Юридические факты: понятие и разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование сущности предмета, классификации и проблемы юридических фактов в системе правового регулирования.
Объект исследования - правовые отношения в теории государства и права.
Предметом исследования являются юридические факты, конкретные жизненные обстоятельства в системе правоотношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКТА.........................................6
1.1.Понятие, сущность юридического факта......................................................6
1.2.Значение юридических фактов.....................................................................10
2.КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ............................13
2.1.Виды юридических фактов..........................................................................13
2.2. Событие как основание возникновения гражданских прав и обязанностей………………………………………………………………......…17
2.3.Действие как основание возникновения гражданских прав и обязанностей..........................................................................................................21
2.4. Юридические факты-состояния, презумпции и фикции…………............30
3.ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ
В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ..................................................37
3.1.Место юридических фактов в общей системе
правового регулирования……………………………………………………….37
3.2.Задачи юридических фактов в правоприменении ......................................43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....48
Список использованной литературы……………………………………….….51

Файлы: 1 файл

КР Юридические факты.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Завершающим этапом процесса доказывания юридических фактов является их оценка. Оценочность - неотъемлемый элемент целесообразной сознательной деятельности. Она пронизывает весь ход процессуального познания, начиная с самых первых его этапов: оцениваются различные версии относимость и допустимость отдельных фактов, их достоверность и т. п. Наибольшую трудность, как свидетельствует практика, представляет оценка достаточности собранных по делу доказательств.

С точки зрения теории информации, правоприменительная деятельность - это процесс преобразования информации о фактических обстоятельствах дела в информацию о принятом решении.

Ключевым моментом этого преобразования являются юридическая оценка фактических обстоятельств, их квалификация.

Любой юридический факт представляет собой единство содержания и формы - внешнего выражения этого содержания. Юридические факты по своей природе таковы, что они, как правило, не могут существовать в неоформленном виде. Социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законными средствами в правоприменительном процессе. Такие социальные обстоятельства как трудовой стаж, образование, нуждаемость в жилье и т. п. вообще не могут войти в правовое регулирование без их регистрации, законного процедурно-процессуального оформления. Сказанное позволяет понять значение фиксации и удостоверения юридических фактов для их функционирования в механизме правового регулирования.

Система фиксации и удостоверения юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми юридическими науками, например, в области пенсионного законодательства. В систему органов, фиксирующих юридические факты в области пенсионного обеспечения, включаются органы записи актов гражданского состояния, органы социального страхования, военные комиссариаты, архивы, отделы кадров предприятий, домоуправления и др. Участники данных процедурно-процессуальных отношений подразделяются на первичные (фиксируют первоначальные факты) и вторичные (на основании фактических данных принимают решения о назначении пенсии или предоставлении иного блага). 

В общетеоретическом плане вопрос о системе фиксации и удостоверения юридических фактов разработан недостаточно. Между тем, это один из важных вопросов общей теории юридических фактов. Взятая в общем виде данная система включает в себя, во-первых, органы, организации и должностных лиц, уполномоченных фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, оформляющих те или иные факты, внесение записей в личные дела, в трудовые книжки, регистрация тех или иных фактов записями в журналах, составление актов и т. п.); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельств, копий, выписок, справок и др.).

Фиксация и удостоверение фактов - близкие, сопряженные, но все же не совпадающие виды деятельности. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств. Удостоверение состоит в подтверждении истинности фактов их существования. Фиксация и удостоверение факта нередко сливаются в едином акте (например, регистрация брака, нотариальное удостоверение сделки), но они могут существовать и порознь (например, удостоверение подлинности документа, аутентичности копии).

Реальные системы фиксации и удостоверения юридических фактов существенно различаются в зависимости от характера юридического факта, его социальной значимости, области правовых отношений, с которыми связан данный факт. Они включают несколько подсистем, отличающихся далеко неодинаковым уровнем развитости, нормативной урегулированности, юридической культуры. Следствием этого является разный уровень «юридической надежности» фиксируемых и удостоверяемых ими фактов. Различия отчасти обусловлены характером самих фактических обстоятельств, не совпадающим их значениям в регулировании общественных отношений. Но очевидно и то, что сама фактофиксирующая деятельность не всегда отвечает необходимым требованиям, особенно, когда она сочетается с управленческой, производственной деятельностью.

Установлено, например, что предприятия, учреждения и организации обязаны свидетельствовать копии документов, представляемых гражданами в эти предприятия, учреждения, организации, если законодательством не предусмотрено свидетельствование копий таких документов в нотариальном порядке. Следовательно, на субъекта, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, возлагается полная ответственность за свидетельствование всех необходимых для этого фактов.

Система фиксации и удостоверения юридических фактов нуждается в дальнейшем совершенствовании. В литературе неоднократно указывалось на отсутствие единой общегосударственной системы регистрации предприятий, а также общегосударственной системы регистрации недвижимости. Очевидно, что отсутствие подобных общегосударственных регистрационных систем крайне отрицательно влияет на становление рыночной экономики, выступает одним из факторов ее криминализации.

Нередко сами граждане, предприниматели, вступая в те или иные правоотношения, пренебрегают их юридическим оформлением. Правовая связь складывается на не надежной, по существу дефектной фактической основе. Такого рода правоотношения - один из источников сложных «казусных» ситуаций, возникающих в правоприменительной практике.

Небрежное отношение к оформлению документов служит благодатной почвой для проходимцев, создающих финансовые «пирамиды», домогающихся выплат им различного рода пособий и компенсаций. В правовой пропаганде необходимо настойчиво проводить мысль, что своевременное и правильное оформление юридически значимых обстоятельств, правоотношений, сделок - не формализм, а необходимый элемент юридической культуры. предпосылка формирования правового государства в цивилизованной рыночной экономике.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе нами рассмотрено понятие юридического факта как основы для возникновения, изменения или прекращения правоотношении, его классификация. Оказывают влияние на правоотношения те юридические факты, которые обозначены в нормативно - правовых актах.

Юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий - возникновение, изменение или прекращение правовых отношений

Все юридические факты, в свою очередь, делятся на события и действия. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты.

 С точки зрения своего  социального содержания, юридический  факт должен адекватно отражать  социальную ситуацию. По  отношению к социальной ситуации. Юридические факты выполняют двоякую роль: во-первых, идентификационную, поскольку они призваны точно описать социальную ситуацию, обеспечить ее фиксацию в правовом регулировании. В этом качестве юридические факты выступают в роли «индексов». свидетельствующих о наличии социально-юридической ситуации. Во-вторых, разграничительную, состоящую в том, что юридические факты очерчивают рамки ситуации, позволяют разграничить ее от сходных случаев.

 Основная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом   регулировании  это обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.

 В качестве юридических фактов  выступают не только простые  фрагменты социальной действительности, но и довольно сложные ее «срезы».

В правовом регулировании появляются сложные юридические факты, это такие фактические обстоятельства, которые складываются из нескольких юридически значимых признаков.

От сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разнородных юридических фактов. В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава необходимо не только наличие всех элементов - юридических фактов, но и строгое соблюдение порядка их «накопления» в фактическом составе.

Юридические факты, должны отвечать не только  социологическим, но и некоторым специально-юридическим требованиям, т. к. они представляют собой элемент юридической формы общественных отношений, одно из средств правового регулирования.

Важным требованием к юридическому факту является его юридическая надежность. Это такая характеристика факта, которая отражает, с одной стороны, постоянство связи факта с социальной ситуацией, а с другой - стабильность его социального содержания.

 Он  должен обладать адаптивностью, способностью в известном смысле «приспосабливаться» к меняющимся условиям.  Юридические факты, закрепляемые в нормах законодательства, должны получать адекватное понятийное выражение и четкое обозначение.

Проблемой правоприменительной практики является единство и системность юридических фактов, их связь с правовыми нормами. Структура и содержание юридического факта должно полностью вписаться в содержание правовой нормы, что и будет свидетельством точкой и правильной классификации содеянного. Отечественная доктрина толкования юридических фактов имеет свои издержки. Законодательство доктринально часто толкуется в отрыве от реально существующих юридических фактов. Замкнутость и ограниченность подходов к соотношению категорий юридических фактов и правовых норм сдерживают развитие теории юридических фактов. Достижением юридической науки в этой части в настоящее время является, пожалуй, раскрытие понятия, классификации функций юридических фактов и их доказывание. Бурное эволюционное, революционное развитие общественных отношений часто вступает в противоречие с действующим законодательством. Подчас в законе невозможно предусмотреть все нюансы юридических фактов. Таким образом, юридические факты в правоприменении обычно согласуются с общими отраслевыми правовыми принципами, вытекающими из отрасли права или национальной правовой системы.

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Размещено на Allbest.ru

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: [с послед. изм. и доп.]
  2. Кашанина Г.В. Основы Российского права: Учебник, - М.,НОРМА, 2009.
  3. Комаров С.А., Абдулаев М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник для вузов, М., 2011.
  4. Курцев Н.П., Е.Н. Горюнова Е.Н. Правовая природа юридических фактов// Юрист, 2012, N10, с.16-20.
  5. Лазарев В.В., С.В. Липень С.В. Теория государства и права. М., 2010.
  6. Матузов Н.И., А.В. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.-М.: Юристъ, 2010.
  7. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник – М., ЭКСМО, 2007.
  8. Марченко М.Н. Источники права. Учебное пособие – М.; Проспект, 2011.
  9. Марченко М.Н. Теория государства и права, – М.; Проспект, 2008.
  10. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права в 2-х томах – М. Велби, Проспект, 2008.
  11. Общая теория государства и права. Академический курс в 2х томах./ Под ред. М.Н.Марченко. Том 2. Теория права.- М. 2010.
  12. Прудников М.Н. Римское право. Учебник, -  М., Юрайт 2010.
  13. Перевалов. В. Теория государства и права: Учебник, -  М., Юрайт 2009
  14. Проблемы теории государства и права. Учебник/Под ред. С.С. Алексеева.- М.: Юридическая литература, 1999.
  15. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. Учебник 3-е издание,- М., Юнити, 2008.
  16. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Рассолова.- 2ое изд., переаб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.
  17. Чашин А.Н.  Теория государства и права: Учебник, - М., Демо и Сервис 2008.
  18. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. «Правоведение» М., Академия,2008.

 

1 Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник – М., 2007, с.64

2 Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. Учебник 3-е издание,- М., 2008. с.249.

 

3 Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права в 2-х томах – М., 2008, с.58

 

4 Общая теория государства и права. Академический курс в 2х томах./ Под ред. М.Н.Марченко. Том 2. Теория права.- М. 2010, с.16.

 

5 Матузов Н.И., А.В. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.-М., 2010, с.82

 

6 Марченко М.Н. Источники права. Учебное пособие – М., 2011, с.176

 

7 Марченко М.Н. Теория государства и права, – М., 2008, с.92

 

8 Общая теория государства и права. Академический курс в 2х томах./ Под ред. М.Н.Марченко. Том 2. Теория права.- М. 2010, с.178

 

9 Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. «Правоведение» М.,2008, 46.

 

10 Чашин А.Н.  Теория государства и права: Учебник, - М., 2008, с.144.

 

11 Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Рассолова.- 2ое изд., переаб. и доп.- М., 2009, с.53.

 

12 Лазарев В.В., С.В. Липень С.В. Теория государства и права. М., 2010. с.31.

 

13 Комаров С.А., Абдулаев М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник для вузов, 2011, с.181.

 

14 Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Рассолова.- 2ое изд., переаб. и доп.- М., 2009, с.44.

 

15 Чашин А.Н.  Теория государства и права: Учебник, - М., 2008, с.156.

 

16 Комаров С.А., Абдулаев М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник для вузов, 2011, с.136.

 

17 Комаров С.А., Абдулаев М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник для вузов, 2011, с.140.

 

18 Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник – М., 2007, с.68.

 

19 Марченко М.Н. Источники права. Учебное пособие – М., 2011, с.70.

 

20  Кашанина Г.В. Основы Российского права: Учебник, - М., 2009, с.18.

 

21 Комаров С.А., Абдулаев М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник для вузов, М.,  201, 44.

 

 


 



Информация о работе Юридические факты: понятие и разновидности