Экономическое содержание и функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Файлы: 1 файл

гос.бюджет.docx

— 49.28 Кб (Скачать файл)

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие  на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса  предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости  играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:                           

1) тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

2)  охватывает движение  стоимости в двустороннем порядке  поскольку предполагает возвратность  и возмездность получения средств;

3)  осуществляется не  только финансовыми структурами,  но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы  государственного кредита.

Под формой кредита понимается внешнее  проявление содержания тех  экономических отношений, которые  выражает кредит. В истории нашего государства  широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

 

Товарная форма (хлебный  и сахарный займы) применялась в  переходный период от капитализма к  социализму. Денежная форма кредита  получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения  (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.

2.1 Внутриэкономический  кредит.

В системе кредитных отношений  внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

1. государственные займы;

2. обращение части вкладов  населения в государственные  займы;

3. заимствование средств  общегосударственного ссудного  фонда;

4. казначейские ссуды;

5. гарантированные займы.

 Государственные займы  характеризуются тем, что временно  свободные денежные средства  физических и юридических лиц  привлекаются на финансирование  общественных потребностей путем  выпуска государственных ценных  бумаг: облигаций, казначейских  обязательств и др. Облигация  представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное  долговое обязательство и дающую  право ее владельцу по истечению  определенного срока получить  обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство  обязуется вернуть сумму долга  в определенный срок с процентами  или выплачивать кредиторам доход  в течение всего срока пользования  заемными средствами, а по истечении  срока вернуть и сумму долга.

 Государство устанавливает  нарицательную стоимость (номинальную  цену) облигаций. Она обозначается  на облигации и выражает денежную  сумму, предоставленную держателем  облигации государству во временное  пользование. Именно эта сумма  выплачивается владельцу облигации  в момент ее погашения и  на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций  для их держателей может быть  выше или ниже установленного  номинального процента. Это обусловлено  тем, что облигации продаются  по курсовой цене, которая отклоняется  от нарицательной стоимости. Данное  отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумаги, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.

Свободная котировка облигаций  государственных займов на фондовой бирже является механизмом учета  всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который  невозможен без высокой степени  ликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в  настороженном отношении займодателей к государственным кредитным  операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка  и нарушения государством своих  обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности  ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.

Устранению известного недоверия  займодателей к кредитным операциям  государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам. Если государство ориентируется  только на длительные кредитные операции, то это затрудняет вовлечение в покупку  облигаций свободных денежных средств краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подумать потенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.

Другим видом государственных  займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций  целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи  облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные  цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций  может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться  вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства  имеют только ограниченный круг обращения  и реализации только среди населения.

Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они  делятся на выпускаемые:

   а) центральным  правительством;

   б) республиканскими  правительствами;

   в) местными органами  власти.

Широкое распространение  получила практика выпуска государственных  займов центральным правительством. Задолженность республиканских  и местных органов власти является как правило, незначительной.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических  лиц.

В зависимости от формы  выплаты доходов выделяют:

   а) процентные займы;

   б) выигрышные займы;

   в) процентно-выигрышные  займы;

   г) беспроигрышные  займы;

   д) беспроцентные  (целевые) займы.

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый  доход ежегодно путем оплаты купонов  или один раз при погашении  займа путем начисления процентов  к номиналу ценных бумаг (без ежегодных  выплат).По выигрышным займам весь доход  держатели облигаций получают в  форме выигрышей в момент погашения  облигаций. Доход выплачивается  не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата  части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что  в течение срока действия займа  выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей  стране не выпускаются. Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают  выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью  не удовлетворяется. Местные органы власти могут проводить целевые  займы на строительство дорог, осуществление  работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной  единицы.

По срокам погашения займы  делятся на:

   а) краткосрочные  займы - срок погашения до 1 года;

   б) среднесрочные  займы - срок погашения до 5 лет;

   в) долгосрочные  займы - срок погашения более  5 лет.

По методу размещения займы  подразделяют на:

   а) добровольные  займы;

   б) займы размещенные  по подписке;

   в) принудительные  займы.

Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

Государственные займы могут  быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются  подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в  долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время  безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма  государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и  является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства - обращение  части вкладов населения в  государственные займы. В отличие  от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические  лица покупают ценные бумаги за счет собственных  временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют  кредит государству за счет заемных  денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и  предоставление займа последними государству  за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения  в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что  государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти  операции покупкой государственных  ценных бумаг) передают часть кредитных  ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита  функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в  условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого  позаимствования ссудных средств  для покрытия бюджетного дефицита.

Информация о работе Экономическое содержание и функции государственного кредита