Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина, гарантии и проблему их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

В первые Россия провозгласила права и свободы человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина/Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. [1] В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, которая весьма органично вписала в Российскую правовую систему международно-правовые стандарты. Однако главное условие действенности Конституции - соответствие её норм объективным законам развития регулируемых отношений.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Понятие, сущность, личных прав и свобод человека и гражданина …….………………………………………………………………….6
2. Общая характеристика личных прав и свобод человека………………….....8
2.1Право на жизнь …………………………………………................................9
2.2 Право на охрану достоинства личности……………………….. ………….11
2.3 Право на свободу и личную неприкосновенность……………. ………….12
2.4 Право на неприкосновенность частной жизни…………………………….13
2.5 Право на защиту своей чести и доброго имени……………….. ………….17
2.6 Право на неприкосновенность жилища………………………... …………20
2.7 Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства……………………………………………………. …………………23
2.8 Свобода совести и вероисповедания………………………….................... 24
2.9 Свобода мысли и слова…………………………………………. ………….28
2.10 Право на информацию…………………………………………. …………30
2.11 Право на защиту своих прав и свобод………………………... ………….31
3. Гарантии и проблемы гражданских прав и свободы человека…………….34
3.1 Реализация гражданских прав и свобод человека…………………………35
Заключение………………………………………………………….. …………..40
Список использованных источников………………………………. ………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность означает, что человек не может быть лишен свободы и заключен под стражу по произволу власти. Вынесение постановления об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу всегда ущемляет право на свободу и личную неприкосновенность независимо от того, исполнено или не исполнено это решение. Не только реальные ограничения, но и выявившаяся их опасность, прежде всего угроза потерять свободу, нарушают неприкосновенность личности, в том числе психическую, оказывают давление на сознание и поступки человека. Любой опасности ограничения свободы и личной неприкосновенности должно противостоять право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку, в том числе законных оснований для вынесения решений о заключении под стражу, и защиту от произвольных ограничений этих прав См.: Лазарев Л.В., Морщакова Т.Г., Страшун Б.А. и др. Конституция РФ в решениях Конституционного суда России. Институт права и публичной политики. Конституция РФ, закрепляя в статье 22 право каждого на свободу и личную неприкосновенность, устанавливает единые гарантии этого права при аресте, заключении под стражу и содержании под стражей.

Аналогичный подход получил отражение в УК РФ, который использует единый временной масштаб при исчислении срока лишения свободы, независимо от того, применяется оно в качестве меры пресечения или наказания: время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы из расчета один день за один день (часть третья статьи 72). При этом федеральный законодатель не проводит дифференциацию порядка зачетов сроков, содержания под стражей в зависимости от видов исправительных учреждений, определяемых судом при назначении наказания в виде лишения свободы.

 

 

 

 

 

 

2.6 Право на неприкосновенность жилища

Право на неприкосновенность жилища является также одним из важнейших в международном праве и закреплено во многих международных правовых актах. Так, согласно ст.12 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища" Всеобщая декларация прав человека. 1948.                                       Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. предусматривает, что не должно быть никакого вмешательства со стороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Согласно ст.17 Международного пакта о гражданских и политических правах никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища[11].В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции [12].

Конституционный принцип неприкосновенности жилища означает запрет входить в него против воли проживающих в нём лиц. Право на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни (ст.150 ГК РФ). Всё, что происходит в жилище, не может быть предано гласности (обнародовано) без согласия на то заинтересованных лиц[13].Законодательством предусмотрены основания и порядок ограничения принципа неприкосновенности жилища. Согласно ст.5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г.//СЗ РФ. 1995. №33. Ст.3349." органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Согласно ст.11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с посл. Изм.) сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилье и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, осматривать их при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г.//ВСНД РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 16. ст. 503. Согласно п. "з" ст.13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" органам федеральной службы безопасности предоставлено право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровья граждан. Федеральные органы государственной охраны в целях осуществления государственной охраны имеют право: беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны. Обо всех случаях вхождения в жилые и иные помещения против воли проживающих в них граждан федеральные органы государственной охраны уведомляют прокурора в течение 24 часов (п.9 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране") В соответствии с ч.1 ст.12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.165 УПК РФ.

В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения.                                                                                         Обыск и выемка в жилище в соответствие с ч.2 ст.12 УПК РФ могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.165 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Федеральный закон от 18.12.2001 г.) // Собрание законодательства РФ.2001. № 52. ч.1. Ст. 4921.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства

Право гражданина на свободу передвижения является одним из основополагающих прав человека. В настоящее время данное право предусмотрено ст.27 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Также оно закреплено в ст.13 Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и в ст.12 "Международного пакта о гражданских и политических правах", подписанного СССР 18 марта 1968 г., ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-УШ и вступившего в силу для СССР 23 марта 1976 г. Свобода передвижения в конституционном праве понимается как совокупность нескольких прав, а именно: право на свободу передвижения в пределах территории государства, право на выбор места жительства на территории государства, а также право покидать территорию государство и возвращается обратно.

Право на свободу передвижения включает в себя возможность беспрепятственно, по своему усмотрению, перемещаться на территории Российской Федерации, без получения каких-либо особых разрешений и предписаний, любым видом транспорта или иным способом. Право на выбор места жительства и места пребывания являются отражением естественного состояния человека, при котором он осознает свою внутреннюю свободу на перемену места жительства и пребывания по своему усмотрению, а государство не устанавливает ограничений и препятствий в его реализации. Право на выбор места жительства и пребывания тесно связано с понятием "место жительства и пребывания", что является предметом подробного рассмотрения в комментарии к ст.2 Закона.

 

 

 

 

2.8 Свобода совести и вероисповедания

Действующая российская Конституция 1993 г. в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" также регламентировала, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". В контексте рассматриваемого вопроса о содержании конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания можно заметить, что наличествовавшее в предыдущих конституционно-правовых актах право на атеистическую пропаганду, атеистические убеждения заменено на более нейтральное и неопределенное "иные убеждения".

Данный термин не подлежит расширительному толкованию и не может быть связан, скажем, с политическими, научными и прочими убеждениями, а должен находиться в рамках непосредственного содержания, определяющей свободу того или иного отношения человека и гражданина к религии. Поэтому под "иными убеждениями" следует понимать убеждения, связанные с отношением к религии, но отличающиеся от религиозных, например свободомыслие, агностицизм и т.д. Но чаще всего "иными убеждениями" в контексте данной нормы считаются убеждения, прямо противоположные религиозным, - материалистические, атеистические, антирелигиозные. Конституция РФ прямо не предусматривает возможности иметь атеистические убеждения, осуществлять атеистическую пропаганду или иную атеистическую деятельность, создавать атеистические общественные объединения и т.д., но и не запрещает этого. Кроме того, установленная в возможность действовать в процессе реализации свободы совести в соответствии со своими убеждениями (как религиозными, так и иными) позволяет сделать вывод, что свобода атеизма, атеистическая деятельность и атеистическая пропаганда

могут иметь место, конечно, при условии соблюдения законодательства РФ и не нарушения прав и свобод других лиц.   26 сентября 1997 г. принят Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г.//СЗ РФ. 1997. № 39., который был призван заменить собой несколько устаревший морально и юридически Закон РСФСР 1990 г. "О свободе вероисповеданий". Федеральный закон, конечно, более современен, использует терминологию действующей российской Конституции, но сказать, что он внес что-то новое, дополнительно конкретизирующее в содержание понятия свободы совести и свободы вероисповедания, было бы преувеличением. Несмотря на то, что термин "свобода совести" занимает в названии Федерального закона первое место, самой свободе совести в нем посвящено лишь несколько статей из главы первой "Общие положения". Куда как более подробно освещается в Законе правовой механизм создания и деятельности религиозных объединений. Да и те статьи, что посвящены свободе совести и свободе вероисповедания, в основном механически воспроизводят текст соответствующих статей Конституции РФ, что уже само по себе является свидетельством низкой юридической. Так, размышления о сфере частной жизни, ее дихотомии с государственной, общественной сферой содержатся в трудах Аристотеля, который, как и Платон, рассматривал государство через призму единства его составляющих элементов. Однако чрезмерное стремление к единству, проявляемое в общности жен и детей, предлагаемой Платоном, по мнению Аристотеля, ведет к деградации и уничтожению государства. Таким образом, Аристотелем предприняты первые попытки обоснования необходимости невмешательства со стороны государства в такие сферы частной жизни, как брачно-семейные отношения, вопросы воспитания детей,

неприкосновенности жилища и частной собственности. В своих трудах Аристотель последовательно исключал из сферы действия политической (государственной) власти отношения отцов и детей, мужей и жен, господ и рабов. Одной из первых философско-правовых концепций либерализма и правового индивидуализма является, по сути, договорная трактовка государства и права, предложенная Эпикуром. Основные ценности эпикурейской этики: свобода, удовольствие, безмятежное спокойствие духа (атараксия) - носят индивидуалистический характер. В трудах Эпикура мы видим размышления о неприкосновенности сферы частной жизни, которую он рассматривал через призму индивидуальной свободы: он считал, что свобода человека - это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы - это сфера его ответственности за себя; она вне необходимости, поскольку "необходимость не подлежит ответственности" Цит. по: Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2011. Провозглашение в Конституции Российской Федерации 1993 г. права на неприкосновенность частной жизни обусловило значимость проблемы определения понятия "частная жизнь" и его соотношения с понятием "личная жизнь". Некоторые авторы считают, что с учетом реально сложившейся ситуации оба термина имеют идентичное смысловое значение и имеет смысл оперировать термином "неприкосновенность частной (личной) жизни". "Понятие частной жизни и личной жизни в русском языке, - считает Т.Н. Москалькова, - являются по существу синонимами" Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. Данный двойной термин используется и в трудах М.Н. Малеиной.[14] Существует и другая точка зрения, высказанная группой российских независимых экспертов по сопоставлению национального законодательства и практики со стандартами Совета Европы, суть которой можно выразить следующим образом: в российском

законодательстве понятие "личная" и "семейная" жизнь охватывается общим понятием "частная жизнь".

Данная точка зрения представляется более обоснованной, из неё следует, что понятие "частная жизнь" родственно, но не тождественно понятию "личная жизнь" в силу своего более глубокого содержания.                                               

Таким образом, на сегодняшний день в нормативных правовых актах достаточно широко используется понятие "частная жизнь", но его содержание нигде не раскрывается, отсутствует его легальная дефиниция. Путем анализа существующих в науке точек зрения можно выделить два основных подхода к определению понятия частной жизни.                             Первый заключается в перечислении элементов его содержания. "Частная жизнь (в некоторых правовых и литературных источниках это личная жизнь), - пишет И.Л. Петрухин, - представляет собой жизнедеятельность человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений; свободу уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержание от таких контактов; свободу высказываний и правомерных поступков вне служебных отношений; тайну жилища, дневников, других личных записей, переписки, других почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, содержания телефонных и иных переговоров; тайну усыновления; гарантированную возможность доверить свои личные и семейные тайны священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения. Домашний уклад, интимные привязанности, личные симпатии и антипатии охватываются понятием частной жизни. Всё, что происходит в жилище, не может прослушиваться и предаваться гласности. Семейный бюджет, распоряжение личной собственностью и денежными вкладами, само их наличие - все это также сфера частной жизни" Петрухин И.Л. Личная жизнь: пределы вмешательства. Развернутое понятие данной сферы

Информация о работе Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина, гарантии и проблему их реализации