Государство - понятие,признаки,сущность, социальное назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Государство, являясь продуктом общественного развития, представляет собой сложное социальное явление, тесно связанное с уровнем экономического, политического и культурного развития общества и во многом предопределяемое им.

Файлы: 1 файл

курсовая работа (оригинал).docx

— 72.18 Кб (Скачать файл)

     В одних  исторических условиях усиливается  элемент руководства, управления  без активного использования  принудительного ресурса, в других  – наоборот. Однако это качество будет присуще государству всегда, в противном случае это будет уже другая организация, «возможно более целесообразная, чем государство» (Ницше).

     Государство  – это суверенная политико-территориальная  организация публичной власти  определенных социальных сил  (классов, групп, всего народа), обладающая аппаратом управления  и принуждения, делающая свои  веления обязательными и решающая  как классовые, так и общесоциальные задачи.

     По моему  мнению, самое точное и полное определение государства таково: «Государство -  организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общество и особый механизм управления и подавления. В конкретном определении под аппаратом управления подразумеваются органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление. Под аппаратом управления понимаются специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли. Это

  • Армия
  • Полиция
  • Органы безопасности
  • Прокуратура
  • Суды
  • Система исправительных учреждений ( тюрьмы, колонии и т.д).

     Государство  отличает ряд признаков, присущих  ему как особой организации  политической власти. По сравнению  с первобытно-общинным строем государство является организацией территориальной, то есть его характеризует деление населения по территориальным единицам, организованным местам жительства людей. Состоявшееся разделение труда, появление некоторой его специализации (земледелие, скотоводство, ремесленничество, торговля) объективно нарушало кровнородственные связи людей. Более необходимыми, более выгодными стали территориальные единицы, на которых могли селиться и жить ремесленники, мастера, торговцы, где можно было строить жилища, защищаться от врагов и т.д. Такая территориальная организация разорвала родоплеменную общину. Этой организацией и стало государство, которое управляло уже не просто территорией (территория была и до появления государства), а территориальными образованиями, создавая в них органы власти и управления, подчиняя их центральной власти. Так складывалась субординация государственной системы органов власти, которая существует до сих пор. По мнению С.С. Алексеева, государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство. Территория государства – то пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления. По-мнению профессора Т.Н. Радько, территория – это пространственная основа государство, его физическая и материальная основа. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем ( уменьшаться в результате поражения в войне либо увеличиваться в результате экспансии).Данный признак закреплен в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации"

 

 На своей территории  государство поддерживает свою  суверенную власть и имеет  право защищать ее от внешнего  вторжения со стороны других  государств и частных лиц.

     Следующим  важным признаком государства  является наличие публичной власти. Для того, чтобы осуществлять управление, руководство, подчинение, нужны специальные органы власти, защищающие и охраняющие интересы властвующих. И такие органы были созданы – это армия (вооруженные отряды людей), полиция, суды и т.д. Эти органы власти и входящие в них чиновники, солдаты, полицейские, судьи (лица, наделенные властными функциями, т.е. полномочиями управлять, приказывать, требовать, проводить в жизнь указания вышестоящих начальников) представляют выделенную из общества, стоящую как бы над ним, публичную власть. Наличие такой власти является признаком, характеризующим государство как политическую организацию власти; государство становится инструментом, с помощью которого осуществляется господство одного класса, одной властвующей группы над всеми слоями населения ( а не только одного класса над другим, как было принято считать согласно марксистско-ленинской теории происхождения государства).

    С.С. Алексеев подчеркивает, что власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

     Олицетворенная  в государственных органах и  учреждениях, публичная власть  становится государственной властью,  т. е. той реальной силой,  которая обеспечивает государственное  принуждение, насилие. Отличительными признаками государственной власти от других (политической, партийной, религиозной, экономической, семейной) являются:

  • Всеобщность (публичность), то есть распространение прерогатив на всю территорию, население, она представляет все общество в целом.
  • Универсальность , то есть способность решать любые вопросы, затрагивающие общественные интересы.
  • Обязательность ее указаний.

     Совершенно  объективно рассмотренный выше  признак государства обусловливает  следующий – сбор налогов.  Чиновники, полицейские, солдат  и т.д. не участвуют в производительном труде, не создают материальных благ. Они охраняют интересы сил, стоящих на вершине  власти, добиваются соблюдения требуемого порядка, подчинения властям всех подданных и т.д. Для содержания этой многочисленной рати необходимы средства, которые можно получить в основном за счет налогов, устанавливаемых государственной властью в стране и с непреклонной настойчивостью собираемых с населения с помощью тех же чиновников, полицейских, судей, налоговых сборщиков. С развитием производства казна государства частично пополнялась за счет прибавочного продукта; а в результате войн бюджет завоевателей пополнялся за счет ограбления господствующих, властвующих сил, шли на содержание органов власти.

     Современные  государства имеют более широкие  возможности для получения средств  на содержание аппарата власти. Это и доходы от государственной  собственности, и займы, и сборы  за разрешение заниматься определенным  видом деятельности. Однако тем  общим, что роднит их с первыми  исторически сложившимися государствами,  является содержание органов  власти за счет средств населения.

     Суверенитет  – признак государства, означающий  его независимость, полноту власти  внутри страны, а также самостоятельность  во внешних отношениях с другими  государствами. Суверенитет позволяет  государству выступать от имени  народа в межгосударственных  отношениях, представлять страну  в делах мирового сообщества.

     «Суверенитет»  - термин, берущий свое начало  от слова «суверен» (властелин), означающий независимость от  каких-либо сил и обстоятельств.  Признание суверенитета верховной  власти сыграло в свое время  положительную роль в объединении  государств, в их сплочении, преодолении  феодальной раздробленности, укреплении  мира внутри государств. Итальянский  политик и историк Н. Макиавелли  трактовал суверенитет как всевластие, абсолютную, никем не ограниченную  волю государя. Ж. Боден определял суверенитет как высшую, абсолютно и постоянную власть над гражданами и подданными в политическом сообществе.

     В современных  условиях прогресса в развитии  государств и межгосударственных  отношениях, связанных с созданием  органов мирового сообщество (ООН,  Совет Европы, Европейский союз, СНГ и др.) и добровольным вступлением  государств в эти органы, понятие  суверенитета претерпевает определенные  изменения. При сохранении самостоятельности  и независимости во внутренних  и внешних делах страны –  участницы перечислены международных  органов добровольно признают их верховенство по отдельным вопросам внутренней жизни и международных отношений: правам человека, экологии, безопасности и т.п. По существу, это воплощение идей ограниченного суверенитета, однако на новой, демократической, разумной основе.

     Согласно международным  договорам, конвенциям и соглашениям,  органы мирового сообщества могут  проверять состояние дел по  отдельным вопросам внутри государств  – членов этих сообществ. Государства  представляют отчеты о своей  деятельности, требуемую информацию, обязаны выполнять предписания  этих органов. Например, согласно  Европейской конвенции по предупреждению  пыток и бесчеловечного или  унижающего достоинство обращения или наказания, каждая страна « разрешает посещения любого места в пределах своей юрисдикции, где содержатся лица, лишенные свободы органами государственной власти» (ст. 2). Комитет уведомляет правительство заинтересованной стороны о своем намерении совершать посещение. После этого «он вправе в любое время совершать  посещение любого места», где содержатся осужденные (ст.8). О добровольном ограничении своего суверенитета Российской Федерацией свидетельствует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в которой говорится, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора». Государственный суверенитет может быть внутренним  полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы) и внешним (полная независимость во внешнеполитической деятельности государства). Государственный суверенитет не следует путать с народным. Народный суверенитет – исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суверенитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.

     К числу  важных признаков государства  относится возможность издавать  законы. Государство – единственная  политическая организация, обладающая  правом, способностью и возможностью  издавать правовые акты – обязательные  для всех граждан веления, а  также требовать и обеспечивать  их исполнению. Ни сильная политическая  партия, ни общенациональное массовое  движение не могут и не способны  это сделать, поскольку не обладают  необходимыми атрибутами власти, а именно: соответствующими законодательными, исполнительными, правоохранительными органами. Деятельность по изданию законов – это исключительная прерогатива государства. Причем не только законов в буквальном смысле этого слова, но и любых правовых актов общеобязательного характера, за неисполнение которых к виновным могут быть применены меры государственного принуждения.

     Способность  принуждать, применять принуждение,  иметь для этого специальные  правоохранительные органы некоторые  авторы также считают признаком  государства.18

     В числе  признаков государства в некоторых  работах называют и его неразрывную  связь с правом. Действительно,  трудно найти примеры, когда  государство могло существовать  и функционировать без права,  а право – без государства.  Государство в принципе не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Посредством права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, принципы их взаимодействия. Право обеспечивает рациональное строение структуры государства.19

     На тесную  связь права и государства,  их взаимообусловленность в юридической  литературе указывалось и ранее,  но эта связь не квалифицировалась в качестве основного признака государства.

     «Поскольку  прав стало необходимым, - М.А.Аржанов, - оно выступает по отношению  к государству как объективное  общественное явление, которое  оказывает воздействие на построение  и деятельность государства».20

     Государство  не имеет другого, короче права,  средства, чтобы определить статус  своих органов, должностных лиц,  закрепить организацию их деятельности, установить их систему, оформить территориальную организацию населения, успешно осуществить свои функции, облекать общественные отношения в наиболее контролируемую правовую форму, воздействовать на эти отношения.21 Тем не менее следует признать, что создание права, правотворчество, наличие прав – это важнейший признак государства. Именно наличие права влечет за собой правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную деятельность государства, а также и не в последнюю очередь разделение властей в государстве.

     Нельзя согласиться  с утверждениями, низводящими  роль государства в создании  и обеспечении права до минимума. Так, Ф.Д. Корнилов писал, что  в отношении правообразования государство «выполняет скромную роль регистратора, статистически отмечающего появление каждого нового правового факта и кладущего на него печать официального признания».22 Известный французский юрист Л.Дюги считал, что право направляет деятельность государства, является чуть ли не его основой. «Государство, - писал он, - есть не что иное, как сила, отданная на служение праву». Даже признавая идею правового государства, ратуя за его построение, нельзя признавать подобное утверждение бесспорным, ибо в нем отсутствует должный баланс в оценке реального взаимоотношения государства и права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Сущность и  социальное назначение государства

 

     Сущностью  любого предмета является самое  главное в нем, то, без чего  он не может быть выделен  из числа других, то, без чего  он потерял бы свою индивидуальность.

     Сущность государства  – это главное, основное качество  государства, определяющее его  содержание, цели и функции.

     В советской  и российской юридической науке  сущность государства долгое  время рассматривалась только  с классовых позиций. Мысль  о государстве как об инструменте  урегулирования классовых противоречий; организации, удовлетворяющей интересы  всех или большинства социальных  сил; надклассовой организации;  инструменте классового компромисса  и т.п.  не допускалась. Исключением  являлось только советское общенародное  государство, которое считалось  государством всего народа, политической организацией власти дружественных классов (рабочих и колхозного крестьянства).

     Говоря о  сущности государства, нельзя  не отметить, что государство  прошло большой исторический  путь развития (примерно 5 тыс. лет). Естественно, за этот период  сущность государства совершенствовалась, претерпевала изменения в соответствии  с изменениями экономических,  политических и идеологических  структур общества.

     Положение  марксистской теории о том,  что государство – это организация  власти господствующего класса, орудие диктатуры класса, стоящего  у власти, было правильным для  характеристики многих исторических  типов государства, просуществовавших  несколько тысячелетий. Государства  возникали, в основном, по сходным  экономическим и политическим  причинам. Экономически господствующий  класс оформлял и свое политическое  господство в форме государства.  Так, государство в рабовладельческой  формации не могло не быть  аппаратом поддержания власти  класса рабовладельцев, т.е. не  могло не быть орудием его  диктатуры. Рабы были лишены  не только средств производства, но и возможности участвовать в осуществлении власти. «Раб у власти – такая мысль не могла прийти в голову ни одному рабовладельцу ни в Афинах, ни в Спарте, ни в Риме. У Аристотеля это – «говорящий инструмент») (наряду с молчащими и мычащими). Правильной была сущностная характеристика рабовладельческих, феодальных и раннебуржуазных  государств как «машины для поддержания господства одного класса над другим» (В.И. Ленин), как «орудия господства меньшинства над большинством» (К.Маркс, Ф.Энгельс).

Информация о работе Государство - понятие,признаки,сущность, социальное назначение