Характеристика правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Этот принцип противоположен принципу тоталитарного государства: «запрещено все, что не разрешено законом». Принципиальная разница этих принципов заключается в изначальной свободе или наоборот несвободе человека. Если первый принцип предполагает частичное ограничение прав свободной личности, то второй принцип исходит из возможности предоставления полностью зависимому от государства человеку частичных прав и свобод.

Файлы: 1 файл

КУРС теория государства и права 4.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, поддержка общественного контроля и мониторинга во всех сферах общественной жизнедеятельности. Причем важно не только осуществлять мониторинг, но и создать работающий механизм принятия решений по результатам мониторинга.

В-третьих - это развитие гражданского участия.  Речь идет о гражданском участии в таких сферах, как местное самоуправление, проблемы окружающей среды, социальной защиты детства и так далее.

Может быть, при таком подходе удастся обеспечить сдвиги в сторону ценностей свободы, солидарности, взаимопомощи, справедливости.

Может быть…

Практическое задание.

 

Дайте определение, найдите в нормативных актах, приведите пример и выпишите: а) регулятивную норму; б) норму, имеющую трехзвенное строение (гипотезу, диспозицию, санкцию), с обозначением каждого из трех элементов.

Определите самостоятельно критерии и проведите на основе их сравнительный анализ монархической и республиканской форм правления.

Ответ:

Регулятивные нормы права - нормы права, определяющие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия. Регулятивные нормы, за редким исключением, не могут быть «размещены» в одной статье нормативного правового акта. Это, во-первых, связано со специализацией права; соответственно санкции этих норм помещены в иных нормативных актах; а во-вторых, в целях экономного расходования «нормативной энергии» (нормативного материала) законодатель нередко составляющие одной и той же нормы (например, условия, сроки действия данной нормы и пр.) помещает в других статьях одного и того же нормативного правового акта и даже в других нормативных актах. Типичным примером регулятивной нормы являются большинство гражданско-правовых норм. В частности, в соответствии со ст. 653 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, на котором находится арендованное здание или сооружение, продается другому лицу, за арендатором этого здания или сооружения сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования, на условиях, действовавших до продажи земельного участка. Или: проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем (п. 2 ст. 672 ГК РФ); хранитель, осуществляющий хранение вещи в порядке секвестра (хранение вещей, являющихся предметом спора), имеет право на вознаграждение за счет спорящих сторон, если договором или решением суда, которым установлен секвестр, не предусмотрено иное (п. 4 ст. 926 ГК РФ)

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

  • Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
  • Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

  • управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
  • обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
  • запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Подчас мы не всегда можем с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеем дело. Иногда мы видим элементы и республики (глава государства избирается на срок), и монархии (он сам должен быть монархом). Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть - республики. Глава государства в Федерации - выборный, но избирается монархами субъекта федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Такую форму правления обычно называют выборной монархией.

В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна, не существует чётких границ между, скажем, ограниченной монархией и республиканской формой, они очень близки по содержанию. И сегодня, при анализе формы правления конкретного государства, нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена, особенности, отличающие форму правления данного государства от других (похожих) разновидностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Грудцына Л.Ю. Конституционные основы формирования институтов гражданского общества в РФ // Российская юстиция. 2008. № 12.
  2. Кошин В.Ф. Идея правового государства в трудах русских юристов // Юридический мир. 2007. № 9.
  3. Матузов Н.И. Право и личность // Теория государства и права: Курс лекций // Под редакцией Н.И. Матузова. А.В. Малько. М., 2000.
  4. Уваров а.А. Принципы функционирования гражданского общества // Конституционное правою. 2008. № 23.

 

 

1 Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. – 1991. - № 7. - С.30.

2 Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Часть II. Теоретико-методологические аспекты исследования / Ю.М. Резник. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. - С. 32.

 

3 См.: Чевозерова Г.В.. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества в России : диссертация... кандидата политических наук : 23.00.02 Москва, 2007.

 

 


Информация о работе Характеристика правового государства