Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по конституционному праву зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

конституционное право зарубежных стран шпоргалка.docx

— 221.49 Кб (Скачать файл)

 

В японской традиции концепция  прав человека связана не с западным индивидуализмом, а с принадлежностью  человека к определенной организации (объединению, фирме и т. д.), от которой он получает поддержку. Основы правового статуса личности закреплены в главе III Конституции, которая называется «Права и обязанности народа». Ее положения исходят из концепции прирожденных, естественных прав человека, эти права рассматриваются Конституцией как «вечные, нерушимые права, принадлежащие настоящему и будущим поколениям».

Среди социально-экономических прав Конституция называет право собственности, которая не должна противоречить общественному благосостоянию (допускается национализация частной собственности в публичных интересах за справедливую компенсацию), право на труд, право трудящихся на создание своих организаций, на коллективные переговоры и применение коллективных действий (в частности, забастовок), равное право на образование в соответствии со своими способностями (обязательное обучение детей бесплатно), причем государство и его органы должны воздерживаться от религиозного обучения, право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни, свободу научной деятельности.

Наряду с традиционными политическими правами (избирательное право, право на объединение, свобода собраний, слова, печати, иных форм выражения мнений и др.) Конституция говорит о других политических правах: о праве народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности (в связи с этим в Японии существует, в частности, определенный порядок отзыва избирателями глав администраций местных административно-территориальных единиц), о праве обращаться с мирными петициями, на смещение публичных должностных лиц, на исправление и отмену законов.

Конституция гарантирует личные свободы: право на жизнь, свободу и стремление к счастью, что является, как сказано в ней, главным предметом заботы государства; право на возмещение убытков от незаконных действий государства и должностных лиц; право на свободу совести (никакие религиозные организации не должны получать привилегии от государства и пользоваться политической властью), неприкосновенность личности (арест возможен на месте преступления или на основании приказа компетентных работников органов юстиции; при задержании задержанному в открытом суде в присутствии адвоката должны быть немедленно сообщены основания задержания), право на неприкосновенность жилища, документов и имущества (обыски и выемки возможны только на основании приказа компетентных юридических органов); свободу выбора места жительства, профессии, выезда за границу. Детально регулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании взаимного согласия сторон и существовать при условии сотрудничества и равноправия мужчины и женщины, уважения личного достоинства.

Конституция содержит положения  об обязанностях народа и индивидов. В ней говорится об обязанности японского народа воздерживаться от злоупотребления правами и свободами, об обязанности населения платить налоги и трудиться.

 

 

56. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ

 

Всего в Японии зарегистрировано 10 тыс. партий, но подавляющее большинство действует только на местном уровне, в тех или иных административно-территориальных единицах. На общенациональном уровне значительным влиянием пользуются лишь несколько партий.

Длительное время (почти 40 лет) в Японии существовала многопартийная система с одной доминирующей либерально-демократической партией (ЛДП). Она неизменно получала большинство голосов в нижней палате Парламента и формировала правительство. Другие партии (включая одно время и коммунистическую) были довольно широко представлены в Парламенте, но в правительстве не участвовали. После того как ЛДП потерпела поражение на выборах 1993 г., в Японии вслед за рядом парламентских кризисов с частой отставкой правительств стала формироваться многопартийная система, на базе которой создается коалиционное правительство (один из составов правительства включал представителей 7 партий).

Либерально-демократическая  партия (около 3 млн членов) – партия, стоящая на консервативных позициях, но ближе к центру. Партия неоднородна по своим политическим установкам, в ней всегда существовали и существуют различные фракции. Партия выступает за либерализацию экономики, ограничение государственного вмешательства и государственных расходов на социальные нужды.

Социал-демократическая  партия Японии (до 1991 г. – социалистическая) включает приблизительно 70 тыс. членов. Ее основной лозунг – демократический социализм, но при изменении названия и принятии новой программы в 1996 г. партия

пересмотрела прежние  установки с более правых позиций. Она опирается прежде всего на часть профсоюзов, в ее состав входят значительная часть рабочих, крестьяне  и интеллигенция, средние и мелкие предприниматели.

Третья партия, бывающая в правительственной коалиции, – Саки-гакэ – это малочисленная консервативная партия, представляющая собой группу членов ЛДП, вышедшую из нее в результате фракционной борьбы.

Влиятельную силу представляет коммунистическая партия Японии (более 400 тыс. членов). Несмотря на название, она не является марксистско-ленинской партией, только отдельные пункты ее программы связаны с этим учением.

Партия демократического социализма – вышедшая из социалистической партии правая группировка, но по многим вопросам продолжающая сотрудничать с ней (в настоящее время – с социал-демократической партией). Она опирается на одно из крыльев Японской конфедерации профсоюзов – на Всеяпонскую конфедерацию труда, на мелких городских бизнесменов; в партии состоят также рабочие, интеллигенция.

Партия чистой политики (Комэйто) включает около 190 тыс. членов. Она провозглашает идею построения гуманного социализма на базе «буддийской демократии», составными элементами которой являются сдержанность, постоянство и гармония.

В условиях парламентских  кризисов 1990-х гг. возникло несколько  влиятельных, но неустойчивых партий:

Новая партия Японии, Партия новых рубежей, Партия обновления Японии, Партия солнца.

 

 

57. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЯПОНИИ

 

Законодательная власть. Японский Парламент: Палата представителей (нижняя) – 500 депутатов и Палата советников (верхняя) – 252 советника.

Депутаты и советники  имеют свободный мандат, пользуются ограниченным депутатским иммунитетом.

Внутренняя структура  палат аналогична, она определяется законом о Парламенте и регламентами палат. Каждая палата избирает на весь срок полномочий председателя, вице-председателя, временного председателя (он ведет заседания в случае невозможности выполнения своих обязанностей первыми двумя должностными лицами), председателей постоянных комитетов (комиссий) и генерального секретаря палаты (последний избирается не из числа депутатов и занимается организационными вопросами). В палатах создаются партийные фракции, играющие решающую роль при распределении руководящих постов в палатах и других должностей, а также при распределении депутатов по постоянным комиссиям. В Палате представителей имеется 18 постоянных специализированных комиссий, в Палате советников – 16.

В каждой палате имеются законодательные бюро – особый внутренний орган, который помогает депутатам в работе над законопроектами, контролирует прохождение правительственных законопроектов. Главной задачей японского Парламента, как и парламентов других демократических стран, является законодательство, в частности определяющее государственные доходы и расходы – государственный бюджет. Конституция устанавливает, что Парламент является единственным законодатель-...ным органом, глава государства (император) в законодательстве не участвует и права вето в отношении принятых законов не имеет.

Исполнительная  власть.

Император. Действует салическая система престолонаследия: трон передается старшему сыну, женщины наследовать престол не могут. Император – лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо ответственности. Как по Конституции, так и фактически император не обладает личной властью. Он является символом единства государства и единства народа, лицом, обязанным своим положением народу (ст. 1 Конституции).

Кабинет министров. Состоит из премьер-министра, министров (12) и государственных министров (8). Кабинет выполняет общие функции управления, ведет государственные дела, руководит внешней политикой и др. Решающее положение в Кабинете занимает премьер-министр.

Судебная власть. Возглавляет Верховный суд (3 отделения (по пять судей). Верховный суд осуществляет конституционный контроль, а также является последней инстанцией для рассмотрения других дел.

Высшие суды – суды первой инстанции по делам о государственных преступлениях, а также апелляционной инстанции по уголовным и гражданским делам, рассмотренным нижестоящими судами.

Окружные суды – рассматривают уголовные и гражданские дела.

Дисциплинарные  суды– рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела.

Особую систему составляют суды по семейным делам – действуют при окружных судах и рассматривают споры о наследстве, связанные с семейным правом, выполняют посреднические функции, главным образом по семейным делам.

 

 

58. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЯПОНИИ

 

Япония разделена на префектуры (43 обычные префектуры, префектура Токийского столичного округа и входящие в него 2 столичные префектуры, префектура острова Хоккайдо). Правовое положение  всех этих единиц, включая столичный  округ, одинаково. Токийский столичный  округ делится на городские районы (их 23). К Токио примыкают города, поселки, деревни, входящие в этот округ. Остальные префектуры (в том числе 2 столичные) делятся на города, поселки  и деревни. Наряду со столичным округом  другие крупные города (с населением более 1 млн человек) также имеют внутригородские районы, но в этих районах нет самоуправления, главы их исполнительных органов назначаются мэрами городов; не избираются и районные представительные органы. Существуют также специальные округа: финансово-промышленные, корпорации регионального развития и др. Их органы, избираемые и делегируемые, занимаются в основном координирующей деятельностью.

В административно-территориальных  единицах, обладающих правом местного самоуправления (префектурах, городах, деревнях), граждане избирают сроком на 4 года префектуральные, городские, деревенские  собрания, состоящие из профессиональных и неосвобожденных депутатов (последние  совмещают депутатскую деятельность с другой работой). В совете префектуры может быть максимум 120 депутатов, в  городах и деревнях – от 12 до 30. Эти депутаты иммунитета не имеют. Они  получают жалованье. Депутаты могут  быть отозваны досрочно по требованию 1/3 избирателей большинством голосов.

В мелких общинах советы не избираются, созываются собрания избирателей (практически жителей).

На тот же срок, что  и советы, граждане избирают органы управления административно-территориальных  единиц – префектов (губернаторов), мэров городов, старост деревень. Система управления на местах, как и в центре, бюрократична – в ней все расписано: губернаторы ведают решением 126 вопросов, мэры крупных городов – 28, главы других городов и поселков – 51. Исполнительными полномочиями обладают также постоянные комиссии местных собраний: по труду, по образованию, по делам персонала и др. Комиссии избираются собраниями или назначаются главой администрации с согласия собрания, их деятельность рассматривается как особый вид публичной службы.

В стране действует довольно жесткий прямой контроль центральных ведомств за деятельностью органов местного самоуправления и управления. За деятельностью местной полиции, школ, больниц следят определенные министерства, они же контролируют осуществление делегированных ими полномочий.

Большое значение имеет финансовый контроль, так как в Японии более 70 % всех налогов идет в государственный бюджет и только 30 % – в местные бюджеты. О праве смещения избранных губернаторов премьер-министром, о возможности смещения других избранных должностных лиц уже говорилось выше.

Деятельность органов  местного самоуправления координирует специальное министерство по делам  местного самоуправления. На деле оно  фактически руководит ими, давая  советы и осуществляя инспекции  на местах.

 

 

59. КОНСТИТУЦИЯ ИСПАНИИ

 

Действующая Конституция 1978 г. является восьмой по счету конституцией страны (1812, 1834, 1837, 1845, 1869, 1876, 1931 гг.). Исторические корни Конституции 1978 г. проявляются и в ее терминологии, и в названиях глав, и в концепциях, связанных с монархической властью.

Характерные черты:

1) это Конституция «второй волны» переходных от авторитаризма к демократии конституций;

2) Конституция Испании 1978 г. демократическая;

3) это очень «социализированная» Конституция;

4) это монархическая Конституция, которая своеобразно сочетает демократизм, власть, исходящую от народа, с монархической формой правления;

5) это Конституция «государства автономий», поскольку ее положения стали правовым фундаментом трансформации унитарного централизованного государства в децентрализованное;

6) это Конституция, устанавливающая и гарантирующая максимально обширный на момент ее принятия перечень прав и свобод.

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран