Юридическое лицо в римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Такого названия, как «юридическое лицо», в римском праве не было, согласно исследованиям в латинском языке даже не было специального термина для обозначения учреждения. Римские юристы признают факт принадлежности прав различным организациям. Но организации сравнивались с физическим лицом, и упоминалось, что организация действует вместо лица (personae vice), вместо отдельных лиц (privatorum loco). Однако уже в Законах XII таблиц упоминались различные частные корпорации религиозного характера (collegia sodalicia), профессиональные объединения ремесленников и др.

Содержание работы

Введение ...............................................................................................................3
Глава I. Юридические лица в римском праве: виды, признаки, особенности правового статуса.................................................................................................6
1.1.Понятие юридического лица в римском праве ................................6
1.2.Виды и признаки юридического лица в римском праве..................8
Глава II. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Прекращение юридических лиц ..................................................................................................16
Заключение ............................................................................................................24
Библиография .......................................................................................................27

Файлы: 1 файл

Юридическое лицо в римском праве.docx

— 58.26 Кб (Скачать файл)

Политические общины.

К политическим общинам относились:

- города и колонии;

- ассоциации римских граждан;

- селения;

- провинции.

Город обозначается в источниках разными названиями: civitas, respublica, municipium, municipes. По своему историческому происхождению колонии, конечно, существенно различались от муниципий. Муниципии образовались из перегринских civitates, вошедших в сферу власти римского народа, а колонии населялись римскими гражданами по распоряжению государственной власти. На города перенесены были jura minorum, а равно городам предоставлены право предпочтительного перед другими кредиторами удовлетворения из имущества должника (privilegium exigendi) и законное залоговое право в имуществе должника, не говоря о том, что всячески поощрялась поллицитация в пользу городов.

Ассоциации римских граждан. Пока не закончился процесс распространения римского гражданства на все пере гринские civitates и пока последние не превратились в муниципии Римской империи в последнее время республики и в первые два века принципата, римские граждане разных ремесленных и торговых профессий, проживавшие в перегринских городах, составляли собой особую единицу (conventus civium romanorum), за которой признано было право иметь конвенты. Такие конвенты могли быть и в Италии, вне пределов территории, ассигнованной городам. Под понятие конвента не подошла бы совокупность римских граждан одной какой-либо ремесленной профессии, получившая оседлость в каком-либо перегринском городе или вне муниципальной территории. Это была бы, скорее, коллегия, а не конвент, для понятия которого требовалось, чтобы он был самодовлеющим.

Pagi – местные поселения в пределах городской территории; некоторые из них, с ростом города, входили позднее в состав самого города, как это было в Риме. Pagi обозначались также и другим термином, но в особенности последнее название прилагалось к тем поселениям, которые возникали в императорских и других (сенаторских, церковных) латифундиях или доменах (saltus) и состояли сначала из свободных мелких арендаторов — римских граждан, а позднее из прикрепленных к земле (glebae adscripti) колонов. Так что если в римском мире существовало нечто подобное современной самостоятельной сельской общине, то не в территориях городов, а в saltus, каковы, например, в особенности африканские saltus. Префектуры могли включать обширные области; так, города неблагодарные или вероломные подчинялись режиму префектур. Вообще же под префектурами понимались те общины, которые не имели собственных магистратов или имели такие, которые вполне или отчасти были лишены юрисдикции и поэтому должны были получать юрисдикцию из Рима, т.е. de jure они подлежали юрисдикции городского претора, который осуществлял таковую через своих praefecti juri dicundo. С точки зрения источников юстинианова права fora, conciliabula, praefecturae представляются уже институтами архаическими. Что касается селений вообще, то, может быть, только те из них, которые имели самостоятельное существование, не в качестве составных частей городского округа, а вне городской территории, имели для области имущественных отношений права юридического лица.

В феодосиевском кодексе есть ясные указания на то, что провинции, т.е. обширные округа, включающие несколько городов, рассматривались как юридическое целое и в области имущественных отношений (commune provinciae). В провинциальных собраниях, имевших место в метрополии, или главном городе провинции, уполномоченные от городов обсуждали общие дела целой корпорации; прошения по поводу разных затруднений адресовались к императорам, и ответный императорский рескрипт также непосредственно адресовался к общине.

Вольные союзы.

Под вольными союзами понимались общества, коллегии, которые не составляли интегрирующей части государственного устройства, но которые тем не менее носили или старались придать себе более или менее публичный характер связью с культом или эксплуатацией ремесла, важного с точки зрения государственной жизни.

Разновидности коллегий:

- коллегии религиозные в собственном смысле;

- коллегии похоронные;

- коллегии ремесленников;

- коллегии или декурии подчиненного служебного персонала;

- товарищества публиканов, т.е. государственных откупщиков или мытарей.

Между религиозными в собственном  смысле коллегиями нужно различать  публичные жреческие коллегии и  остальные религиозные коллегии. Различие между теми и другими  состояло в том, что официальные  жреческие коллегии не охватывали организованной связью определенную обособленную группу чтителей культа, тогда как остальные  коллегии имели общинную организацию. Другими словами, официальные коллегии были только коллегиями жрецов, состоявших при том или другом храме, к  которым не были приурочены общины верующих.

Членами похоронных коллегий, которыми могли быть даже рабы с  согласия их господ и которые вообще вербовались из низших недостаточных  классов населения (tenuiores), собирались раз в месяц для внесения и сбора членских взносов, из которых составлялась общая касса коллегий, для религиозных же целей могли собираться и чаще. Из общей кассы в случае смерти одного из членов выдавалась денежная сумма (funeratitium) для покрытия издержек погребения.

В императорское время  образовались наследственные цехи, члены  которых вместе с их потомками  должны были обязательно отправлять известное ремесло как повинность в пользу государства, которое за то освобождало их от несения других повинностей или тягостей.

Общества или товарищества публиканов. Публиканами у римлян назывались лица, бравшие у государства  в аренду или на откуп какой-либо род государственных доходов. Римская  администрация вообще отличалась той  особенностью, что предпочитала, так  сказать, оптовые операции, оставляя детали и отдельные сделки частным  предпринимателям. Так, даже военная  добыча и имущество, доставшееся  государству путем конфискации  или в качестве выморочного, продавались  целиком, после чего покупщику предоставлялась  распродажа в розницу. Точно так  же и взимание различных налогов  и повинностей производилось  не должностными лицами государства  в государственную казну, а частными лицами, обязывавшимися вносить ежегодно в казну круглую сумму. При  императорах, впрочем, были сделаны  решительные шаги к установлению государственного контроля за взиманием налогов, причем, как надо думать, образцом служила птолемеевская система финансового управления, господствовавшая в Египте до покорения его Римом. Значительнейшими из публиканов были мытари, арендовавшие десятину (decumani), таможенные пошлины (portitores), публичные пастбища (pecuarii, scripturarii).7

Церковные институты христианского  времени.

При христианских императорах  юридическими лицами были церковные  учреждения, и именно в лице их администраторов. По законодательству императора Юстиниана, кроме епископской церкви, которая  первоначально была единственным церковным  институтом, наделенным правами юридического субъекта в лице своего епископа, к юридическим лицам причисляются церкви, монастыри и богоугодные заведения.8

Таким образом, из возможных  видов юридических лиц в римском  праве выделены:

- государство;

- императорский престол;

- политические общины;

- вольные союзы;

- церковные учреждения и богоугодные заведения;

- лежачее наследство.

Вывод: Такого названия, как «юридическое лицо», в римском праве не было, согласно исследованиям в латинском языке даже не было специального термина для обозначения учреждения. Римские юристы признают факт принадлежности прав различным организациям. Но организации срав нивались с физическим лицом, и упоминалось, что организация дей ствует вместо лица (personae vice), вместо отдельных лиц (privatorum loco). Однако уже в Законах XII таблиц упоминались различные частные корпорации религиозного характера (collegia sodalicia), профессиональные объединения ремесленников и др.

Вместе с тем римские  юристы задумывались о природе юридического лица, а также обращали внимание на то, что в некоторых случаях  имущество не принадлежит отдельным  гражданам, а закрепляется за каким-то объединением в целом, и отдельные  его члены оказываются в отношении  имущественных прав обособленными.

Зарождается понимание, что  в некоторых случаях права  и обязанности принадлежат не простым группам физических лиц (как это имеет место при  договоре товарищества), а целой  организации, имеющей самостоятельное  существование независимо от составляющих ее физических лиц. Выделяют виды юридических лиц, хотя они имеют меньшую роль чем физические лица. 

Глава II. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Прекращение юридических лиц

 

 

Дееспособность.

Дееспособность человека в Риме зависела от нескольких факторов.

1. Возраст. Понимание смысла  совершаемых действий и способность  владеть собой и трезво принимать  то или иное решение приходят  лишь с годами.

В Римском праве различались:

- полностью недееспособные (infantes) - малолетние дети до 7 лет, которые не могут говорить (topuefari non potest);

- неполовозрелые или малолетние дети, вышедшие из детства (impuberes infantia maiores) - мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет. «Признается, что несовершеннолетние, действующие без опекуна, ничего не могут и не знают».

Дети этого возраста могли  лишь совершать сделки, которые вели к приобретению для несовершеннолетнего. Осуществлять другие виды сделок, связанные  с прекращением права несовершеннолетнего  или установлением его обязанностей, можно было только с разрешения опекуна  и только при самом совершении сделки. Опекуны назначались по завещанию  отца несовершеннолетнего или по назначению магистра. Опекун обязан был  заботиться о личности и имуществе  несовершеннолетнего и отчуждать  имущество несовершеннолетнего  лишь в том случае, когда это  необходимо.

Лицо в возрасте с 14 и  до 25 лет было дееспособно. Однако в  последние годы республики по просьбе  таких лиц претор мог дать возможность  отказаться от заключенной сделки и  восстановить то имущественное положение, какое было до совершения сделки. Этот процесс назывался реституция. Позднее, во II в. н.э. лица, не достигшие 25 лет, имели право испросить себе куратора или попечителя.

Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действенности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее, или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 (12)-25 лет могли совершать завещание, а также вступать в брак без согласия попечителя.

2. Физические и психические  недостатки. Душевнобольные и слабоумные  признавались недееспособными в  связи с неспособностью отдавать  себе отчет в своих действиях  и находились под попечительством.

При наличии периодических  или постоянных признаков у лица бешенства (furor) или умалишенности (dementia, amentia) такое лицо лишалось дееспособности на моменты помешательства. Однако во время просветлений гражданин считался дееспособным.

Телесные недостатки влияли только на те сферы деятельности, которые требуют наличия определенных физических возможностей. На пример, договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, человек немой или глухой его заключить самостоятельно не мог.

3. Расточительство. Расточитель (prodigus), т.е. лицо, которое своими действиями создавало угрозу полного своего разорения, так как не способно было соблюдать меру в расходах, ограничивалось в дееспособности, дабы не навредить самому себе. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать толь ко такие сделки, которые направлены лишь на приобретение имущества. Сделки, связанные с уменьшением имущества или установлением обязательства, могли совершаться только с согласия попечителя. В отношении расточителя не учитывалось, что у него бывают моменты «просветления». Правовое положение расточителя скорее схоже с опекой над несовершеннолетним, нежели с опекой над умалишенным.

4. Дееспособность женщин. Женщины старше 12 лет переставали считаться несовершеннолетними, требующими опеки, и освобождались из-под опеки над несовершеннолетними. Такой возраст связан с юридической предпосылкой, что женщина уже может выдаваться замуж начиная с 12 лет. Однако с достижением указанного возраста лица женского пола не приобретали полной дееспособности и оставались под опекой. Это связано с тем, что женщина считалась от природы «легкомысленной» и не способной принимать самостоятельные решения.9

Таким образом, под опекой домовладыки, мужа или ближайшего родственника мужского пола женщины находились на протяжении всей жизни. В классический период было признано, что взрослая женщина способна самостоятельно и без опеки управлять и распоряжаться своим имуществом, но не вправе принимать на себя в той или иной форме ответственность по чужим долгам. При Юстиниане ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было достигнуто и тогда.

Правоспособность и ее составные элементы.

Современному термину  «правоспособность» в Древнем Риме соответствовало слово caput. Полная правоспособность во всех областях слагалась из трех основных элементов:

а) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом;

б) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев;

в) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas).

Если какой-либо статус изменялся, этот процесс назывался capitis deminutio. Изменение в status libertatis называлось наивысшим, существенным (capitis deminutio maxima); изменение status cfivitatis называлось capitis familiae и обозначалось как наименьшее (capitis deminutio minima).

В области частноправовых отношений полная правоспособность человека складывалась только из двух элементов: а) права вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую  семью (ius conubii); б) права быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок (ius commercii).

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его.

Однако юристы установили правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался  субъектом прав во всех случаях, когда  это соответствовало его интересам. «Зачатый ребенок охраняется наравне  с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого».

В частности, исходя из постановлений  Законов XII таблиц, за зачатым, но еще  не родившимся ребенком признавали право  наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери.

Информация о работе Юридическое лицо в римском праве