Национальная безопасность и национальные интересы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 18:04, лекция

Описание работы

Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях.

Файлы: 1 файл

Национальная безопасность.docx

— 32.90 Кб (Скачать файл)

 

Национальная безопасность и национальные интересы России

Россия - одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно- технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем ряд государств активизирует усилия, направленные на ослабление России в целом и ее влияния на международную политику.

Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Обеспечение национальных интересов России

Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического. I

  1. Сферы безопасности по видам и источникам угроОбласть компетенции и объем полномочий МЧС РоссииГражданская оборона страны
  2. Мобилизационная подготовка экономики
  3. Поддержание устойчивости жизнедеятельности страны в военное и послевоенное время
  4. Содействие в преодолении внутренних вооруженных конфликтов
  5. Сокращение социально-

экономического ущерба от ЧС

  1. Внедрение экономических механизмов безопасности населения и территорий
  2. Обоснование ресурсов и затрат на социально-экономическую реабилитацию зон ЧС
  3. Прогнозирование и предупреждение ЧС
  4. Готовность органов управления, сил и средств
  5. Экстренное реагирование и оперативное управление в ЧС
  6. Организация защиты и жизнеобеспечения населения и территорий
  7. Ликвидация ЧС и
  8. Снижение риска экологических катастроф
  9. Предупреждение и ликвидация экологических ЧС
  10. Участие в экологическом мониторинге
  11. Информационная защита и' поддержка сил и населения в зонах

ЧС •

  1. Защита информации ГО страны и мобилизационной готовности
  2. Интеллектуальная поддержка и защита прав авторов разработок в области предотвращения, предупреждения и ликвидации ЧС
  3. Участие в обеспечении генетической безопасности и противодействии попыткам воздействия на генофонд страны

Другие мероприятиябезопасности

Рис. 3. Сферы национальной безопасности по видам и источникам угроз, в обеспечении которых принимает участие МЧС Россиидоговора (НАТО) и Европейский союз (ЕС). Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам. Конституция Российской Федерации об организации обороны государства Оборона государства — это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной видите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом РФ «Об обороне», законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооруженными Силами. В статье 59 Конституции РФ говорится: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». В ней определены полномочия высших органов государства в области обороны. Согласно Конституции РФ глава нашего государства — Президент Российской Федерации — принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной неприкосновенности. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии, направленной против Российской Федерации, он вводит на территории России военное положение, формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания. Определенные полномочия в области обороны закреплены за

Советом Федерации и Государственной Думой. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные бюджетом, и федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения на территории страны; решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России. Государственная Дума рассматривает расходы на оборону и принимает законы в области обороны. Таким образом, Конституция РФ достаточно ясно и четко регламентирует организацию обороны Российской Федерации. На основе Конституции принимаются законодательные акты, обеспечивающие детальное и подробное регулирование отношений в области организации обороны нашего государства.

  1. Военная организация Российской Федерации

В настоящее время Российская Федерация находится на особом этапе своего исторического развития. В стране реформируются основы государственного устройства и управления, проходит процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, получают развитие новые социально-экономические связи и отношения. В последние годы военная организация прошла сложный путь. Она, как и страна в целом, до сих пор находится в процессе активного реформирования, связанного с коренными изменениями геополитических условий в мире и становлением обновленного Российского государства. Сегодня создана практически новая правовая база, обеспечивающая их функционирование и развитие. Принят целый ряд важных законодательных актов. Это Федеральный закон РФ «Об обороне», Федеральный конституционный закон РФ «О военном положении», Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Закон РФ «О Государственной границе».

Военная организация включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации (ВСРФ), составляющие ее ядро и основу, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военными методами, а также органы управления ими. В эту организацию также входит часть промышленного и научного комплекса страны, выполняющая задачи обеспечения военной безопасности.

Главной задачей военной организации является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также другие функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральным законодательством.

Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане Российской Федерации участвуют в обеспечении военной безопасности в порядке, установленном федеральным законодательством. Другие войска не входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, но вместе с ними обеспечивают выполнение задач, связанных с обороной государства. К этим войскам относятся пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны Российской Федерации. Пограничные войска предназначены для защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа нашей страны и природных ресурсов. Внутренние войска предназначены для защиты прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств. Важнейшей задачей внутренних войск МВД РФ является совместное с Вооруженными Силами России участие в территориальной обороне страны. Проводимые во внутренних войсках организационные преобразования направлены на то, чтобы повысить их мобильность, способность быстро концентрировать силы и средства там, где это необходимо, реально обеспечивать охрану жизни, здоровья и имущества граждан. Войска гражданской обороны являются важной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Эти войска в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обороне» могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы. Организационно они входят в состав МЧС России.

  1. Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны нашего государства

Основой военной организации нашего государства являются Вооруженные Силы Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

Привлечение Вооруженных Сил к выполнению других задач осуществляется по решению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. К этим задачам относятся следующие:

  • содействие органам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации в локализации и блокировании районов конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов;
  • оказание помощи пограничным войскам в охране Государственной границы Российской Федерации;
  • содействие в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и пиратством;
  • оказание помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Основными функциями Вооруженных Сил являются:

  • пресечение любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан России, объектов Российской Федерации на территории страны и за ее пределами, в том числе в Мировом океане и космическом пространстве, в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, доступа к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям в соответствии с нормами международного права;
  • выполнение союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами;
  • поддержание или восстановление мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членом которых Россия является.

Основные задачи, которые стоят перед Вооруженными Силами России по обеспечению национальной безопасности, могут быть распределены по четырем направлениям: сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам России; обеспечение экономических и политических интересов России; осуществление силовых операций мирного времени; применение военной силы.

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки и подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию, а также поддержанием высокой боевой и мобилизационной готовности стратегических ядерных сил и систем их управления.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:

  • защита граждан России в зонах вооруженных конфликтов и регионах политической или иной нестабильности;
  • создание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации;
  • защита национальных интересов в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, а также в Мировом океане;
  • проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил. и средств Вооруженных Сил в регионах жизненно важных экономических и политических интересов России;
  • организация и ведение информационного противоборства. Силовые операции мирного времени Вооруженные Силы

осуществляют в рамках выполнения следующих задач:

  • борьба с международным терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
  • частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание в готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;
  • осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ;
  • обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;
  • защита государственной границы в России в воздушном пространстве и подводной среде;
  • силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решений Совета Безопасности ООН;
  • предупреждение экономических катастроф, других чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.

Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации Вооруженными Силами проводится в форме прямого участия в вооруженных конфликтах; локальных войнах; региональных войнах; крупномасштабной войне.

Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) состоят из трех видов (Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот), трех родов ВС (Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно-десантные войска), Тыла ВС РФ и специальных войск.

Информация о работе Национальная безопасность и национальные интересы России