Характеристика функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать характеристику функций государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
дать понятие функций государства;
рассмотреть внутренние функции государства;
рассмотреть внешние функции государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА …………………………. 5
ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ………………..... 12
Экономические функции государства …………………...……………… 13
Социальные функции …………………………………………………….. 14
Функции развития научно – технического прогресса и культуры ……... 15
Функция охраны и правопорядка ………………………………………. . 16
Экологическая функция ………………………………………………….. 20
Функция финансового контроля ………………………………………… 22
ГЛАВА 3 . ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА……………………… 27
3.1 Поддержание взаимовыгодного сотрудничества с другими странами … 28
3.2 Функция обороны страны ………………………………………..……….. 30
3.3 Функции по решению глобальных проблем …………………………….. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………… 42

Файлы: 1 файл

Курсовая..doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Характеристика функций государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….  2

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА …………………………. 5

ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ……………….....  12

    1. Экономические функции государства …………………...……………… 13
    2. Социальные функции ……………………………………………………..   14
    3. Функции развития научно – технического прогресса и культуры ……... 15
    4. Функция охраны и правопорядка ………………………………………. .  16
    5. Экологическая функция …………………………………………………..   20
    6. Функция финансового контроля …………………………………………   22

ГЛАВА 3 . ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА………………………    27

3.1 Поддержание взаимовыгодного сотрудничества с другими странами …   28

3.2 Функция обороны страны ………………………………………..………..    30

3.3 Функции по решению глобальных проблем ……………………………..    34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………    40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  ……………………………………………………     42

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство и право служат универсальными механизмами организации и регуляции совместной деятельности людей. Возникнув в глубокой древности, государство и право стали объектами человеческого познания. Растущий интерес к вопросам возникновения и функционирования государства и права был обусловлен объективной потребностью человека в создании справедливого социального порядка, где будут гарантированы благоприятные условия для жизни людей.

Государство как социальная организация проявляет себя в  решении задач, стоящих перед  страной в целом, ее отдельными регионами, в удовлетворении интересов граждан, групп, слоев населения или всего общества.

Характер государства, его социальное значение и реальная роль в обществе выражаются через его функции.

Функции государства  представляют собой основные направления его деятельности. Они объективно обусловлены экономическими, политическими, социальными, личностными и иными отношениями, существующими внутри общества, а также взаимоотношениями с другими странами, и характеризуются определенным содержанием, методами деятельности и целями.1

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.2

Значимость рассматриваемой  темы обусловлена тем, что для теории государства и практики его функционирования вопрос о функциях государства - один из наиболее фундаментальных и значимых. Это объясняется, во-первых, тем, что в функциях проявляются сущность государства, его социальное назначение. Как явление социальной жизни, государство характеризуется чрезвычайным многообразием непосредственно наблюдаемых и воспринимаемых проявлений. Это определено как разнообразием задач, решаемых государством в различных областях жизни общества, так и разнообразием органов, форм, методов и средств осуществления государственной деятельности. Поэтому исследование функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов государства как сложной системы.

Функции государства  отвечают на вопросы: что делает государство, чем занимается, какие цели преследует, какие задачи решает?

Цель данной работы – дать характеристику функций государства.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. дать понятие функций государства;
  2. рассмотреть внутренние функции государства;
  3. рассмотреть внешние функции государства;

Объект исследования – функции государства.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением функций государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

 Функция государства — это главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение по управлению делами общества. Можно эту мысль выразить и иначе: функция государства — это деятельность государства в ее главных направлениях.

Функции вытекают из природы  и нужд самого общества и в государственно организованном обществе обретают характер государственных функций. Это естественно, ибо в таком обществе управление общественными делами возлагается на государство как форму организации самого общества. Функции государства как главные направления его деятельности обусловлены основными задачами, стоящими перед обществом. Изменение задач ведет к изменению функций государства. В функциях государства проявляются сущность и социальное назначение государства.

Каждая функция имеет  свою собственную цель. Например, политическая функция в демократических государствах направлена на развитие демократии в обществе, совершенствование ее политических институтов, укрепление народовластия, целью экологической функции является создание безопасной природной среды для жизни и здоровья людей. Реализация военной функции обеспечивает защиту страны от военных нападений других государств и т.д.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

  1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.
  2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущностью. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
  3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
  4. Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
  5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Государственные функции характеризуются также некоторыми общими чертами:

  1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.
  2. В отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функций государства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функции обороны страны от нападения извне). Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.
  3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней детятельности.
  4. Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства. Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль.

5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и ме- 
тодами их реализации. Основными правовыми формами осуществления 
функций современного государства являются правотворчество, испол- 
нительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Госу- 
дарство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на 
том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, 
поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная 
же функция государства представляет собой единство содержания, форм 
и методов осуществления государственной власти, неразрывно связан- 
ных с данным направлением деятельности государства.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.3

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора — выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые он преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями.4

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Число и объем функций обусловливаются состоянием экономической, социальной и культурной сфер жизнедеятельности общества, ролью основных институтов власти и принципами их формирования. Зрелое гражданское общество сокращает до минимума число функций, закрепленных за государством, оставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка и безопасности личности, охрана окружающей среды и т.д., передавая остальные негосударственным организациям. Традиционные и предсовременные общества, в которых нет автономной личности, зрелых демократических традиций, напротив, характеризуются стремлением государства контролировать все стороны жизнедеятельности человека. В таких государствах отсутствует принцип разделения властей, механизм сдерживания и противовесов трех ветвей власти, специализация политических ролей и функций, принцип верховенства права и т.д.

В функциях государства  проявляется социальная, классовая сущность государства, его социальное назначение. По функциям государства видно, для чего оно существует, интересам каких социальных групп и классов оно служит, служит ли оно обществу в целом или преимущественно какому-либо одному классу или какой-либо господствующей элите.

Формы и методы осуществления функций могут меняться, главное же направление деятельности государства остается постоянным. Например, экономическая функция российского государства остается главным направлением его деятельности, однако формы и методы ее осуществления существенно изменились: на смену командно-административным методам прямого, жесткого, управления экономикой пришли экономические методы косвенного, мягкого, воздействия на экономику. Если содержание основной функции меняется, то незначительно.5

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).6

Информация о работе Характеристика функций государства