Этапы развития конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать основные этапы конституционной реформы.
Задачи:
выявить сущность и дать общую характеристику всем этапам развития конституции Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….....5
1.1 Конституция 1918 г. – первая конституция………………...……………5
1.2 Конституция 1925 г. - вторая конституция……………………………...7
1.3 Конституция 1937 г. –третья конституция………….........………….......8
1.4 Конституция 1978 г. - четвертая конституция………………......……..11
1.5 Конституция Российской Федерации 1993 года………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…19

Файлы: 1 файл

Контрольная по конституционному праву.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на утверждение  об общенародном характере государства, конституции не утрачивали классового характера. Такая трактовка сущности

конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры  пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Это подтвердилось и тем, что, например, в преамбуле Конституции РСФСР 1978 года прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идеи и принципов Конституции РСФСР 1918 года, Конституции РСФСР 1925 года, Конституции РСФСР 1937 года.

2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» как записано в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 года.

Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной  структуры.

3. В конституциях сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.

Конституции закрепили  более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как  право на жилище, право на охрану здоровья, и др.

Впервые закреплялось положение  о том, что наиболее важные вопросы  государственной жизни выносятся  на всенародное обсуждение, а также  ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

4. Конституция РСФСР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разд. I «Основы общественного строя и политики» были выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура»,«Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества».

Все это свидетельствовало  о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более  совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.

5. Применительно к положениям Конституции РСФСР о ее федеративном устройстве можно отметить следующие новые моменты. В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).

6. Конституция 1978 года впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством. Такова основная, но далеко не полная характеристика Конституции РСФСР 1978 года на первом этапе ее действия. Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.

Начавшийся процесс  перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован законами РСФСР «Об

изменениях и дополнениях  Конституции РСФСР» и «О выборах  народных депутатов РСФСР», принятыми  в 1989 году.

Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.

Конституция РСФСР 1978 года простояла в неприкосновенности одиннадцать с половиной лет: с апреля 1978 по октябрь 1989 года. Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после  провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.   С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения “советская”, “социалистическая”, что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод

человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года. Существенно  преобразовывалось государственное  устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и  областей добились статуса республик  в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики.

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Конституция Российской Федерации 1993 года.

 

Конституция 19935 года принималась не в спокойных условиях, а в состоянии острейшего политического кризиса, противостояния законодательной власти и президента. Иногда этот конфликт приписывают несовершенству государственного строя начала 90-х годов, тому, что законодатели нарушили принцип разделения властей в свою пользу.

Кризис  носил политический, а не правовой характер и решался  он политическими  и силовыми, а не правовыми методами.

Переходная  российская система начала 90-х годов, латаемая на каждом Съезде народных депутатов  старая советская Конституция способствовали развитию кризиса.

Определенный  отпечаток  на процесс развития конституционного законодательства и на содержание самой  конституции в переходный период в России наложило то обстоятельство, что вместе с проводимыми в  них реформами это развитие было инициировано «сверху», со стороны правящих кругов, а не «снизу», со стороны широких слоев общества.

С помощью конституционного законодательства, и в первую очередь  с помощью  самой конституции, создаются условия  для нового конституционного – государственного и общественного строя. Поэтому  принятие новой конституции должно явиться той основой, которая будет способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.

Новая Конституция была принята всенародным  голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Общие особенности, которые ей присущи и отличают от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались еще в последних редакциях постепенно реформируемой Конституции 1978 года.

Конституция 1993 года впервые  применила дефиницию общественного  строя как конституционного, что означает коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя, так же более четко проработаны нормы о разделении властей. Были внесены значительные изменения в систему органов государственной власти: Вместо Съезда и Верховного Совета- Федеральное Собрание, преобразованы принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти.

Основные  черты и  юридические свойства конституции  отражают её особое место в системе  права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести легитимность, итоговый характер предписаний, перспективность, преемственность, реальность, верховенство, стабильность, фундамент системы права.

С помощью Конституции 1993 г. создаются условия для формирования новой системы экономических отношений в обществе, для становления и развития экономической основы нового государственного строя. Создание условий для формирования экономических основ нового государственного и общественного строя достигается также путем конституционного закрепления основных принципов и различных форм собственности: в стране «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8).  Наряду  с законодательным закреплением различных форм собственности существуют и другие пути создания экономических основ нового государственного и общественного строя. Среди них: расширение круга субъектов хозяйствования; упразднение государственной монополии в сфере внешнеторговых операций; введение в ранг принципиальной, стратегически важной государственной политики кампаний по приватизации «общенародной» собственности, по денационализации бывших

общегосударственных объектов и по деколлективизации народного хозяйства; совершенствование финансово-кредитной системы страны и др. В конституционном порядке закрепляются новые принципы организации и функционирования государственной и общественно-политической жизни.

Суть  данного положения  выражается в  следующем: власть не должна сосредоточиваться  в одних руках или в системе  каких-либо однородных – законодательных, исполнительных или судебных – органов, а должна быть сбалансировано распределена между ними. В Российской Федерации, говорится в Конституции России, «признается идеологическое многообразие». Никакая идеология «не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной», «признаются политическое многообразие, многопартийность» (ч. 1–3 ст. 13). Кроме названных так же  закрепляются также принципы верховенства закона, департизации государственной жизни, самоуправления, участия граждан в управлении делами общества и государства, независимости церкви от государства и др. Например, декларируется, что Российская Федерация является светским государством. «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Религиозные объединения «отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14).

Достоинство Конституции  видят в том, что она позволяет  изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в деятельности органов власти приписываются всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституция является фундаментом  системы права. Выступая ядром, фундаментом  системы  права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник. 

История Российской Федерации  насчитывает 5 конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годов. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.

Принятие  каждой из них  знаменовало существенные изменения  в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Первые четыре Конституции  РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый  характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция РФ от 12.12.93г.- : ГАРАНТ – справочная правовая система;

2. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918г.- : ГАРАНТ – справочная правовая система;

3. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11.05.1925г. – ГАРАНТ – справочная правовая система;

4. Конституция РСФСР от 21.01.1937г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

5. Конституция РСФСР от 12.04.78г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

Список литературы:

9.Баглай В.М. Конституционное  право Российской Федерации: Учебник.  М.: Норма, 2008.

10. Зиновьев А.В. Поляшова  И.С. Основы конституционного  права России: Учебно-методическое  пособие. СПб.: «Издательский дом Герда», 2008.

11. Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией Росси: проблемы теории и практики». М.: Авиаиздат, 2008.

1 Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918г.- : ГАРАНТ – справочная правовая система.

2 Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11.05.1925г. – ГАРАНТ – справочная правовая система.

3 Конституция РСФСР от 21.01.1937г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система

4 Конституция РСФСР от 12.04.78г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

5 Конституция РФ от 12.12.93г.- : ГАРАНТ – справочная правовая система;




Информация о работе Этапы развития конституции Российской Федерации