Гoсударство в пoлитической систeме oбщества Рoссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Оно, безусловно, оказывает влияние на развитие всей мировой цивилизации.
Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.

Содержание работы

Ввeдение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Гoсударство - осoбое звенo в пoлитической систeме oбщества…..5
1.1 Чeрты гoсударства, которые oпределяют егo полoжение в пoлитической систeме oбщества………………………………………………………………….5
1.2. Прoблемы соoтношения гoсударства, а также негoсударственных oрганизаций………………………………………………………………………..9
Глава 2. Гoсударство в пoлитической систeме oбщества Рoссии…………………………………………………………………………….15
2.1 Местo гoсударства в пoлитической систeме общества России…………………………………………………………………………….15
2.2 Роль государства в политической системе общества России…………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы …………………………………………..27

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 58.62 Кб (Скачать файл)

Негосударственные образования относительно независимы. Их деятельность осуществляется в соответствии с уставными документами (уставами, программами, положениями и т.п.). Вместе с тем она должна осуществляться в рамках действующего законодательства. Это значит, что положения уставных документов (прежде всего, уставные цели и задачи, заявленные, провозглашенные в них) не должны противоречить действующим нормам права.

Государство формирует нормативно-правовую базу создания и функционирования негосударственных образований и обеспечивает защиту предоставленных им законом прав; определяет основы их правового статуса, правовой режим деятельности. Тем самым обеспечивается четкая регламентация форм и способов вмешательства органов государства в деятельность других образований, входящих в политическую систему.

В Российской Федерации действует ряд Федеральных законов, регламентирующих правовой статус негосударственных образований, определяющих правовой режим их деятельности: "Об общественных объединениях", "О политических партиях" и другие.

Государство санкционирует деятельность негосударственных образований, входящих в политическую систему. Компетентные органы государства регистрируют движения, политические партии, другие общественные объединения граждан и осуществляют контроль за законностью их деятельности. Государственная регистрация придает этим организациям статус юридического лица. Отказ в регистрации может быть обжалован только в судебном порядке.

Компетентные органы государства осуществляют контроль за расходованием денежных средств негосударственных образований, соблюдением требований налогового и другого законодательства. За нарушение законодательства и осуществление деятельности, противоречащей уставным задачам и целям, к ним могут применяться установленные государством правовые санкции (в том числе приостановление деятельности, ликвидация).

В Российской Федерации функция по регистрации общественных объединений и контроль за законностью их деятельности возложены на Министерство юстиции России, надзор за законностью их деятельности осуществляют органы прокуратуры.

Во взаимодействии государства и негосударственных образований существенную роль играют правовые нормы, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы, содержащиеся в партийных резолюциях. При этом нормы права в государственно-организованном обществе являются главным нормативным регулятором общественных отношений.10

Однако взаимосвязь компонентов политической системы характеризуется не только сотрудничеством, но в ряде случаев - противопоставлением. Так же как в государствах с антидемократическим политическим режимом действуют общественные организации (объединения) противников правящего режима - прогрессивные организации и союзы, в политической системе демократических государств существуют оппозиционные политические партии, организации и движения. Важно различать отношения органов государственной власти с оппозиционными политическими партиями, другими общественными объединениями и отношения государства с преступными сообществами. В современных условиях возрастает активность политических партий, различного рода объединений, организаций, союзов и общественных фондов. В развитых демократических странах ширятся новые массовые движения. Это, прежде всего, правозащитные движения, движения за ядерное разоружение, в защиту природной среды, в защиту социально незащищенных слоев общества, против международного терроризма, распространения СПИДа и т.п. В этих движениях все активнее участвуют служащие и фермеры, интеллигенция, молодежь, женские организации, представители национальных меньшинств.

Возросли возможности политических партий, общественных объединений и союзов воздействовать на государственный аппарат, а, следовательно, и на осуществление государственной политики. Усилилась роль и усложнились задачи негосударственных средств массовой информации. Однако из этого не следует, что государство перестает быть главным в механизме осуществления политической власти. Современное демократическое государство стремится по возможности в равной степени обеспечивать и защищать права и интересы основных социальных групп и слоев общества.

 

 

Глава 2. Государство в политической системе общества России

 

2.1 Место государства  в политической системе общества России

 

Политическая  система  представляет  собой   одну   из   частей    или подсистем совокупной общественной системы. Она  взаимодействует   с  другими ее  подсистемами:  социальной,  экономической,   идеологической,  этической, правовой,   культурной   образующими   ее    общественное   окружение,    ее общественные  ресурсы  наряду  с  ее  природным   окружением  и   природными ресурсами  (демографическими,   пространственно-территориальными),  а  также внешнеполитическим  окружением.  Центральное положение политической  системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения  определяется   ведущей

организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.11

      Политическая  система   конкретного   общества    определяется    его классовой природой, социальным  строем,  формой  правления  (парламентского, президентского  и   т.п.),   типом   государства   (монархия,   республика), характером   политического    режима    (демократического,    тоталитарного, деспотического и др.),  социально-политических   отношений  (стабильных  или нет, умеренно или остро-конфликтных  либо консенсунсных и т.п.),   политико - правового   статуса   государства  (конституционного,  с  развитыми  или  не развитыми  правовыми структурами),  характером   политико-идеологических   и культурных отношений  в  обществе  (сравнительно  открытых  либо  закрытых), историческим типом  государственности  (централистским,   с   иерархическими бюрократическими  структурами  и   т.п.),   исторической   и    национальной традицией уклада политической жизни  (политически   активным  или  пассивным населением,  с  кровно-родственными  связями или без них,  с  развитыми  или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

    Огромную  теоретическую  и   практическую   значимость,   особенно   в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с  определением соотношения  политической  системы   общества   и   государства,   выявление экономических и социально-политических  факторов,  влияющих  на  определение его места и роли в политической системе общества.

      Следует  сразу же оговориться, что государство  нельзя  отождествлять  с политической  системой,  его  следует  рассматривать   в   качестве   важной составной  части  этой  системы,  входящей  в  нее   не   как   совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.

      Государство  выступает  как  особое  звено  в  структуре  политической системы.

      Государство  не просто самое массовое политическое  объединение граждан, а  объединение  всех  без  исключения   граждан,   всех   членов   общества, находящихся  в  политико-правовой  связи  с  государством,   независимо   от классовой,   возрастной,   профессиональной   и    прочей    принадлежности, так считает Ерофеев А.А.12

Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения.

Государство занимает центральное главенствующее место в политической системе, т.к. оно:

- выступает в качестве  единственного официального представителя  всего народа, объединяемого в  пределах его территориальных  границ по

признаку гражданства;

- является единственным  носителем суверенитета;

- обладает специальным  аппаратом (публичной властью), предназначенным  для управления обществом; имеет  силовые структуры (вооруженные  силы, милиция, служба безопасности);

- обладает, как правило, монополией  на правотворчество;

- владеет специфическим  набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

- определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических

отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

- может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических

партий, движений, групп давления;

- регистрирует их соответствующими  органами (как правило, министерством  юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

- может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.13

Однако если говорить о ближайшей перспективе, думается, что государство сохраняет свое институциональное положение в международных отношениях, но его развитие в условиях глобализации будет сопровождаться институциональными и статусными уступками (структурам гражданского

общества, новым субъектам международных отношений), объем которых определяется процессом адаптации внутренних свойств государства и его

адекватностью изменениям внешней среды. И со временем государство эволюционирует в новую форму политической организации общества, отвечающей конструкции глобального политического порядка.14

По мнению А. С. Блиновой, будущее государство должно обладать такими обязательными качествами, которые позволят обеспечить свободное

функционирование гражданского общества и достаточные темпы общественного и научно-технического прогресса; гарантировать высокую

степень защищенности международного сообщества перед лицом глобальных угроз и эффективное решение масштабных задач, стоящих перед человеческой цивилизацией.15

Баширина Е.Н. пишет,  что изучая государство, важно понимать, что современное государство является социальным, соединяющим все социальные группы населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Социальное государство имеет ряд присущих только ему особенностей, а такая характеристика говорит о выполнении им специальных, социальных функций, направленных на защиту интересов различных малозащищенных и малообеспеченных групп населения. В этом плане особого внимания заслуживает реализация конституционных экономических и социальных прав и свобод в государстве.16

2.2 Роль государства  в политической системе общества России

 

Отвечая на вопрос, в чем именно состоит роль государства в политической системе, необходимо обратить внимание, во-первых, на то, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация.

Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.

В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.

 Положения, указывающие на стремление государства выступать в качестве организации всех и для всех, в виде института, представляющего интересы всего народа, содержались в конституционных актах СССР и других, именовавших себя социалистическими, стран.

Так, ст. 1 конституции СССР 1977 года провозглашала, что «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Однако в подавляющем большинстве своем конституционные декларации этих, равно как и других, бывших социалистических и несоциалистических государств, на практике остаются ничем иным, как декларациями.

Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу, властвующей группе или социальной прослойке. 17

Последние, независимо от того, как они называются и как представляются, в повседневной практической жизни являются настоящими держателями государственной власти, реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь поддержкой непосредственно стоящих у власти правящих кругов. Наоборот, оно прилагает огромные усилия для того, чтобы как можно больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои в обществе.

В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или поданные государства, превратилась в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.

Особая роль государства в политической системе  определяется тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.

В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства.

Последнее особенно ярко прослеживается на примере бывших социалистических, а ныне ставших на капиталистический путь развития стран.

Так, согласно Конституции СССР 1936 и 1977 годов в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, а также воды и леса.

Государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством предприятий, основной городской жилищный фонд, а также иное имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Допуская наличие других форм собственности, таких, как личная, колхозно-кооперативная собственность общественных организаций, конституционные акты в тоже время на первый план выдвигали государственную собственность.

В Конституции СССР 1977 года (ст. II) в связи с этим особо подчеркивалось, что «государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности».

Лазарев В.В. обращает внимание на то, что действующее законодательство России, равно как и ряд других бывших союзных республик, а также политическая и правовая практика этих стран имеют тенденцию на отказ от приоритета государственной собственности. Проходящие в странах приватизация и денационализация проводятся под лозунгами борьбы с государственным монополизмом и достижения лучшего будущего под флагом плюрализма.

Информация о работе Гoсударство в пoлитической систeме oбщества Рoссии