Юридические факты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном исследовании юридических фактов как самостоятельной правовой категории и как реального явления, а также выработке рекомендаций по их применению в деятельности судебных органов.
В рамках поставленной цели курсового исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Выяснить и определить сущность юридических фактов, их основные функции, закономерности формирования, социального и функционального назначения.
2. Исследовать основания классификации и виды юридических фактов.

Файлы: 1 файл

Юридические факты.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Примером могут служить институты объявления человека умершим и признания его безвестно отсутствующим, действующие в качестве специальных правил. Как и при безвестном отсутствии, объявление лица умершим происходит при определенных обстоятельствах.14 Применительно к институту объявления гражданина умершим таким общим условием является определенный срок отсутствия сведений в месте жительства о месте его пребывания (п. 1 ст. 45 ГК РФ). Однако завершающим волевым действием, выступающим в качестве юридического факта, порождающего определенные последствия, выступает акт государственной регистрации. Именно с ним связаны все исходные последствия в тех правоотношениях, в которых находился гражданин.

Таким образом, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие отдельное правоотношение, всегда выступают в качестве волевых актов. В тех случаях, когда процесс правового регулирования порождается событиями, последние выступают лишь материальными условиями, предпосылками, не входя в таком виде в юридический факт.

Факт - это реальное событие, явление; то, что действительно произошло.15 Таким реальным событием является юридический факт. Очевидно, возникновение, изменение, прекращение правоотношения связано с более общим фрагментом права. Таковым является волевой юридический акт. Данное понятие выполняет обобщающую роль, служит неким общим родом при классификации и сведении к единому значению юридических фактов. Но при этом в данное понятие  вкладывается вполне определенный (подлинный) смысл.

С учетом изложенного, можно определить общее понятие юридического факта безотносительно того, что он порождает нормы права, отношения правового статуса или права в сфере конкретного правоприменения. Юридические факты представляют собой волевые акты, порождающие, изменяющие или прекращающие права (объективные и субъективные). Это общее (родовое) понятие юридического факта, которое имеет лишь ему присущие признаки.

Анализируя основные признаки юридических фактов В.Б. Исаков пришел к выводу, что по своей природе последние являются материально-идеальными, в них имеет место тесное единство материального содержания и юридического оформления, что не должно ускользать из поля зрения ученого и специалиста-практика. Юридическим фактам свойственна единичность, конкретность. Они несут информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, выражены вовне, указывают на наличие или отсутствие определенных явлений материального мира, вызывают предусмотренные законом правовые последствия.16

Приведенные признаки свидетельствуют о том, что автор придерживается классического (традиционного) представления о природе юридических фактов. Признание их материально-правовыми, очевидно, связано с тем, что это - явление реальной действительности, фрагменты материального мира, преобразованные законодателем в идеальные, правовые.

Думается, в юридических фактах нет ни грамма материального, если не считать тот внешний материальный носитель (бумажный или электронный), на котором фиксируется правовая информация (юридический акт, договор, акт государственной регистрации и т.п.) Юридические факты - всецело правовые формы, выполняющие только им присущую регулирующую роль.

Под влиянием сложившихся методологических положений В.Б. Исаков ведет настойчивый поиск ответа на вопрос: обладают ли юридические факты свойством истинности? С одной стороны, в одном своем значении слово "факт" - это элемент, "дискретный кусок" объективного мира. А с другой, он моделируется в нормах права в соответствии с потребностями общественного (в том числе правового) развития. Истинность юридических фактов имеет также практическое правовое значение. Таким образом, истинность - свойство юридических фактов в аспекте их как идеальных явлений.17

В связи с необходимостью более точно отразить в нормах права фактические обстоятельства в качестве юридических фактов существует, как утверждает В.Б. Исаков, особый, фактографический язык, благодаря которому используются слова и термины, единообразно понимаемые всеми субъектами, реализующими правовые нормы18. Здесь имеет место оценка юридических фактов как материально-идеальных фрагментов реальной действительности. На наш взгляд, для выявления и правовой оценки существенных признаков не столь важно единичны они или конкретны, объективированы во вне и несут информацию о состоянии общественных отношений. Ведь все элементы механизма правового регулирования таковы. Кроме того, признаки юридических фактов должны быть только правовыми. Признаки, свойственные всей разновидности юридических актов, не должны быть присущи другим компонентам системы права и механизма ее движения.

В этом значении могут предстать следующие признаки:

- юридические факты - это  волевые акты субъектов права;

-это правовые акты, а  не политические, социальные, экономические, духовно-идеологические;

- волевые юридические  акты закрепляются в нормах  объективного права с той или  иной степенью конкретности;

-юридическими фактами  порождается и закрепляется сущность  того объективного или субъективного  права, которое возникает как  содержательное явление этой сущности (система норм, субъективное общее, правовой статус, правосубъектность, компетенция или конкретное право);

- посредством юридических  фактов обеспечиваются возникновение, изменение и прекращение прав (объективных и субъективных);

- юридические факты - самый существенный элемент механизма правового регулирования. Однако в силу своей глубины и абстрактности он менее всего очевиден при выяснении роли того или иного компонента в механизме правового регулирования;

- вся регулирующая роль  норм объективного права, предшествующая нормативному или индивидуальному юридическому факту, протекает и трансформируется в новые нормативные или субъективные права только посредством юридических фактов. Степень трансформации норм объективного права посредством юридических фактов не имеет значения. Даже в тех случаях, когда без каких-либо изменений модели объективного права посредством юридического факта распространены на конкретных участников правоотношения, имеет место новая правовая форма, новое право.

Как видно, юридические факты играют центральную, сущностную роль в возникновении, движении, прекращении права во всех его формах и модификациях.

Рассмотрение признаков юридических фактов позволяет точнее сформулировать задачи их научного исследования. Конкретность юридических  фактов  не означает, что в научном исследовании речь должна идти о "сделке гражданина Иванова" или "юридическом поступке гражданки Петровой". Научное исследование оперирует с обобщенными, абстрактными представлениями о действительности. При этом какие-то частности, детали, свойственные конкретным ("персонально определенным") юридическим фактам, неизбежно теряются. Взамен этого на первый план выступает другое - то, что в конкретной сделке можно и не увидеть - закономерные связи и отношения юридических фактов, их сущностные признаки, позволяющие классифицировать юридические факты, их функции в правовом регулировании общественных отношений.

 

 

1.2. Функции юридических  фактов в механизме правового  регулирования

 

Для углубления представлений о содержании юридических фактов необходимо дать их функциональную характеристику.

Функции юридических фактов - это обобщенная характеристика их роли и задач в механизме правового регулирования. Правовое регулирование - сложная, многоплановая система, соответственно, не одинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты. В зависимости от связи с элементами правовой системы можно выделить основную и дополнительные функции юридических фактов.

Основная функция. Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.

Правильно понять и оценить значение указанной функции юридических фактов можно лишь в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Отправным, ведущим элементом механизма правового регулирования выступают юридические нормы. Именно норма права содержит общую (абстрактную) программу (модель) поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение - конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической ситуации. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом - основная задача, главная функция юридических фактов в механизме правового регулирования. Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют тем самым стабильному и надежному функционированию всей системы правового регулирования.

Дополнительные функции. Помимо своей основной задачи, юридические факты могут быть “нагружены” рядом дополнительных функций. Так, в некоторых случаях юридические факты выполняют функцию гарантии законности. Существуют юридические факты, которые связаны с особо важными участками правового регулирования, на которых возлагается повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, например, основания для отказа в приеме искового заявления (ст. 134 Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ 19), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (ст. 27, 140 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ 20), обстоятельства, исключающие преступность деяния (ст. 37-42 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ21) и другие. Эти юридические факты - своего рода “ключевые точки” правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности.

Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли (основания для премирования, поощрения, предоставления отсрочек и льгот), появления других юридических фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности, пропуск сроков исковой давности и т.д.).

Юридические факты, таким образом - не пассивный элемент механизма правового регулирования. Установление тех или иных юридических фактов может использоваться и реально используется законодательством как средство воздействия на поведение субъектов. Невозможно что-либо сказать о юридических фактах, если представлять их себе как некое нерасчлененное целое. Научная классификация юридических фактов представляет собой тонкий инструмент проникновения в глубь предмета, в существо свойственных ему закономерностей. Данному вопросу посвящена вторая глава работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ

 

2.1. Основания классификации  и виды юридических фактов

 

Классификация юридических фактов - один их хорошо разработанных в теории аспектов темы. В самых ранних работах по проблемам юридических фактов, мы видим попытку их обобщить, систематизировать, ввести в определенные рамки. Выработанная в результате классификации юридических фактов - достижение правовой мысли своего времени, оказавшие заметное влияние на развитие юридической теории. Не случайно эта классификация в основных своих моментах сохранилась и в настоящее время.

В основу традиционной классификации положены три взаимосвязанных признака. Первый – «волевой» критерий, согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия. Действия - поступки человека, акты государственных органов и т.д. События - явления природы, возникновение и развитие которых не зависит от воли и сознания человека.

По второму признаку действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют предписаниям юридических норм, в них выражается правомерное (с точки зрения действующего законодательства) поведение. Неправомерные - противоречат правовым предписаниям, причиняют вред интересам общества и государства. Значение этого подразделения заключается в том, что оно охватывает две в известной мере противоположных сферы правовой действительности. С одной стороны - договоры, сделки, административный акты, связанные с «нормальными» правовыми отношениями, с другой - проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений. При самом скептическом отношении к юридическим классификациям нельзя не видеть здесь достижения абстрагирующей юридической мысли, охватившей единой классификаций юридические факты с противоположным социальным знаком.

Согласно третьему признаку правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Поступки вызывают правовые последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение, желал или не желал наступления правовых последствий. Значительная часть правомерных поступков порождается  материально-предметной деятельностью людей (производством и потреблением материальных благ, созданием произведений литературы и искусства, открытия и изобретения и т.п.). Юридические акты - действия, прямо направленные на достижение правового результата. Совершая юридические акты, граждане, государственные органы и другие субъекты целенаправленно создают, изменяют, прекращают правовые отношения для себя либо для других субъектов.

Информация о работе Юридические факты