Электронное правительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

«Электронное правительство» - эти слова часто звучат и в новостях, и с высоких трибун, об этом проекте пишут в газетах, оптимисты ожидают от внедрения электронного правительства прихода светлого будущего, скептики – очередной волны нарастания коррупции. Многие понимают термин «электронное правительство» как власть компьютеров. Что же это такое на самом деле?
Сегодня существуют множество самых разных определений этого термина. Максимально коротко "электронное правительство" можно охарактеризовать как "автоматизацию процесса предоставления государственных услуг". Gartner Group под "электронным правительством" понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Содержание работы

Введение
3
1.Электронное правительство
5
1.1.Что такое электронное правительство?
5
1.2.Технологии и методология создания электронного правительства
13
1.3.Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства
17
2.Основные тенденции развития электронного правительства в России
19
2.1.Электронное правительство в России
19
2.2.Городская целевая программа «Электронная Москва»
23
3.Основные тенденции развития электронного правительства в зарубежных странах

26
4.На пути к электронному правительству: опыт зарубежных стран
32
Заключение
38
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс .doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

4. Транзакционный (Transaction) — предполагает 80%-ное веб-присутствие и характеризуется транзакционным взаимодействием, благодаря чему возможно предоставление услуг, выполнимых в онлайне на всех стадиях. Примером может служить подача заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т.п. На данном этапе одной из серьезных проблем становится обеспечение безопасности работы.

5. Проактивный (Targetisation) — означает 100%-ное веб-присутствие и отличается тем, что правительство не только предоставляет гражданам и коммерческим структурам сервисные услуги, но и привлекает граждан к принятию решений и двустороннему диалогу на базе интерактивных сервисов.1

Процесс становления  системы «e-government» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции».

«Публичность» - означает использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа  граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов государственной власти и местного самоуправления.

«Участие» - подразумевает  расширение возможностей участия граждан  в управлении государственными и  общественными делами на всех уровнях  власти и на протяжении цикла подготовки и принятия политических решений. Она предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты, а также форм для обратной связи.

«Онлайн-транзакции» - обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет - оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, а в перспективе - предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и др. На этой стадии формируется «информационная экономика», которая представляет собой новую ступень с точки зрения экономического эффекта, получаемого в результате постоянного интерактивного функционирования государственных порталов.

Преимущества электронного государства очевидны - упрощение  бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении необходимых  документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности  юридических и физических лиц  посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти2.

Для реорганизации системы  государственного управления в парадигме «e-government» необходим ряд условий. Среди них:

  1. Принятие соответствующих государственных решений;
  2. Достаточный уровень «интернетизации» общества (не менее 30% самодеятельного населения страны и большинства государственных институтов);
  3. Разработка рациональной, концепции «e-government» и создание необходимых информационно-технологических предпосылок и электронных форм (документов, подписи и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства;
  4. Учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающие при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей в жизнь, традиций развития общества, особенностей его управления, бюрократии;
  5. Снятие узко-технологических подходов при формировании и деятельности «электронного государства» («информационные технологии решат все проблемы»),
  6. Преодоление возможностей его использования в антиобщественных целях;
  7. Рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта3.

С. Шляхтина в своей  работе выделяет следующие условия:

    • реорганизация внутренних структур и процессов госучреждений посредством автоматизации процессов и с учетом принципов подотчетности, прозрачности и оперативности;
    • безопасный доступ к услугам (развертывание систем удостоверения личности, поддержка политики безопасности и пр.), без чего развитие онлайновых сервисов обречено на провал;
    • использование широкого спектра каналов для эффективного оказания услуг, причем инновационные каналы (компьютер, мобильный телефон, цифровой телевизор и т.д.) должны не исключать, а дополнять традиционные, так как не все категории населения (например, пожилые люди) пожелают перейти на новые способы получения услуг;
    • стандартизация услуг на основании международных стандартов и поддержки многоязычности, поскольку услуги должны быть доступны всем гражданам независимо от их национальной принадлежности, языка общения, места проживания и т.д.;
    • удобство и поддержка, так как получение услуг должно быть рассчитано на все категории населения (независимо от уровня образования, навыков, физических способностей и т.д.), при этом граждане должны иметь возможность в любой момент проконсультироваться на предмет получения услуги.

Веб-сайты государственных  органов - это не дань моде, они несут  большую информационно-правовую нагрузку. Как справедливо отмечает И. Бачило, в условиях «информационного общества... особое значение приобретает вопрос о прозрачности деятельности органов исполнительной власти. Эти обстоятельства должны повлиять на состояние информационной и государственной безопасности в целом, на реальность института ответственности как органов государственной власти, так и государственных служащих»4.

Государственные органы становятся более открытыми и  доступными для общества, ориентированными на граждан. В условиях «электронного государства» общество получает не только широкий доступ к информации, но и возможность влиять на процесс принятия государственных решений, принимать в их подготовке интерактивное участие, что в конечном счете также повышает прозрачность работы государственного сектора. «Электронное государство» в целом создает новые возможности для развития демократии. Это чрезвычайно важно в условиях, когда «глобализация процесса демократизации мира сопровождается проблемой кризиса современной демократии», выражающейся «в исчерпанности возможностей саморазвития демократии, ее прогресса»5.

Таким образом, электронное  государство (электронное правительство, e-government) представляет собой интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Оно появилось в конце XX века в связи с низкой эффективностью работы органов государственной власти. Процесс становления системы «электронного государства» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции». Электронное государство представляет собой систему взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета.

Основными чертами электронного государства являются внедрение ИКТ в деятельность правительств различных стран, открытость и доступность государственной информации, принцип обратной связи между населением и органами государственной власти, ответственность государства за принимаемые решения, децентрализация власти.

 

1.2 Технологии и методология электронного правительства

        

Современные информационные технологии предоставляют богатый  выбор инструментов для организации  «электронного правительства», проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях.

Рассмотрим модель электронного правительства как идеальную  интегрированную информационную систему (ИС) – на каких программных технологиях она должна базироваться.

Документоориентированные  технологии

Одним из основополагающих инфраструктурных компонентов ЭП являются системы управления электронными документами (IDM – Integrated Document Management), известные на российском рынке под аббревиатурой САДД, которая подчеркивает делопроизводственную ориентацию системы. Действительно, ведь ЭП предполагает работу прежде всего с документами – с заявлениями граждан, справками, письмами и т. п.

В государственном секторе  документ является одновременно и целью  деятельности, и средством производства. С документами связано множество аспектов: их необходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной формы в электронную и наоборот.

Для государственного сектора  можно выделить следующие типовые  задачи, которые должны решаться при  построении системы электронного документооборота:

• автоматизация делопроизводства. Главным образом, здесь речь идет об обработке входящих, исходящих  и внутренних документов, учете проектов документов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;

• обслуживание граждан  и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;

• ведение дел. В процессе обработки к исходному документу  добавляется множество других, которые  необходимо подшивать. Такие документы необходовная масса документов по-прежнему находится в бумажной форме, и юридическую силу имеют именно такие документы, то речь идет о применении систем класса Record Management (RM), позволяющих организовать синхронизированный учет как бумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функции изъятия и возврата дел.

Но одной САДД при  организации развитого ЭП не обойтись. Современная реальность заставляет думать уже не о простой IDM-системе, а о полноценной системе управления информационными ресурсами (ECM), выросшей на фундаменте IDM и BPM (Business Process Management).

        Корпорация Microsoft обладает богатым международным опытом создания электронных правительств в разных странах. Они создали методологию внедрения электронных правительств Connected Government Framework, которая переведена и адаптирована для российских условий (государственное управление и т.д.) и включает:

  • Общие рекомендации и частные сценарии планирования, разработки, внедрения электронного правительства и управления его информационной инфраструктурой.
  • Глубокие технические рекомендации, созданные архитекторами, консультантами и инженерами Microsoft на основе реального опыта реализации электронных правительств.
  • Тщательно разработанные и протестированные рекомендации для партнеров и учреждений.

        Единая платформа электронного правительства Microsoft, которая создает единое информационное поле для решения задач, стоящих перед государственными органами, основана на следующих программных продуктах:

  • Основные компоненты:
    • Microsoft Windows Server
    • Microsoft SQL Server
    • Microsoft BizTalk Server
  • Дополнительные компоненты:
    • Microsoft Exchange Server
    • Microsoft Office Communication Server
    • Microsoft Office SharePoint Server
    • Microsoft Dynamics CRM
  • Уже используемые компоненты:
    • Microsoft Windows
    • Microsoft Office

        Специально для российских органов власти регионального уровня корпорация Microsoft предложили типовую структуру компонентов электронного правительства, которая включает в себя:

  • региональный портал государственных услуг;
  • региональный узел среды межведомственного электронного информационного взаимодействия;
  • региональный информационно-платежный шлюз;
  • региональный реестр государственных услуг;
  • центр телефонного обслуживания;
  • систему идентификации и аутентификации;
  • региональный удостоверяющий центр;
  • систему мониторинга работоспособности и обеспечения эксплуатации инфраструктуры;
  • инфраструктуру общественного доступа («инфоматы», в том числе с приемом наличности для оплаты);
  • АИС «Обеспечение оказания государственных услуг в электронном виде».

        Ключевым компонентом электронного правительства является решение для межведомственного электронного взаимодействия, которое основано на многолетнем опыте проектирования, внедрения, поддержки и развития электронных правительств, полученном Microsoft в ряде стран, в т.ч. в Великобритании, Чехии, Сигапуре, США, Канаде.

Информация о работе Электронное правительство