Государственный орган как сложное правовое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение многообразия подходов к пониманию государственного органа и его признаков, а также определение места и роли различные государственных органов в механизме государства.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
 определить содержание понятия государственного органа и рассмотреть различные подходы к его пониманию;
 сформулировать основные признаки государственного органа;
 охарактеризовать виды государственных органов и выявить основания их классификации;
 оценить место и роль различных видов государственных органов в механизме государства;
 изучить систему государственных органов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 6
1.1. Понятие и признаки государственного органа 6
1.2. Классификация государственных органов 14
2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 18
2.1. Структура государственного аппарата 18
2.2. Институт главы государства 25
2.3. Законодательные (представительные) органы государственной власти 29
2.4. Исполнительные органы государственной власти 39
2.5. Органы судебной власти 45
2.6. Контрольно-надзорные органы 51
2.7. Правоохранительные и «силовые» органы государства 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 66

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Переломные периоды развития любого государства обуславливают необходимость придания максимального динамизма процессам развития экономики, социальных и иных сфер общественной жизни. Задачей первостепенной важности является создание государственного аппарата, высокопрофессионального и экономичного, способного работать в современных условиях.

В связи  с этим необходимым условием ускорения социально-экономического развития любой страны является реформирование системы государственного управления. Именно поэтому в течение ряда лет в России осуществляется административная реформа, имеющая целью оптимизацию структуры и функционирования государственного аппарата.

Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма государства выступает государственный орган. Категория «государственный орган» является крайне значимой для понятийного аппарата как теории государства и права, так и большинства отраслей права, причем не только публичной (в особенности конституционного права, административного права), но и частной (гражданского права, гражданского процессуального права, арбитражного процессуального права) направленностей, а равно для иных наук и отраслей знаний, изучающих вопросы государственного управления.

Существует огромное количество государственных органов. Их многообразие обусловлено тем, что с развитием человеческого общества создавались именно такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. Типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках, компетенциях имеют некоторые сходства и различия.

В связи с этим перед каждым государством стоит сложная задача выбора рациональной и эффективной модели организации государственных органов, способной обеспечить успешное решение социально-экономических и политико-правовых задач.

От того, как формируются государственные органы, какой способ для этого избран и закреплен в законе, в какой степени он соответствует объективным обстоятельствам социально-политического развития, потребностям общества и идее демократического участия граждан в управлении государством во многом зависит эффективное осуществление государственной власти.

Порядок формирования государственных органов предопределяет нормальное функционирование и развитие общества, внутреннюю устойчивость институтов власти в нем, зависящую, в свою очередь, напрямую от ценностного согласия, общественного и индивидуального признания справедливости и открытости порядка формирования государственных органов, а также его институтов и базовых стандартов.

Кроме того, изучение проблемы рациональной организации государственных органов важно не только для выбора наиболее оптимальной модели государственного управления, но и для того чтобы избежать возможных ошибок.

Поскольку проблема оптимизации и выбора способа организации государственных органов тесно связана с важнейшими сферами государственной и общественной жизни, она нуждается во всесторонней разработке, а её изучение приобретает очевидную актуальность.

Целью работы является изучение многообразия подходов к пониманию государственного органа и его признаков, а также определение места и роли различные государственных органов в механизме государства.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

  • определить содержание понятия государственного органа и рассмотреть различные подходы к его пониманию;
  • сформулировать основные признаки государственного органа;
  • охарактеризовать виды государственных органов и выявить основания их классификации;
  • оценить место и роль различных видов государственных органов в механизме государства;
  • изучить систему государственных органов.

Объектом изучения является государственный орган как сложное правовое явление.

В качестве предмета исследования в данной работе выступают различные точки зрения относительно понимания сущности и признаков государственных органов; основания классификации государственных органов; выделяемые на их основе виды государственных органов; система государственных органов.

Тема «Государственный орган: понятие, признаки, система» достаточно глубоко изучена в учебной литературе по дисциплине «Теория государства и права»: Алексеев С.С., Марченко М.Н., Малько А.В. и другие, в научной литературе такими авторами как: Черкасов К.В., Варлен М.В. Помимо этого, данный вопрос рассмотрен в периодических изданиях («История государства и права», «Российская юстиция», «Общество и право») такими авторами как Носов С.И., Вишняков В.Г., Кешикова Н.В., Федотов А.В., Вожова Е.М.

 

 

 

 

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Понятие и признаки государственного  органа

 Как сложная социальная система, государство для реализации своих задач и функций опирается на определенный управленческий аппарат, способный принуждать к исполнению принимаемых государственных решений. Государству необходим особо организованный и структурированный аппарат публичной власти. Он состоит из различных государственных органов, учреждений, которые взаимодействуют между собой и в совокупности представляют целостный, слаженно функционирующий механизм. Причем, как правило, это целостная, иерархически построенная система государственных органов, учреждений и служб. Неслучайно механизм государства нередко отождествляется с государственным аппаратом в широком смысле.

Под государственным аппаратом понимают систему органов, через которые осуществляется государственная власть, выполняются основные функции и достигаются стоящие перед государством цели и задачи1.

Важнейшими и неотъемлемыми частями государственного аппарата выступают государственные органы. «Орган» происходит от греческого «organon», что значит «орудие, инструмент»2.

Представление об органах государственной власти зародилось еще в Древнем Риме. Так, юристы Древнего Рима рассматривали государственный орган как представитель государства. При этом государство - это фиктивное лицо (persona ficta), а государственный орган - лицо живое, поскольку состоит из живых людей, которые действуют за государство и представляют его интересы вовне. Согласно теории фикции, разработанной канонистами Средневековья, можно утверждать, что государственный орган рассматривался больше как фиктивное образование, созданное государством для обеспечения порядка, безопасности в стране, управления народом.

Представитель правовой мысли периода Нового времени О.Гирке при разработке понятия органа государственной власти выделяет две личности - вымышленная личность государства и реальная коллективная личность. Орган государства - часть живой коллективной личности. Государство действует посредством своих органов как личность высшего порядка, так же как и отдельная физическая личность реализует свои действия и поступки через свои органы. Г. Еллинек, наоборот, не отделял орган государства и государство, а, наоборот, указывал, что орган и государство - одно и то же лицо, поскольку только посредством своих органов государство существует и реализует все свои функции. В теориях Гирке и Еллинека прослеживается идея о юридической личности органа государственной власти.

Однако в истории правовой мысли существуют и иные, диаметрально противоположные точки зрения. Так, Дюги считал, что органы государства - не юридические личности. Есть только фактически властвующие - физические лица, которые суть органа государства и являются содержанием государства. Бертелеми также подтверждает предыдущую теорию, указывая, что не мистическому лицу государства, а органам власти - лицам (реально существующим, физическим) подчиняется все население. Ориу полагает также, что орган государственной власти состоит из физических лиц, выступающих в виде активной формы самоуправляющегося народа.

Отечественные дореволюционные исследователи организации и деятельности государства, опираясь на научные теории и концепции прошлого, сформировали свое видение органов государства. Так, Н.И.Лазаревский раскрывал природу органа как представление о конкретном физическом лице: «...нет ни отвлеченной «должности», ни юридического лица, а есть совокупность полномочий и совокупность физических лиц, образующих правящий механизм». Д.И. Мейер также придерживался точки зрения, которая по многим параметрам сходна с предыдущим мнением: «Все присутственные места и все должностные лица действуют именем государства, служат его органами... исходят от государства и исполняют те или иные его задачи». Таким образом, ни Н.И.Лазаревский, ни Д.И.Мейер не признают органы государственной власти самостоятельными юридическими лицами, поскольку они целиком и полностью зависят от государства, к личности которого все сводится. Профессор М.Коркунов раскрыл понимание органа государства через понимание государственной власти как силы, основанной на сознании людьми своей зависимости от государства. Органы – всего лишь распорядители этой силы. Я.М. Магазинер выработал понятие органа государственной власти через призму их особенностей, которые заключаются в следующем:

  • государственный орган - это законный представитель государства, поскольку он действует от его имени; при этом он не перестает быть частью государства, хотя и представляет собой «самостоятельную правовую личность»;
  • орган государства имеет «правообязанность» и особую цель - защищать интересы всех членов общества (государства);
  • орган государства имеет особое право - совершать от имени государства юридические акты, обязательные в частноправовой и публично-правовой сферах;
  • для осуществления государственных функций и возложенных на него законом полномочий в распоряжении имеются общественные средства.
  • действия государственного органа можно обжаловать в вышестоящий орган или суд, и за счет этого обеспечивается постоянный контроль действий государственного органа как представителя власти, имеющего право применять меры принуждения;
  • наличие внутреннего единства;
  • назначается в одностороннем порядке, поскольку акт назначения или избрания носит характер возложения обязанности.

На основе вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что ученые как зарубежные, так и отечественные, не занимались детально изучением вопроса о тождестве и различиях понятий - орган государственной власти и государственный орган. Они не занимались изучением подобного вопроса, поскольку в сферу их интересов входила в первую очередь разработка самого понятия органа государственной власти. Представители правовой мысли использовали данные понятия больше как синонимы, пытаясь определить правовую природу действующего от имени и в интересах государства «органа».

В настоящее время в юридической литературе бытуют различные представления относительно понятия государственных органов. Так, один из исследователей в данной области права А.П.Адаменко считает, что «государственные органы - это относительно обособленный элемент механизма государства, образуемый в установленном порядке вышестоящими органами власти государства, обладающий четко определенной структурой и компетенцией и осуществляющий деятельность в конкретной сфере государственного управления на определенной территории».

Е.А. Ромашко выдвигает и доказывает утверждение о том, что существуют две категории - «государственный орган» и «орган государственной власти», которые соотносятся как общее и частное. При этом действуют два вида государственных органов: «государственные органы без властных полномочий» (совещательные органы) и собственно «органы государственной власти» 3.

Схожей точки зрения придерживается С.И.Носов: «Говоря о соотношении понятий «государственные органы» и «органы государственной власти», следует подчеркнуть, что первое понятие является более широким по своему содержанию. Оно включает органы государственной власти, обладающие государственно-властными полномочиями, и другие государственные органы, не обладающие такого рода полномочиями. При этом полномочия государственных органов, которые не являются непосредственно властными, связаны с государственной властью постольку, поскольку они обеспечивают государственно-властную деятельность» 4.

А.Н.Кокотов, М.И.Кукушкин раскрывают сущность органа государственной власти посредством анализа его особенностей:

  • орган государственной власти - это в традиционном понимании организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности;
  • государство наделяет орган государственной власти собственностью и материальными ресурсами;
  • орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность;
  • государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение;
  • наличие структуры государственного органа.

Информация о работе Государственный орган как сложное правовое явление