Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

В этой работе попытаемся провести сравнительный анализ Советских Конституций 1918, 1924, 1936 и 1977 гг.
Во избежание постоянных повторений при написании контрольной работы введем следующие сокращения:
К-1918 - Конституция РСФСР 1918 года;
К-1924 – Конституция СССР 1924 года;
К-1936 – Конституция СССР 1936 года;
К-1977 – Конституция СССР 1977 года.

Содержание работы

Введение
1.Эволюция политической природы в советских конституциях.
2. Права и свободы граждан по советским конституциям
2.1.Право на труд
2.2.Частная и общественная собственность
2.3. Свобода совести
2.4. Идеи равенства
2.5. Свобода личности
3. Избирательная система
4. Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям.
5. Национально-государственное устройство по советским
конституциям.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ советских конституций.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1.Эволюция политической  природы в советских конституциях.

2. Права и свободы граждан  по советским конституциям

2.1.Право на труд 

2.2.Частная и общественная  собственность 

2.3. Свобода совести

2.4. Идеи равенства

2.5. Свобода личности

3. Избирательная  система

4. Эволюция судебной  системы и прокуратуры по советским конституциям.

5. Национально-государственное  устройство по советским

конституциям.

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Конституция как  необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского constitution – устройство. Конституция - основа будущего законодательства страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти, избирательную систему государства и процедуры передачи властных полномочий, основные права и обязанности граждан и так далее.

Идея конституции в  обществе созревает как идея ограничения  государственной власти правом (в  иных правовых системах — законом) в целях ее упорядочения, связанности с интересами как индивида, так и больших и малых социальных общностей, т.е. плюрализма власти. Суть конституционного механизма в том, чтобы поставить систему властных субъектов на службу личности, общественным потребностям, социальной безопасности. Собственно правовым средством достижения этой цели служит такая форма права, как закон. Именно через закон особой, самой высокой юридической силы общество добивается официального признания публичного договора (компромисса) о том, что самая сильная и влиятельная система социального регулирования — государственная власть — должна быть не хаотичной, а предсказуемой, не безграничной и произвольной, а упорядоченной.

В этой работе попытаемся провести сравнительный анализ Советских  Конституций 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. 

Во избежание  постоянных повторений при написании  контрольной работы введем следующие  сокращения:

К-1918 - Конституция РСФСР 1918 года;

К-1924 – Конституция СССР 1924 года;

К-1936 – Конституция СССР 1936 года;

К-1977 – Конституция СССР 1977 года.

 

1. Эволюция политической природы в Советских Конституциях.

 

Конституция имеет  смешанную политико-правовую природу, как и, в значительной степени, все  конституционное право. Возникающие  на основе ее норм конституционные  отношения также могут быть охарактеризованы как имеющие двойственный характер: политический и правовой одновременно.

Взаимосвязь конституции  и политики проявляется в двух основных сферах. Во-первых, в широком  смысле политические отношения являются одной из важнейших составных частей конституционного регулирования. Конституционные нормы задают юридические границы политическому процессу. Они закрепляют основы политической системы общества,

Во-вторых, в самой  конституции воплощается определенная политика государства, стремления разработчиков проекта закрепить те или иные принципы и политические ценности.

Первая советская  конституция (К-1918) - закрепила победу пролетариата и беднейшего крестьянства после Октябрьской революции и активно использовалась большевиками как средство политической борьбы с социальными слоями и классами, не разделявшими идеалы социалистического строительства.

Это отражено в  ст.1 К-1918 "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам." и находит продолжение в ст.7,9: "…Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам…", "Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти."

Анализируя  первую Российскую Конституцию можно  констатировать ее преимущественный политический характер – закрепление нового строя, новых основ государственной  власти. Это отражено в первом из шести разделов К-1918 "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая по сути своей и содержанию была скорее политическим, чем правовым документом.

Политическое значение диктатуры  пролетариата сохранилось и в  последующих советских конституциях, принятых после образования СССР. Положения о диктатуре пролетариата существовали в Конституциях СССР 1924 и 1936 гг.. "…Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения…", Ст.2 К-1936: "Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата". Ст.3 К-1936: "Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся."

После смерти И. В. Сталина  и осуждения культа личности в  период правления Н. С. Хрущева стала  формироваться доктрина общенародного  развитого социалистического государства, которая нашла воплощение в нормах К-1977. Данная доктрина включала в себя несколько элементов, отражавших как преемственность с прежней доктриной диктатуры пролетариата, так и новизну понимания социальной деятельности государства и задач политического развития.

В К-1977 политической системе и общественному строю отведена целая часть. В этой Конституции была предпринята попытка кроме чисто политического придать ей и всеобъемлющий юридический характер. В К-1977 отражено идея полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст. 10 К-1918), "трудящимся города и деревни" (ст. 3 К-1936 ). К-1977 впервые записала в ст. 2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". К-1977 закрепила всю политическую систему советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы). К-1977 закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе эволюции Конституции СССР в плане политической природы претерпели большие изменения от сугубо авторитарной диктатуры пролетариата, до политики "дальнейшего развертывания социалистической демократии" (ст.9 К-1977). В преамбуле к К-1997 говорится "Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным". Там же четко определилась политическая цель государства в построении коммунистического общества. Тем не менее, несмотря на всю демократичность, в К-1977 ст.6 закрепляет в Основном законе однопартийную политическую систему.

 

 

2. Права и свободы граждан по советским конституциям.

 

2.1. Право на труд

 

К-1918 провозгласила идею уничтожения эксплуатации человека человеком и тут же заменяло ее идеей эксплуатации человека государством: вводилась всеобщая трудовая повинность (ст.1 п.е, ст.18). В К-1924 (ст.1 п.у) только упоминается, что установление основных законов о труде находится в ведении верховных органов СССР и определяет в сфере труда орган исполнительной власти (ст.37). В К-1936 правам и свободам граждан отводится целая глава, чего не было в К-1918. В К-1936 (ст.12) "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина…", опять прослеживается идея принудительного государственного труда. Ст.118 К-1936 только гарантирует гражданам право на получение работы с справедливой оплатой труда, но опять же не отменяет всеобщую трудовую повинность. Отдельная глава о правах и свободах граждан имеется и в К-1977. Ст.14 и 40 в Основном законе 1977г. наконец-то определили гарантированный труд граждан СССР свободным от эксплуатации. Ст.17 теперь допускает в некоторых сферах индивидуальную трудовую деятельность в соответствии с законам.

 

2.2. Частная и общественная собственность

 

В К-1918 понятие частной собственности отсутствует, согласно этой Конституции все богатства страны объявляются общенародным достоянием, собственностью рабоче-крестьянского государства.

В К-1936 появилось право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом (ст.10). Ст.7 дает право и колхозникам иметь в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Вводится разделение социалистической собственности (ст.5) на формы государственной и кооперативно-колхозной. Охрана общественной социалистической собственности в К-1936 возложена ст.131 на каждого гражданина, лица покушающиеся на общественную собственность объявляются врагами народа.

В К-1977 понятие частной собственности определено так же как и в К-1936. По К-1977 граждане получает право на личное пользование землей согласно ст.13. В эту же статью вносится оговорка, что "имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества."

Социалистическая (общественная) собственность представлена в К-1977 так же как и в К-1936 с небольшой разницей; в понятие социалистической собственности включено так же имущество профсоюзов и других общественных организаций. Земля, недра, воды и леса определены в понятие исключительной собственности государства. Согласно ст.10 К-1977 теперь государство охраняет свою собственность. Лица, посягающие на социалистическую собственность теперь наказываются по закону.

 

2.3. Свобода совести

 

Общий принцип "Церковь отделена от Государства и школа от церкви" прослеживается во всех Советских Конституциях. Первая Конституция 1918г. лишила духовенство части гражданских прав, в частности избирательного, но не запрещала религиозную пропаганду (ст.13 К-1918) и одновременно, предоставила свободу действий атеистам. К-1936 восстановила равенство избирательных прав, однако действовавшее законодательство жестко ограничивало в правах на религиозную деятельность, (ст.124 К-1936). В К-1977 ст. 52 откровенно двусмысленна, с одной стороны она провозглашает свободу вероисповедания, но не разрешает вести религиозную пропаганду, только "…отправлять религиозные культы…", заметим при этом, что атеистическая пропаганда правомерна. Тем не менее, духовенство по К-1977 получило защиту Государства в плане запрещения вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. Вся атеистическая деятельность организовывалась и направлялась правящей коммунистической партией, которая отрицала любую религию. Даже не смотря на положения Конституций, официально отказ от государственного атеизма зафиксирован в законе от 25 октября 1990 года "О свободе совести и религиозных организациях".

 

2.4. Идеи равенства

 

К-1918 юридически закрепила равенство мужчин и  женщин. Это было достижением пролетарской культуры. Впервые в истории России был закреплен конституционный принцип равенства двух полов, и это, несомненно, был шаг в эмансипации женщин. "Человек", как субъект права не был заявлен в К-1918. Основная терминология К-1918 "Гражданин", "Трудящийся". Эти понятия и определили понимание меры свободы и равенства граждан в обществе. Исходя из определений К-1918 (ст.7) мужчины и женщины имели одинаковый статус, они были равны, были "трудящимися массами". Можно сказать, что классовая идеология в К-1918 привела к обезличиванию человека, личности и в том числе путем стирания гендерных характеристик. В разделе "Активное и пассивное избирательное право" нет прямого указания на пол, есть лишь обобщающая формула "лица обоего пола". Женщина должна была а) заниматься домашним хозяйством и б) обеспечивать кому-то возможность производственного труда. Эти два условия были обозначены и соединены с признаком женского пола. Так, по пролетарски, упрощенно были закреплены избирательные права женщин.

Ст.3 К-1918 вводит для граждан всеобщую трудовую повинность. Соединение политических прав с обязанностью трудиться означало, что граждане обоих полов были обязаны трудиться, чтобы быть субъектами правовых отношений.

К-1924 не затрагивает  положение человека гражданина, мужчины и женщины в обществе.

В К-1936 две статьи (122, 123) затрагивают  вопросы равноправия. Ст.123 затрагивает  общие вопросы равноправия, ст.122 – равноправия мужчин и женщин. В целом К-1936 закрепило равенство  лишь по двум социальным показателям: расы и национальности. Это лишь говорит об ограниченности понимания равноправия. Ст.122 закрепила, что "Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной". Это конституционное положение выравнивало статус одного пола по статусу другого. Вряд ли тут можно говорить о идее равенства полов, здесь отсутствует основная идея уважения прав человека вне зависимости от пола. Подобная ситуация и в ст.137, где "женщины пользуются равными правами избирать и быть избранными наравне с мужчинами". Ст.135 о всеобщих выборах закрепила право избирать в независимости от пола. В представлении советского государства женщина была не только труженицей, но и матерью. Роль матери безусловно давала ей основание быть освобожденной от обязанности трудиться (ст.122). Статус отцовства в К-1936 не был предусмотрен. К-1936 провозглашала государственную охрану интересов матери и ребенка. Не смотря на то, что равенство для полов было гарантировано во всех областях, статус отца, на уровне конституционного законодательства не был закреплен. Говорить о равенстве двух субъектов семейных отношений по К-1936 нет оснований.

Информация о работе Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям