическая сила, виды.

Файлы: 1 файл

rimskoe_pravo.docx

— 118.01 Кб (Скачать файл)

 

 

13. Физические лица в римском  частном праве. Статусы правоспособности. Изменение правоспособности. Современное различие лиц физических (т.е. людей) и юридических (т.е. различного рода организаций, наделенных правоспособностью) в Риме разработано не было, хотя и было известно в практике. Тому, что теперь называется правоспособностью, в Риме соответствовал термин caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status):1)  состояние свободы- свободные и рабы, 2) состояние гражданства- римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины) ,3) семейное состояние – самостоятельные отцы семейств и подвластные какого-либо лица. Таким образом, полная правоспособность предполагала: свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье. Разумеется, регламентация правоспособности не была одинаковой во все периоды римской истории. Вместе с развитием экономических отношений шло развитие и правоспособности свободных людей. По мере превращения Рима из небольшой сельскохозяйственной общины в огромное государство с развитой внешней торговлей пестрые различия в правоспособности отдельных групп свободного населения (римских граждан, латинов, перегринов) стали сглаживаться, пропасть же между свободным и рабом по-прежнему оставалась. В конце концов, был достигнут крупный для того времени результат — формальное равенство свободных людей в области частного права (конституция Каракаллы 212 г.). Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появились специальные средства защиты правоспособности — так называемые статутные иски (например, иск о признании лица вольноотпущенником, предъявляемый против того, кто задерживает этого человека как раба, и т.п.).

 

 

 

 

14.  Правовое положение римских граждан. Римское гражданство приобреталось прежде всего путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем — путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу. Прекращалось римское гражданство или смертью, или в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и пр., в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или, по крайней мере, недружественного народа. Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: 1) права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми. 2) право торговать, совершать сделки а, следовательно, приобретать и отчуждать имущество. Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников (lib-ertini); последние не только находились в зависимости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими. В III в. н.э. формально было провозглашено равенство в правоспособности. В действительности полного уравнения не произошло. Различались следующие сословия: сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне. В Римском праве различались: до 7 лет — вполне недееспособные;  мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет - признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего. Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособно. Молодые люди в возрасте 14 (12) — 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак. В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положении римского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была  бесчестье. Наступала: а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение; б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака или ввиду занятия позорной профессией (например, сводничеством и т.п.).

 

15. Правовое положение латинов.

Латинами  первоначально назывались жители Лациума, получившие латинское гражданство до середины III в. н.э. Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях. Правовое положение древних латин (latini veteres) не отличалось (в области имущественного права) от положения римских граждан; права вступать в законный брак они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено. С 268 г. до н.э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись. Члены колоний не имели права вступать в законный брак; права торговать, т.е. отчуждать имущество, а также способность вести гражданский процесс эта категория латинов в большинстве случаев имела, но составлять завещание не имели права. Латинам была открыта возможность легко приобретать права римского гражданства. Первоначально для этого было достаточно переселиться в Рим. Но так как подобные переселения сильно сокращали население латинских городов, то с начала II в. до н.э. было установлено требование, чтобы при такого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. После союзнической войны в I в. до н.э. все латины, жившие в Италии, получили права римского гражданства.

 

 

16. Правовое положение вольноотпущенников (либертинов). В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю: например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт, приобретал только латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином.Однако, даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (или либертин) по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному. В области частного права существовали, во-первых, некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпущенника; например, до Августа вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным; запрещение брака вольноотпущенника с лицом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана. Во-вторых, либертин находился в зависимостиот своего бывшего господина (именовавшегося его патроном). Так, патрон имел право: а) на почтительность либертина, вольноотпущенник не мог вызвать патрона на суд и, следовательно, был беззащитен против произвола патрона; б) на выполнение услуг для патрона, приводила к такой эксплуатации, что претор был вынужден все-таки выступать с некоторыми ограничительными мерами; в)патрону в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника. Такое право принадлежало в случае нужды не только самому патрону, но и его детям и родителям.

 

 

17. Правовое положение рабов. Правовое положение рабов определялось тем, что раб — не субъект права; он — одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, наряду со скотом или как привесок к земле. Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным произволом; господин может раба продать, даже убить. Раб не может вступить в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни — отношение чисто фактическое. Термином «пекулий», называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба.Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи, найма и др.). Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми им сделками, разумеется, в таких пределах, какие соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Таким образом, предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу шире эксплуатировать раба не только для выполнения различных физических работ, но и для совершения через его посредство юридических действий.

Рабство устанавливалось следующими способами:1) рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было свободное лицо; наоборот, если отец — раб, а мать — свободная, ребенок признавался свободным);2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанному с Римом договором;3) продажей в рабство (в древнейшую эпоху);4) лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб).Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу). В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).

 

 

18. Правовое положение колонов. Под именем колона в классическую эпоху подразумевали арендатора земли (мелкого фермера), формально свободного, хотя экономически зависимого от землевладельца. Процветавшее в последние годы республики плантаторское хозяйство с рабским трудом перестало быть выгодным; римские землевладельцы стали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное вознаграждение, а за известную долю урожая и с возложением на арендатора также обязанности обрабатывать и землю собственника («барщина»). Эти мелкие арендаторы по маломощности своих хозяйств в большинстве случаев были вынуждены прибегать к займам у своих хозяев и оказывались в долговой от них зависимости. В период абсолютной монархии положение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императоров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых документах они приписывались к соответствующим земельным участкам. На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соответствующих постановлений. В IV в. н.э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих землях, оставлять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных (хотя бы формально-юридически) людей превращаются в крепостных, в «рабов земли». Колонат в этом смысле был зародышем феодализма. Колон имеет право вступать в брак, иметь собственное имущество. Но он прикреплен к земле, притом не только лично: дети его также становятся колонами. Подобно рабам колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение означало для них и «освобождение» от земельного участка, которым они кормились.

 

19. Правовое положение перегринов. Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, но не получившие ни римской, ни латинской правоспособности. Такие «чужаки» в древнейшую эпоху считались бесправными. Главным основанием возникновения правового положения перегрина было включение в состав римского государства завоеванных Римом территорий, населению которых, не обращаемому в рабство, в то же время не сообщалось римское гражданство. Это население становилось перегринами. Другими основаниями возникновения правового положения перегринов были: а) рождение от брака перегринов или от несостоявшей в браке перегринки; б) присуждение в период республики; в) присуждение к высылке в период империи. Политических прав перегрины не имели. Это были, прежде всего, подданные Рима без прав гражданства. В частноправовой сфере перегрины были подчинены своим национальным системам права. Разнообразие частного права, которое действовало для перегринов разных общин, и отсутствие правовых норм, которые регулировали бы имущ. отношения с римлянами, затрудняло развитие торговли. Для устранения этих трудностей praetor peregrinus при содействии юристов и выработал постепенно право народов. Приобретение римского гражданства. Перегрины приобретали права римского гражданства либо а) в силу законов, присваивавших различные услуги, оказанные римскому государству, либо б) в силу специальных актов государственной власти, присваивавших гражданство или отдельные из прав граждан.

 

 

20. Юридические лица в Римском  праве: виды, признаки, особенности  правового статуса.

Название  «юридическое лицо» римскому праву  не было известно. Римскими юристами была разработана сущность этого явления. Они ограничиваются лишь признанием факта принадлежности прав различным организациям. Они сравнивали эти организации с человеком, с лицом физическим, и говорили, что организация действует вместо лица, в качестве лица, вместо отдельных лиц, на положении отдельных лиц. По законам XII таблиц допускалась почти полная свобода образования коллегий, ассоциаций и т.п. Члены подобного рода объединений были вольны принять для своей деятельности любое положение (устав), лишь бы в нем не было ничего нарушающего публичные законы. С переходом к монархии свободное образование коллегий стало возбуждать подозрение со стороны принцепсов и оказалось политически неприемлемым. Август издал специальный закон, по которому ни одна корпорация не могла возникнуть (с юридическим ее признанием) без предварительного разрешения сената и санкции императора. Прекращалось юридическое лицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава (классические юристы признавали в качестве минимального числа членов — три), а также, если деятельность организации принимала противозаконный характер. Правоспособность юр.лиц в Риме понималась несколько своеобразно по сравнению с современным ее пониманием. Например, юридическое лицо признавалось способным иметь права патроната, носившие почти семейный характер, и не считалось (за немногими исключениями) способным получать имущество по наследству и т.п. Дела юридического лица вели избиравшиеся для этой цели (на основании устава) физические лица (по современной терминологии — органы юридического лица).

 

21. Понятие родства в римском  частном праве: агнаты и когнаты.

От семьи  следует отличать род – это совокупность семей, некогда имевших общего домовладыку. Эти лица, как правило, носили общую фамилию, имя, поскольку имели общих предков. Близость родства определялась степенями и линиями. Степень определяется числом рождений, связывающих двух лиц (отец и сын будут в первой степени родства, дед и внук – во второй и т.д.).Когда лица происходят один от другого, то говорят о прямой линии. Восходящей линия будет, если идти от рождённого к рождающему (сын-отец), нисходящая – от рождающего к рождённому (отец-сын). В Риме выделяли два вида родства – агнатское и когнатское родство. Агнатское родство – это родство, основанное на подчинении власти домовладыки, т.е. это родство по принципу вхождения в состав определённой семьи.

Когнатское  родство – это родство, основанное на кровных отношениях, родство по крови. Агнаты и когнаты могли относиться к разным родственным отношениям. Агнатское родство могло включать не только кровных родственников, главное – это подчинение власти домовладыки. Также как и когнатское родство отнюдь не означало нахождение в составе семьи домовладыки. К примеру, сноха (жена подчинённого сына) не являлась кровной родственницей (когнаткой) своего свёкра, но являлась его агнаткой, поскольку подчинялась его власти вместе с сыном, входила в состав его семьи. Таким же образом и дочь домовладыки, вышедшая замуж, уже не являясь его агнаткой, по-прежнему оставалась его когнаткой. Разделение агнатов и когнатов имело огромное значение для частноправовых отношений в Риме.По мере разложения основ патриархальности, когда принципы традиционной семьи были подорваны, а власть домовладыки была существенно ограничена, на первый план стало выходить кровное, когнатское родство. По мере развития римского семейного права когнатское родство полностью вытеснило агнатское родство, и в императорский период агнатское родство считалось пережитком цивильного права, в силу чего было упразднено в процессе кодификации РЧП. Развитие институтов родства было связано с заменой общей (семейной) собственности индивидуальной (частной).

 

22. Лица своего права и лица  чужого права. Основываясь на зависимости остальных членов семьи от отца, можно говорить о том, что власть домовладыки была так называемым "лицом своего права" т.е. мог самостоятельно совершать сделки и нести ответственность по обязательствам. Остальные домочадцы были "лицами чужого права", т.е. самостоятельно сделки совершать не могли, за них сделки совершал домовладыка, однако при этом неся и ответственность за действия подвластных лиц. Общие тенденции развития отцовской власти были таковы: изначально власть отца над подвластными была бесконтрольной и безграничной, но в дальнейшем законодательно ограничена и смягчена, прежде всего, в отношении сыновей.Итак, первоначально объём отцовской власти был довольно широк.Домовладыка имел следующие права в отношении подвластных: 1. Право жизни и смерти.

Информация о работе Шпаргалка по "Римскому праву"