В Указе Президента
РК, имеющем силу Конституционного
закона, «О Правительстве Республики
Казахстан» определены полномочия заместителей
Премьер-министра. Они входят в состав
Правительства по должности и
выполняют следующие полномочия:
- осуществляют координацию деятельности соответствующих министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, а также местных исполнительных органов в пределах порученной отрасли (сферы) государственного управления;
- несут ответственность за состояние дел в координируемых отраслях государственного управления, осуществляют контроль за исполнением в них законов, актов Президента и Правительства;
- вносят на рассмотрение Премьер-министра и Правительства предложения по назначению на должность и освобождению от должности руководителей соответствующих центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства.
Заместители
Премьер-министра по его поручению
выполняют и другие функции.
Министры,
председатели государственных комитетов
являются членами Правительства.
Они осуществляют руководство
соответствующими министерствами
и государственными комитетами,
несут ответственность за состояние
дел в отраслях (сферах) государственного
управления, находящихся в ведении
соответствующих министерств и
государственных комитетов. Вместе
с тем члены Правительства
коллегиально ответственны за
решения, принимаемые Правительством,
даже если они не голосовали
за их принятие, но не заявили
незамедлительно о своем несогласии
(ст. 68 Конституции Республики Казахстан).[12]
[8]
При Премьер-министре
Республики образуется Президиум как
постоянно действующий совещательный
орган Правительства. В состав Президиума
Правительства входят по должности
заместители Премьер-министра и
руководитель Аппарата Правительства.
Премьер-Министр вправе включить в
состав Президиума и других членов
Правительства. Порядок подготовки
и проведения заседаний Президиума
Правительства определяется Регламентом.
Заседания Правительства
проводятся не реже одного раза в месяц.
Заседания созываются Премьер-министром
либо Президентом. При рассмотрении
Правительством особо важных вопросов
на его заседаниях председательствует
Президент. Заседание Правительства
считается правомочным, если в нем
принимают участие не менее двух
третей его членов. Заседания проводятся
открыто по инициативе Президента либо
Премьер-министра, могут проводиться
закрытые заседания Правительства.
Создается собственный
Аппарат Правительства, который
обеспечивает информационно-аналитическое,
правовое, организационное и материально-техническое
обеспечение деятельности Премьер-министра
и Правительства. Руководитель Аппарата
назначается и освобождается
Президентом по представлению Премьер-министра.
Руководитель Аппарата организует взаимодействие
Аппарата Правительства с Администрацией
Президента, Аппаратом Парламента,
министерствами, государственными комитетами,
ведомствами, местными исполнительными
органами.
Для выработки
предложений по вопросам, отнесенным
к компетенции Правительства, при
Правительстве образуются комиссии,
советы и иные консультативно-совещательные
органы. Эти органы возглавляет Премьер-Министр,
его заместители, члены Правительства.
Решения консультативно-совещательных
органов носят рекомендательный характер.
Правительство
Республики Казахстан в своей
деятельности руководствуется принципами
унитаризма, разделения государственной
власти на три ветви, законности, гласности,
обеспечения общественного согласия
и политической стабильности, прав
и свобод человека и гражданина.[13]
[15]
5.
НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Правительство
Республики Казахстан, во-первых, участвует
в законотворческом процессе, осуществляемом
Парламентом и Президентом; во-вторых,
осуществляет нормотворчество в
рамках своей компетенции; в-третьих,
контролирует нормотворческую деятельность
министерств и ведомств; в-четвертых,
контролирует нормотворческую деятельность
местных органов исполнительной
власти.
Правительство
обладает правом законодательной инициативы.
Оно вправе по всем вопросам, входящим
в его компетенцию, разрабатывать
законопроекты и вносить их на
рассмотрение Мажилиса.
Конституционное
положение о том, что Правительству
Республики Казахстан предоставлено
право законодательной инициативы,
не означает, что Правительство может
вносить, может и не вносить проекты
законов в Парламент. Правительство
как особая ветвь государственной
власти, обладающая широкими полномочиями
в сферах, которые могут функционировать
на основе законов, безусловно, заинтересовано
в том, чтобы соответствующие
законы принимались. Поэтому Правительство
не только вправе, но и обязано постоянно
заниматься законопроектной работой.
С целью реализации права законодательной
инициативы Правительство разрабатывает
план законопроектной работы.[14] [23]
Организационной
опорой Правительства в подготовке
законопроектов являются министерства
и ведомства. Предложения министерств,
государственных комитетов и
ведомств Республики по разработке конкретных
законопроектов вносятся Министерством
юстиции в Правительство Республики.
Оно после рассмотрения и обобщения
направляет их в Мажилис Парламента
для включения в перечень законопроектных
работ. Исходя из перечня законопроектных
работ и принятия по этим вопросам
Парламентом Республики решений, центральные
исполнительные органы в установленные
сроки должны разработать и представить
в Правительство законопроекты
на казахском и русском языках.
Персональную ответственность за качество,
своевременность разработки и представления
законопроектов несут первые руководители
центральных исполнительных органов.
Понятие «качество» весьма емкое. Подготовка
законопроектов заинтересованными
министерствами может s привести к тому,
что они через законы будут стремиться
закреплять узковедомственные интересы.
Если такое возобладает в проектах законов,
то в случае принятия их они могут нанести
вред интересам государства, общества,
граждан. Поэтому «качество» закона включает
в себя не только понятие совершенства
законопроектов с точки зрения законодательной
техники, но и понятие целесообразности
законопроектов с точки зрения соответствия
общим интересам. На это обращено внимание
в Регламенте работы Правительства Республики
Казахстан, утвержденном Правительством
22 февраля 1996 г. Так, проекты законов вносятся
Правительству министерствами и государственными
комитетами по вопросам своего ведения.
Для того чтобы
законопроекты имели соответствующее
качество, в необходимых случаях
представляются акты экономических, правовых,
научно-технических и иных экспертиз.
На рассмотрение Правительства вместе
с проектом закона и соответствующими
обоснованиями представляются справка
о поступивших замечаниях, заключения
экспертиз. Если законопроекты, подготовленные
в порядке законодательной инициативы
Правительства, затрагивают вопросы,
отнесенные Конституцией и законами
к полномочиям Президента, они
подлежат согласованию с Президентом
Республики.
Законопроекты,
вносимые Правительством в Парламент,
подлежат обязательному обсуждению
на заседании Правительства либо
его Президиума. Обсуждение законопроекта
проводится при обязательном участии
разработчиков документа, экспертов.
По результатам рассмотрения законопроекта
принимается постановление Правительства
либо распоряжение Премьер-министра, на
основании которого проект закона может
быть направлен в Мажилис Парламента
или возвращен на доработку.
Правительство
не только самостоятельно осуществляет
право законодательной инициативы.
Оно выполняет поручения Президента
о внесении законопроекта в Мажилис
Парламента. Конституция Республики
Казахстан не предоставляет Президенту
право законодательной инициативы.
Но это не означает, что Президент
отстраняется от процесса законотворчества.
Одним из каналов воздействия
на законотворчество является предусмотренное
Указом о Президенте право Президента
поручать Правительству внесение законопроекта
в Мажилис Парламента. Имеется
в виду, что законопроект разрабатывается
в Администрации Президента и
через Правительство вносится в Парламент.[15]
[28]
Правительство
вносит законопроект на рассмотрение
Мажилиса Парламента и отстаивает его
принятие. В Регламенте Правительства
РК, утвержденном постановлением Правительства
от 23 февраля 1999 г., указывается, что уполномоченному
лицу, представляющему в Парламенте РК
проекты законов, внесенные Правительством,
запрещается выражать согласие при их
рассмотрении на внесение изменений и
дополнений, связанных с концепцией закона,
изменением правового содержания и предусматривающих
сокращение государственных доходов или
увеличение государственных расходов,
без согласования с Правительством. Ответственность
за согласие на внесение изменений и дополнений
по указанным основаниям без согласования
с Правительством несут первые руководители
государственных органов, представляющих
в Парламенте Республики соответствующие
законопроекты. В случаях вынесения на
голосование парламентариями изменений
и дополнений по указанным основаниям,
не согласованных с Правительством, лица,
представляющие проекты законов, обязаны
требовать фиксации в стенограмме заседания
своих возражений и незамедлительно информировать
канцелярию Премьер-министра об этих изменениях
и дополнениях.
По всем законам,
принятым Парламентом РК, направляемым
Премьер-министру на скрепление подписью,
государственный орган — разработчик
законопроекта по согласованию с
министерствами юстиции и финансов
в трехдневный срок готовит заключение
и направляет его в канцелярию
Премьер-министра. В заключении должна
содержаться следующая информация:
1) об изменениях
и дополнениях, внесенных депутатами
при рассмотрении в Парламенте
РК законопроекта, инициированного
Правительством;
2) о наличии
противоречий Конституции РК и действующим
законодательным актам и дополнительных
финансовых расходах;
3) о возможности
скрепления закона подписью Премьер-министра.
Если Премьер-Министр
скрепляет закон своей подписью,
то это означает, что Премьер-Министр
берет на себя ответственность за
конституционность закона. В случае
наличия подписей председателей
Сената и Мажилиса Парламента и Премьер-министра
закон представляется на рассмотрение
Президента. Это называется контрассигнацией,
и подписавшие несут ответственность
за конституционность закона. Президент
может не подписать закон, если закон в
целом или отдельные его положения противоречат
Конституции. Как показывает практика,
контрассигнация «не работает», и никто
не несет ответственности. Существующим
законодательством не предусмотрен механизм
ответственности.[16] [12]
Правительство
может готовить проекты актов
Президента. Главным образом имеются
в виду нормативные указы Президента,
вносимые Правительством, которые осуществляются
центральными исполнительными органами,
соответствующими отделами Аппарата Президента
или рабочей группой, создаваемой
решением Правительства. К проектам
актов Президента, требующим реализации
их через Правительство, относятся
проекты постановлений Правительства.
Правительство
само осуществляет собственное нормотворчество.
В иерархии нормативных правовых
актов нормативные акты Правительства
стоят после указов Президента. Правительство
Республики на основе и во исполнение
Конституции Республики, законов, актов
Президента, иных нормативных правовых
актов издает нормативные и индивидуальные
постановления. Акты Правительства
принимаются в пределах его компетенции,
имеют обязательную силу на всей территории
Республики.
Постановлением
Правительства РК от 22 июля 1998 г. утверждена
«Инструкция о порядке подготовки
и согласования проектов постановлений
Правительства и распоряжений Премьер-министра
и правилах их оформления (юридическая
техника)». В ней говорится, что постановления
Правительства носят нормативный и индивидуальный
характер и имеют общеобязательную силу
на всей территории Республики. Распоряжения
принимаются по текущим и оперативным
вопросам, относящимся к компетенции Премьер-министра,
их действие исчерпывается однократным
применением. Разработка и представление
на согласование проектов постановления
Правительства и распоряжения Премьер-министра
осуществляются государственными органами
в соответствии с их компетенцией по своей
инициативе или по поручению вышестоящих
государственных органов во исполнение
Конституции, законов, актов Президента
и Правительства. Все иные государственные
органы и негосударственные организации
вправе вносить предложения по разработке
нормативных правовых актов или передавать
инициативные проекты актов Правительства
и Премьер-министра на рассмотрение ведомств,
центральных и местных акиматов в соответствии
с их компетенцией.[17] [12]