Юридические факты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность юридических фактов, их классификацию и проблемы в системе правового регулирования.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования.
Предметом исследования являются юридические факты, их функции и признаки, место в механизме правового регулирования, дефектность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ….………..5
1.1 Подходы к пониманию юридических фактов……………………………….5
1.2 Сущность юридических фактов, их признаки и функции ......…………..…7
1.3 Специально-юридические требования к юридическим фактам……….....10
ГЛАВА 2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ.………………………………11
2.1 Классификации юридических фактов.……… …………………………….11
2.2 Характеристика события, действия, юридического состояния, сложных юридических фактов и фактических составов………………………………...14
ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..………..18
3.1 Дефектность юридических фактов…………………………………………18
3.2 Установление и доказывание юридических фактов……………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………………...25

Файлы: 1 файл

курсовая Юридические факты.docx

— 74.93 Кб (Скачать файл)

Основу дефектности юридических фактов составляет дефектность социально-юридической ситуации. Целесообразно следует признать дефектной ту ситуацию, в которой отсутствуют некоторые необходимые признаки или присутствуют признаки, не предусмотренные законом. Например, дефектной ситуацией может быть факт перевода рабочего на другую работу без его согласия, согласно ст. 33 и ст. 34 Трудового кодекса Республики Беларусь [15].

В зависимости от юридического значения выделяют:

  • несостоятельность, т.е. когда отсутствует юридическая предпосылка (заключение  брака венчанием в церкви не признается государством, согласно ст. 4 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь [5]);
  • недействительность – фактическая предпосылка возникает с нарушениями, при которых невозможно наступление правовых последствий (согласно ст. 45 Кодекса о браке и семье, брак признается недействительным в случае заключения фиктивного брака, т.е. если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью [5]);
  • малозначительное нарушение, связанное с процедурой документального оформления юридического факта. Такая дефектность не должна препятствовать наступлению правовых последствий [17, с. 93].

По признаку исправимости различают:

  • исправимые дефектные факты, когда можно восстановить полноценность фактических обстоятельств путем совершения повторных или иных равнозначных действий;
  • частично исправимые факты – это те факты, которые можно исправить в некотором объеме (гражданская сделка, административный акт, трудовой договор и т. д.);
  • неисправимые – те, которые вызывают полную недействительность юридического факта [17, с. 94-95].

Дефектные юридические факты – это негативное явление в правовой системе, т.к. они значительно затрудняют нормальный процесс регулирования и защиты прав и свобод граждан страны. Теория выделяет две основные причины появления таких фактов в системе фактических обстоятельств:

  • скрытое перерождение;
  • фальсификация [2, с. 303-304].

Скрытое перерождение - это изменение юридических фактов с течением времени. Так, гражданин с дипломом о высшем образовании при отсутствии практики со временем теряет навыки работы, но, тем не менее, факт наличия высшего образования не изменится, т.к. существует его внешнее выражение – диплом [2, с. 303-304].

Фальсификация – наиболее опасный вид дефектности, которая выступает как прямая угроза существующему правопорядку. Она может быть двух видов: искусственная фабрикация (имитация болезни для того, чтобы получить дополнительные права или освободиться от некоторых обязанностей) и создание фиктивных доказательств (поддельные документы). Фальсификация юридических фактов является грубым нарушением правовых норм, за которое иногда предусмотрена уголовная ответственность, а в большинстве случаев такие факты просто признаются недействительными [2, с. 303-304].

Каким образом реагирует законодательство на дефектность юридических фактов и составов?

Одним из видов юридической реакции может быть условно назван стабилизацией правовых последствий. Сущность ее заключается в том, что в определенных ситуациях законодательство сохраняет правовые последствия, возникшие из дефектных юридических фактов или составов [18].

Другой вид реакции на нарушение в фактической предпосылке – отсрочка в наступлении правовых последствий. Он широко применяется, когда то или иное юридически значимое нарушение обнаруживается на стадии формирования правоотношения до наступления правовых последствий [18].

Разновидностью юридической реакции на дефектность фактической предпосылки выступает санкция недействительности. Различаются простой и сложный варианты санкции недействительности. Если первый ограничивается простым не наступлением правовых последствий, то во втором случае дефектный юридический факт подлежит отмене. Санкции недействительности образуют своеобразную группу мер защиты, назначение которой заключается в том, чтобы исключить из правовой среды дефектные юридические факты и фактические составы, и тем самым устранить их правовые последствия [17, с. 83].

Таким образом, возникновение юридического факта с тем или иным нарушением затрудняет нормальный процесс правового регулирования, защиту законных прав граждан и организаций. Нельзя игнорировать то обстоятельство, что определенная часть правовых поступков граждан, актов государственных органов и других юридических фактов содержит различного рода дефекты. Также необходимо отметить, что постоянно растущее многообразие общественных связей и отношений вызывает к жизни все новые и новые разновидности юридических фактов, а, следовательно, на практике множится число новых, пока еще неизвестных юридической науке дефектов. В связи с этим обозначенная тематика будет иметь актуальность и в обозримом будущем, а всякое исследование дефектности юридических фактов будет априори носить не вполне завершенный характер и оставлять простор для будущих изысканий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Установление и доказывание юридических фактов

Факты, прежде чем они проявят свое юридическое значение, должны быть надлежащим образом установлены. Установление и доказывание юридических фактов - одна из традиционных проблем  юридической науки [3, с. 442].

Отправной «точкой» правоприменительного процесса выступает юридически значимая социальная ситуация. Именно она – основание и конечный объект социально-правового организующего воздействия. Но в сферу правового регулирования  социально-юридическая ситуация входит не непосредственно, а через своего «представителя» - юридический факт. Не требуется доказывать очевидные юридические факты. Однако многие факты не очевидны и нуждаются в доказывании. Доказывание – это регулируемый юридическими нормами процесс, имеющий своей целью установить истину по делу, с тем, чтобы закон был применен правильно [19].

Юридические факты вводятся в правоприменительный процесс посредством доказательств. Доказательствами признаются фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме [3, с. 442].

Юридическими фактами, как известно, могут быть явления прошлого (совершенное преступление), и обстоятельства настоящего (возраст). Поэтому в правоприменительном процессе о юридических фактах судят на основании других социальных обстоятельствах, называемых доказательственными фактами. Они представляют собой явления действительности, на которых отразились те или иные следы, позволяющие судить о наличии или отсутствии устанавливаемых юридических фактов и в силу этого сами по себе обычно не являются предметом доказывания [7, с. 260].

Завершающим этапом процесса доказывания юридических фактов является их оценка. Оценочность пронизывает весь процесс с самых его первых этапов: оцениваются различные версии, идет оценка фактов, документов и т.п. Причем, наибольшую трудность представляет оценка достаточности доказательств. Ошибка в оценке означает приписывание фактам несвойственного им значения, что, соответственно, влечет принятие незаконного решения [3, с. 442].

Таким образом, очень важно для правовой силы юридических фактов своевременно и правильно их зафиксировать, удостоверить и доказать, потому что от этого зависит качество и быстрота реализации законных прав и интересов физических и юридических лиц. Тем не менее, на практике именно из-за несоблюдения данных действий возникают различные коллизии, зачастую разрешаемые в судебном порядке.

Целесообразно отметить, что злоупотребления или упущения в процедуре доказывания юридических фактов ведут к их дефектности, пути преодоления которой нередко правом не регламентируются. Поэтому, зачастую, в судах стороны не могут доказать своей правоты, так как из-за дефектности юридического факта или их совокупности рушиться все система доказательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрено понятие юридического факта как основы для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Не все юридические факты оказывают влияние на правоотношения, а лишь те, которые обозначены в нормативно-правовых актах.

Анализируя дефиниции, приходим к выводу, что юридические факты как категория правовой действительности в теории права понимается практически одинаково, и различия наблюдаются лишь в деталях их определений.

Классификация юридических фактов является практичной и удобной для рассмотрения видов юридических фактов, а также она позволяет разграничивать их по различным аспектам. Все юридические факты подразделяются на события и действия. И следует отметить, что это основная классификация юридических фактов по отношению к тем классификациям, которые были предложены многими авторами.

С точки зрения своего социального содержания, юридический факт должен, прежде всего, адекватно отражать социальную ситуацию. По отношению к социальной ситуации юридические факты выполняют двоякую роль: во-первых, идентификационную, поскольку они призваны точно обозначить социальную ситуацию, обеспечить ее фиксацию в правовом регулировании. Во-вторых, разграничительную, состоящую в том, что юридические факты очерчивают рамки ситуации, позволяют ограничить ее от сходных случаев.

Важным требованием к юридическому факту является его юридическая надежность. Это такая характеристика факта, которая отражает, с одной стороны, постоянство связи факта с социальной ситуацией, а с другой - стабильность его социального содержания.

В целом юридические факты играют важную и активную роль в общей правовой системе, являясь своего рода ее рецепторами, соединяющими нормы права с реальными жизненными отношениями, а также можно существенным образом с помощью юридических фактов влиять на динамику развития социальных процессов и направлять их в нужное русло.

Таким образом, юридические факты - не пассивный элемент механизма правового регулирования. Установление тех или иных юридических фактов может использоваться и реально используется законодательством как средство воздействия на поведение субъектов. Точное определение юридических фактов способно повысить эффективность правового регулирования, оказать позитивное воздействие на социальную, экономическую и культурную жизнь общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Александров, Н. Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма / Н. Г. Александров. - Москва: Госюриздат, 1961. - 271 с.
  2. Алексеев, С. С. Проблемы теории государства и права: Учебник / под ред. С. С. Алексеев, И. Я. Дюрягин, В. Б. Исаков. - Москва: Юрид. Лит., 1987. - 448 с.
  3. Бабаев, В. К. Теория государства и права: Учебник / В. К. Бабаев, В. М. Баранов, Н. В. Витрук. - Москва: Изд. группа «Юристъ», 2002. - 591 с.
  4. Кечекьян, С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / Акад. Наук СССР. Ин-т права им. А. Я. Вышинского. - Москва: Издательство Академии наук СССР, 1958. - 187 с.
  5. Кодекс о браке и семье Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. № 278-З: принят Палатой представителей 3.06.1999, одобрен Советом Республики 24.06.1999: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2013 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
  6. Курцев, Н. П. Правовая природа юридических фактов / под ред. Н. П. Курцев / Юрист. - 2003. - № 10. - с. 16
  7. Кучинский, В. А. Современное учение о правовых отношениях / под ред. В. А. Кучинского. - Минск: Интерполиграф, 2008. - 317 с.
  8. Марченко, М. Н. Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах / под ред. М. Н. Марченко. - Том 2. Теория права. - Москва: Издательство «Зерцало», 2000. – 656 с.
  9. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М. Н. Марченко. - Москва: ТК Велби, Изд-тво Проспект, 2007. - 768 с.
  10. Марченко, М. Н. Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 639 с.
  11. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - Москва: Изд. Группа «Юристъ», 2001. - 511 с.
  12. Мицкевич, А. В. Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие для юрид. вузов / под ред. С. С. Алексеева. - Москва: Юрид. лит, 1979. - 391 с.
  13. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. - Москва: Юристъ, 2002. - 414 с.
  14. Рассолов, М. М. Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. М. М. Рассолова. - 2-ое изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 735 с.
  15. Трудовой кодекс  Республики Беларусь, 26 июля 1999 г. № 296-З : принят Палатой Представителей 08.06.1999, одобрен Советом Республики 30.06.1999:  в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2013 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
  16. Халфина, P. O. Общее учение о правоотношении / Ин-т государства и права АН СССР. - Москва: Юрид. Лит., 1974. - 351 с.
  17. Чувакова, А. М. Юридические факты, фактические составы и их дефекты / А. М. Чувакова. - Одесса: Феникс, 2009. - 109 с.
  18. Юридический факт / Проекты по основам права [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/. - Дата доступа: 15.02.2014.
  19. Юридический факты, понятия и виды / Законодательство и право / Банк рефератов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.referatbank.ru/. - Дата доступа: 10.03.2014.
  20. Юридические факты / Правоотношения / Основы права [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/. - Дата доступа: 13.02.2014.
  21. Юридические факты / Рефераты по государству и праву / Рефераты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/. - Дата доступа: 19.02.2014.

 

 


Информация о работе Юридические факты