Государственные финансы. Государственные расходы и доходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.
Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.
Термин государственные финансы раскрывает понятие сущности государственного управления, рассматривает основные типы и формы государства и органов его власти, помогает определить структуру и компетенции органов законодательной и исполнительной власти, определяет роль судебной власти, систему органов местного самоуправления и многое другое.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Понятие государственных финансов…………………………………………
Функции государственных финансов……..…………………………………
Структура государственных финансов………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ 2.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Казахский Национальный университет им. аль-Фараби

 

 

 

Реферат

На тему: Государственные  финансы. Государственные расходы  и доходы.

 

 

                                        

                                                          Выполнила: Сагымбекова А.

                                                  

 

 

 

 

 

Алматы – 2013

 

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………..
  2. Понятие государственных финансов…………………………………………
  3. Функции государственных финансов……..…………………………………
  4. Структура государственных финансов………………………………………
  5. Заключение……………………………………………………………………….

 

 

Введение

Рыночная экономика  при всем разнообразии ее моделей, известных  мировой практике, характеризуется  тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.

Огромную роль как  в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования  со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений  и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.

Термин государственные финансы раскрывает понятие сущности государственного управления, рассматривает основные типы и формы государства и органов его власти, помогает определить структуру и компетенции органов законодательной и исполнительной власти, определяет роль судебной власти, систему органов местного самоуправления и многое другое.

Актуальность выбранной  для исследования темы заключается  в том, что одним из значимых факторов успешного развития экономики любой страны должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих.

I. Понятие государственных финансов

На заре человеческого  общества государства не существовало. Люди совместно владели и распоряжались  материальными ресурсами, а добываемые средства существования распределялись по полу и возрасту. С появлением индивидуального производства, частной собственности и социального расслоения возникает государство.

Государство — это  не только и не столько наименование территории, где проживают люди, объединенные языком, культурой, традициями. Государство — это особая публичная власть, в состав которой входят особые институты: армия, полиция, различные принудительные учреждения, организации, разрабатывающие и принимающие законы, и т. д. Они становятся «государством» благодаря деятельности людей, наделенных определенными знаниями и опытом. Важнейшая их особенность заключается в том, что они, выполняя властные функции в обществе, не производят привычных благ (одежды, обуви, продуктов питания). Вместе с тем для осуществления своих функций эти люди должны есть, пить, обуваться, одеваться, платить за средства передвижения. Поэтому с возникновением государства появилась необходимость отыскания ресурсов для его содержания. Первоначально это были вещественные подати населения, в дальнейшем, с появлением товарно-денежных отношений, — денежные платежи. Совокупность этих денежных ресурсов и получила название «государственные финансы».

Сам термин «финансы»  на латыни означает «платеж», «доход». Впервые в этом значении его начали использовать торговцы в средневековой Италии; в дальнейшем оно стало применяться дня обозначения денежных ресурсов, используемых для содержания государства.

Таким образом, государственные финансы (Public finance) - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Это могут быть правительственные расходы на любом уровне, включая инвестиции, социальные выплаты, занятость в государственном секторе и правительственные закупки;  а также доходы, например, налоги или оплата государственных услуг.

Государственные финансы являются составной частью финансовой системы страны. Впервые термин «Государственные финансы»стал применяться во Франции в 16 в. Сущность государственных финансов определяется господствующим способом производства и классовой природой государства.

В рабовладельческих, феодальных и  капиталистических обществах государственные финансы служат орудием дополнительной эксплуатации трудящихся, т. к. основная тяжесть налогов и сборов падает на них, а добытые т. о. денежные средства идут на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов.

В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы имели главным образом натуральную форму. Труд рабов и производимые ими продукты служили средством покрытия большей части потребностей рабовладельческого государства. Важным источником пополнения армии рабов и казны являлись военные грабежи и дань с покорённых народов. При феодализме решающим источником государственных ресурсов стали труд крепостных крестьян и производимые ими продукты. С созданием централизованных государств и ростом их расходов появилась система регулярных общегосударственных налогов и пошлин, казна государства стала отделяться от личных средств главы государства, а сами средства всё более принимать денежную форму. Принудительные сборы и займы уступили место государственным займам и централизованным выпускам денег в обращение. В итоге сложилась (в современном её понимании) сложная системагосударственные финансы.

При капитализме в его домонополистический  период назначение государственные финансы сводилось главным образом к обеспечению материальных условий существования и функционирования государства. Расходы государства шли на содержание его органов, армии и флота, ведение войн, колониальные экспедиции и выплаты по государственному долгу, на общественные работы, финансирование ж.-д. строительства. Покрывались они путём изъятия части доходов у населения через налоги, государственные займы и бумажно-денежную эмиссию. В период империализма и особенно общего кризиса капитализма роль государственные финансы в перераспределении денежных средств резко возросла. 

 Обострение противоречий империализма, развитие государственного монополистического  капитализма вызвали колоссальное  увеличение государственных расходов, налогового обложения и государственного  долга. Государство активно вмешивается  в процесс капиталистического воспроизводства. Государственные финансы широко используются для стимулирования и регулирования капиталистической экономики. В связи с этим роль их в распределении и перераспределении национального дохода повышается. В США и Великобритании доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет, возросла в 60-х гг. до 40%. Главной причиной роста в империалистических странах государственных расходов, налогов и государственного долга является милитаризация экономики, гонка вооружений. Через системугосударственных финансов происходит перераспределение доходов и накоплений в пользу монополий и, прежде всего, магнатов военно-промышленных концернов, обогащающихся на военных поставках, прямых бюджетных субсидиях, открытых и скрытых налоговых) льготах. Финансовая система капиталистических государств находится в состоянии глубокого кризиса. Имеет место громадный рост военных расходов, хроническая дефицитность государственных бюджетов, рост государственного долга, налогов, хроническая инфляция, непроизводительное расточение финансовых ресурсов.

В странах, завоевавших  после 2-й мировой войны 1939-45 политическую независимость и вставших на путь борьбы за экономическую самостоятельность, государственные финансы используются для проведения индустриализации и аграрных преобразований, ликвидации последствий колониализма в области образования, здравоохранения, культуры и т. д.

             Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе. Поэтому каждая страна имеет «свои» государственные финансы, отражающие особенности «своего» государства. Так, в феодальной Франции государственная власть не отделялась от королевской, и финансы государства являлись финансами короля. На свое содержание французский король Генрих IV (1554—1610 гг.) расходовал около половины доходов. А расходы короля Людовика XIV (1643— 1715 гг.) достигли такого уровня, что он запретил о них говорить, сделал их государственной тайной. С развитием общества изменяются функции государства, а отсюда — и его роль в жизни общества. На отдельных этапах развития государство может аккумулировать в своих руках до 50—60 % всех доходов общества, на других — ограничиться 10—15 %. В одних странах государство выполняет не только политические функции, но и является непосредственным организатором экономического развития, в других вмешивается в экономику эпизодически, в исключительных случаях. Поэтому совершенно очевидно, что в первом случае государство должно обладать значительно большими финансами, чем во втором.

В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

II. Функции государственных финансов.

Обычно функции  государственных финансов возникают  на основе экономических функций  государства, к которым традиционно  относят следующие:

1) охрана института  права, защита общественного спокойствия и предотвращение конфликтов; 2) защита прав частной собственности, ее спецификация и регистрация;
3) обеспечение возможности и путей свободного обмена товарами и услугами;
4) создание и защита механизмов обмена информацией в широком смысле слова;
5) сохранение и разработка измерительных стандартов, включая меры, весы, эталоны, а также деньги (поддержание стабильности используемой денежной единицы как наиболее универсального инструмента и мерила обменных операций);
6) производство общественных благ (где общественные издержки окажутся ниже частных на единицу блага).

Как экономическая  категория государственные финансы  проявляются в выполняемых ими  базовых функциях: планирование, организация, стимулирование, контроль, распределение.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации  включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает  необходимость определения порядка  составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования  основывается на деятельности, направленной  на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля  означает содействие реализации  поставленных целей. К ним относится  выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием  оценки результатов, сравнение  достижений с поставленными целями  и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

5. Распределительная  функция государственных и муниципальных  финансов заключается в том,  что через распределение и  перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Решающее значение имеют следующие функции:

Суть первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управление госсектором, программирование и т.п.).

Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют  государственные финансы, является наиболее современной - этоэкологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.

Рис 1. Основные функции государственных финансов.

Выполнение этих четырех функций возлагается на современную финансовую систему, структура которой в зависимости от поставленных конкретных задач отражена на рис.2. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.

III. Структура государственных финансов.

Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях  и включают государственный бюджет (в федеративных государствах - федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в западной терминологии - специальные правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий, бюджеты региональных и местных органов власти. Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев финансового регулирования государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Информация о работе Государственные финансы. Государственные расходы и доходы