Проблемы и причины насилия в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семью.
Объект исследования: женщины и дети, подвергшиеся насилию в семье.
Цель курсовой работы изучить содержание, методы и формы социальной работы с женщинами и детьми подвергшихся насилию в семье.
Задачи: провести теоретический анализ литературы по данному вопросу с целью: изучить основные виды и формы насилия в семье.
Охарактеризовать социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье. Описать технологии социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию в семье

Содержание работы

Введение.................................................................................................3
Глава 1. Основные социальные проблемы в семье......................8
1.1. Понятие семьи………………………………….........…………….8
1.2. Виды семейных взаимоотношений………………......………...13
Глава 2. Проблемы и причины насилия в семье..........................22
2.1 Виды насилия……………………………………………………..22
2.2 Последствие семейного насилия………………………………...25
Заключение ………………………………………………….............34
Список литературы……………………….........……………...........36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

3. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.                                             4.Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

 Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля4 семейного воспитания: - демократический – авторитарный- попустительский.                                                                                

1.При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. Детский психолог М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражител5ьным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость и самостоятельность. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

    • Родители регулярно указывают детям, что им делать;
    • Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;
    • Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;
    • Решение часто принимает сам ребенок;
    • Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на кон6фликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

 Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Все большее внимание и беспокойство общественности и правоохранительных органов вызывает насилие в семье, ставшее наиболее распространенной формой агрессии в современной России.

В результате проникновения насилия в жизнь семьи прогрессирует детская безнадзорность и беспризорность, несовершеннолетние все активнее вовлекаются в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность. Именно в семье с раннего детства у человека могут возникать, нарастать, накапливаться пограничные ситуации, психопатические реакции и состояния, жестокость и агрессивность по отношению к детям, подросткам, женщинам и старикам. Никто не сможет объяснить, почему наш мир устроен столь несправедливо: в то время как тысячи женщин тратят годы и большие деньги на лечение для того, чтобы стать матерями, другие горе - мамаши сжимают пальцы на тоненьком горлышке едва появившегося на свет малыша или выбрасывают его в мусорный бак. Многие мамаши и папаши измываются над своими детьми, вынуждая их покинуть родной дом. Наблюдения воспитателей в детских садах и учителей в школах в последние годы показывают, что дети предоставлены сами себе; родители и дети не разговаривают; читать практически вообще перестали; общение с родителями заменяется общением с телевизором; равнодушны даже к здоровью ребенка, поскольку зарабатывают где-то по договору и н7е могут взять больничный лист. Самая тяжелая обстановка для детей складывается в асоциальных семьях. Неблагополучные отношения в семьях, жестокость и насилие в отношении детей, унижение их достоинства и принуждение к противоправному поведению становятся фактами повседневной жизни для многих несовершеннолетних. Около 2 млн.детей ежегодно избивается в семьях, по причине этого дети уходят из дома, что порождает безнадзорность детей и преступность среди детей и молодежи. Рост насилия в молодежной среде связывается, прежде всего, с тем, что дети копируют насилие, которому они подвергались в собственных семьях. Установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к совершению агрессивных поступков по отношению к другим детям того же возраста, но и к развитию агрессивности, склонности к насилию и жестокости в зрелом возрасте, превращению физической агрессии в жизненный стиль личности. Озлобленные, избиваемые дети, видящие насилие в отношении матери, вырастают, и модель воспитания уже собственных детей копируют из прежней семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

 

Проблемы и причины насилия в семье

 

2.1 Виды насилия

 

В последние десятилетия насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных проблем. На этой основе сформировалось понимание того, что недостаточно только осуждать, наказывать виновных — необходимо также реабилитировать жертву насилия и работать с человеком, совершившим насилие, во избежание повторения ситуации. Следовательно, объектом социального воздействия должен стать как человек, пострадавший от насилия, так и человек, совершивший насилие.

 Выделяют четыре основных вида семейного насилия это физическое, психическое, сексуальное и экономическое насилие.

 1.Физическое. Этот вид насилия определить легче всего, поскольку после избиения обычно остаются следы побоев: синяки, ссадины, следы от ремня и т.д. Однако, конечно, нельзя забывать и о том, что насильник может бить «грамотно» и видимых следов не останется. Чаще всего физическое насилие применяется по отношению к детям и женщинам, хотя известны случаи, когда женщины и выросшие дети бьют других членов семьи.

2.Психическое. В случае психического насилия человек, осуществляющий насилие, может лишать свою жертву еды, сна, связывать, запирать в маленьком или темном помещении. В результате подобных действий человек теряет контроль над собственной жизнью, собственную волю и становится подвластным другому человеку. Также при данном виде насилия кого-то из членов семьи могут обвинять в сумасшествии или создавать условия, в 8которых человек чувствует себя «ненормальным». Например, убрать очки с привычного места для их хозяина, а потом обвинить человека в том, что он сам не знает, куда их положил, а так поступают только ненормальные.

3.Эмоциональное, словесное. Этот вид насилия наиболее распространен в жизни, и чаще всего не определяют его как насилие, хотя именно с него обычно все и начинается. Эмоционально-словесное насилие может выражаться: а) в унижении достоинства, например, в использовании слов унижающих достоинство. Как часто на улице мы слышим, как мамочка говорит ребенку о том, что он бездарь, или старушки говорят шумящим подросткам, что им место в тюрьме. Крик на другого человека стал одной из самых распространенных форм общения, и большинство из нас не задумываются, что это также насилие. б) в игнорировании потребностей. Игнорирование потребностей человека — это одна из форм насилия, причем не менее значимая и более распространенная, чем другие. Эмоциональная привязанность, поддержка и эмоционально теплое общение между членами семьи очень важны для жизни человека. В современных экономических условиях родители зачастую вынуждены очень много работать и соответственно устают, так что, приходя домой, у них уже нет сил для того, чтобы поговорить друг с другом, и тем более с ребенком. Но ребенок не виноват в том, что родители устали. Ему необходимо, что бы родители его выслушали, поиграли с ним, обняли, похвалили. Вместо этого он слышит «отстань», «не мешай» и т.д. — таким образом, родители игнорируют его потребности. Естественно, что подобным образом игнорируются не только потребности детей, но и взрослых членов семьи, а это в свою очередь приводит к отчуждению членов семьи и к нарастанию напряжения в отношениях, что в свою очередь приводит к конфликтам, ссорам, разводам. И если взрослый человек может найти эмоциональную поддержку вне семьи, то ребенку сделать это на много сложнее. в) в изоляции от других членов семьи. Естественно, что эта форма насилия наиболее распространенна в отношении детей, особенно имеющих разведенных родителей. Очень часто, разведенные мамы не разрешают встречаться детям с отцами, или внушают детям, что их отцы плохие и не надо с ними видеться. Но развод родителей и так слишком тяжелое событие для ребенка и ему продолжают быть нужными, как правило, оба родителя. Поэтому запрет или невозможность видеться с одним из родителей или бабушкой — это насилие по отношению к ребенку. Среди взрослых изоляция от других членов семьи происходит немного в других формах. Молодой муж, например, может сказать жене, что ему не нравится ее мама, или сестра, или подруга, и он не хотел бы, чтобы они приходили к молодым в гости. С такой ситуации очень часто начинается домашнее насилие. г) в угрозе применить насилие. «Перестань плакать — или будет хуже», «если получишь еще хоть одну двойку — то я тебя выпорю», «скажешь еще хоть одно слово — ударю»… Сколько примеров подобных высказываний Вы слышали в своей жизни? Все эти высказывание направлены на то, чтобы человек боялся, ведь легче всего управлять другим человеком именно тогда, когда он боится. И легче всего чувствовать себя главным, — когда тебя боятся. Домашнее насилие, как и любое другое насилие, основывается на страхе, на страхе одних перед другими. Страх порождается молчание, а молчание порождает новый виток насилия и страха. 4.Экономическое. Экономическое насилие в семье может проявляться в разных формах. Например, муж может требовать от жены полной отчетности за потраченные деньги (потраченные суммы должны сходиться по чекам копейка в копейку), или, забирая у супруга/супруги все заработанные деньги, не давать ему/ей денег на личные расходы, или давать вообще очень маленькое количество денег, на которые невозможно прожить. К экономическому насилию также относится обвинение супруга, или супруги, или детей в том, что на них приходится тратить слишком много денег, а они их не зарабатывают, или з9арабатывают слишком мало. Или требование поменять нравящуюся работу на другую, более оплачиваемую, так как зарплата на имеющейся работе не покрывает материальных потребностей кого-либо из членов семьи. Детям часто отказывают в приобретении каких-то необходимых для них вещей, т.к. взрослый не считает их важными, или в отказе от карманных денег.

Информация о работе Проблемы и причины насилия в семье