Государственное управление и современный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является анализ государственного управленческого воздействия и современного менеджмента. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) определить цель, функции и принципы государственного управления,
2) проанализировать методы государственного управления,
3) выявить особенности государственного управления в современной России
4) проанализировать основные задачи современного менеджмента,
5) дать оценку государственного менеджмента
6) выявить взаимосвязь государственного управления и современного менеджмента.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………5
1.1 Цель, функции и принципы государственного управления………...5
1.2 Методы государственного управления……………………………...12
1.3 Особенности государственного управления в современной России.........................................................................................................................16
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…..22
2.1 Основные задачи современного менеджмента……………………….22
2.2 Государственный менеджмент……………………………...………….26
ГЛАВА III. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………32
3.1 Управленческая деятельность…………………………………………32
3.2 Объективные факторы принятия управленческих решений……………………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………….…………….40
Список использованной литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

КП СГУ.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………5

1.1             Цель, функции и принципы государственного управления………...5

1.2             Методы государственного управления……………………………...12

1.3             Особенности государственного управления в современной России.........................................................................................................................16

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…..22

2.1 Основные задачи современного менеджмента……………………….22

2.2 Государственный менеджмент……………………………...………….26

ГЛАВА III. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И

СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………32

3.1 Управленческая деятельность…………………………………………32

3.2 Объективные факторы принятия управленческих решений……………………………………………………………………………..34

Заключение…………………………………………………….…………….40

Список использованной литературы……………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость существования государственного управления и его правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того, чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических, экономических и социальных реформ.

Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.

Итак, целью данной работы является анализ государственного управленческого воздействия и современного менеджмента.  Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1) определить цель, функции и принципы государственного управления,

2) проанализировать методы государственного управления,

3) выявить особенности государственного управления в современной России

4) проанализировать основные задачи современного менеджмента,

5) дать оценку государственного менеджмента

6) выявить взаимосвязь государственного управления и современного менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1             Цель, функции и принципы государственного управления

 

Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется с одной стороны политической деятельности, а с другой стороны — деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существует три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

        правовой подход;

        политический подход;

        менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

 следования принципу верховенству права (правовой подход);

 следования воле народа (политический подход);

 следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Оценка и анализ состояния государственного управления РФ и поиски решений по повышению производительности государственного управления в сложившейся в Российской Федерации ситуации затруднены непроясненностью ряда общественно-политических и обострившихся экономических проблем, которые выступают объективными основаниями для самого государственного управления. В данный момент мы должны ответить на принципиальные вопросы, без ясного понимания ответов на которые государственное управление как технология их реализации не имеет большого значения. Нужно определиться в следующих моментах:

Целесообразно остановиться на основополагающем и очень сложном этапе формирования целей государственного управления. Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества.

Цели государственного управления в современной России.

                 Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.

                 Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.

                 Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.

                 Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.

                 Поддержание позитивной экологической обстановки.

                 Поддержание рыночных механизмов.

                 Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

Это лишь весьма общий обзор тех целей, которым призвано служить государственное управление. Но архиважным является создание «древа целей», в котором были бы оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели. Цели должны представлять собой симбиоз, синтез, то есть некую целостность. Но, данную целостность нужно соединить с адекватными средствами, методами и формами их реализации, ибо в противном случае даже правильно поставленные цели в процессе их реализации будут искажены.

Функции государственного управления - объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Это специфическое воздействие государства, причем важно отметить, что оно является целостным. На набор функций государственного управления влияют 2 фактора: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то есть совокупности управляемых объектов и, безусловно, место и роль государства в обществе. Таким образом, можно сделать умозаключение, что государство, а государственное управление как его производная, является с одной стороны тем элементом, который осуществляет насилие, т. е. так называемым «легитимным насилием», а с другой стороны оно играет подчиненную обществу роль и определяется потребностями, желаниями и интересами общественного развития. Говоря о таком противоречии, хочется сделать шаг в сторону ограничения и замещении, а точнее, в первый момент вообще о ликвидации данной функции. Но, ликвидировав данную функцию, нужно заполнить чем-то вакантное место, и здесь на ум приходит лишь механизм самоуправления, в противном случае мы будем поставлены перед фактом, когда организующие и регулирующие механизмы будут девальвированы и настанет так называемый вакуум управляющего воздействия, то есть хаос, произвол.

Таким образом, речь должна идти о проработке, выборе и оценке тех общественных институтов, которые способны взять на себя функции государственного управления и обеспечить их должную реализацию. Оптимальным вариантом было бы нахождение некоего баланса, так как в современном обществе мы являемся свидетелями уменьшения государственного сектора (приватизация в данный момент рассматривается одним из основных способов повышения эффективности в государственном секторе), но с другой стороны, повышения роли государственного регулирования в организации и разработке политики в сфере организации рыночных отношений.

Функции государственного управления.

                 Функция планирования

                 Функция организации - создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат.

                 Функция регулирования, направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий объем деятельности.

                 Функция работы с персоналом. В мировой практике данной функции уделяется все большее и большее внимание.

                 Функция контроля - обратная связь для всех перечисленных функций.

Не секрет, что многие трансформации и преобразования в государственном управлении проходят хаотично и весьма субъективно. Методологически целостного подхода к государственному управлению нет, и это следует признать. Мы поставлены в ситуацию, когда нет комплексного механизма в создании, трансформации структур, как на федеральном, так и на местном уровне. В данном контексте необходимо поговорить о принципах государственного управления. Итак, принцип как понятие теории отражает в системе государственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами. То есть, те закономерности и отношения общественно-политической жизни, содержания, организационной структуры и жизнедеятельности компонентов государственного управления, выраженные в виде определенных научных положений, закрепленных в большинстве своем правом и применяемых в теоретической и практической управленческой деятельности людей. Прежде всего, в проблеме принципов государственного управления можно выделить 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта:

• Онтологический - этот аспект включает в себя генезис принципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают.

• Гнесеологический - анализ характера принципов, языка, логики и структуры их адекватной научной интерпретации.

• Методологический - указывает на механизмы теоретического и практического применения принципов.

На данный момент нельзя говорить о полном познании всех закономерностей, отношений и взаимосвязей и описании их посредством принципов. Практическое же осуществление принципов государственного управления не зависит от них самих, а определяется отношением к ним людей. Не столь важно знать принципы, а уметь ими пользоваться в практической деятельности, в практическом управлении. Поскольку принцип государственного управления призван вначале в научной, а потом в правовой форме выражать закономерности, отношения, взаимосвязи, объективно существующие в государственном управлении и имеющие особое значение для его организации и функционировании. Говоря о технологии выявления и обоснования принципов государственного управления, можно предложить следующие индикаторы, требования:

Информация о работе Государственное управление и современный менеджмент