Государственное регулирование природоохранной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

Государственному регулированию подлежат прежде всего состояние окружающей среды, т.е. совокупность природных и природно-социальных условий и процессов, природные ресурсы, как привлеченные в хозяйственный оборот, так и те, что в настоящее время не используются в народном хозяйстве (земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и другие природные комплексы) Государственной охране от отрицательного воздействия неблагоприятной эколо ской ситуации подлежат также здоровья и жизни людей.
Суть государственного регулирования охраны окружающей среды определяется экологической политикой государства Она должна быть направлена ??на перестройку отношений в системе \"человек - общество-окружающая высшему \"с целью поддержания и создания благоприятных экологических условий для проживания населения, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсах.

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 19.38 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственному  регулированию подлежат прежде всего состояние окружающей среды, т.е. совокупность природных и природно-социальных условий и процессов, природные ресурсы, как привлеченные в хозяйственный оборот, так и те, что в настоящее время не используются в народном хозяйстве (земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и другие природные комплексы) Государственной охране от отрицательного воздействия неблагоприятной эколо ской ситуации подлежат также здоровья и жизни людей.

 Суть  государственного регулирования  охраны окружающей среды определяется  экологической политикой государства  Она должна быть направлена ??на перестройку отношений в системе \"человек - общество-окружающая высшему \"с целью поддержания и создания благоприятных экологических условий для проживания населения, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсах.

 Государственное  регулирование этой сферы должно  обеспечивать со стороны государства  систему гарантий экологической  безопасности, в определенной степени  упорядочить систему управления  в области природопользования, закладывать  основы гармоничного согласования  экологических интересов общества  с интересами его экономического развития.

 Одним  из основных путей совместного  решения социально-экономических  и экологических проблем является  четкое функционирование механизма  охраны окружающей среды и  рационализации природопользования.

 Структурным  элементом хозяйственного механизма  рационального природопользования  является система управления Она должна обеспечивать выполнение следующих функций управления сферой природопользования, как организация, регулирование, контроль, прогнозирование, учет, экспертиза, надзор и др. Только при условии выполнения этих функций в необходимом объеме соответствующая организационная система может рассматриваться как, способные управлять.

 Формирование  указанной системы управления  предполагает внедрение в практику  экономического (в том числе планового), административного, законодательного  и других механизмов обеспечения  заинтересованности природопользователей  в сохранении и улучшении окружающей  среды, использовании и воспроизводстве его потенциал.

 Известно, что при заимствовании финансовых  ресурсов государством обеспечением  кредита является все, находящегося  в государственной собственности Все природные элементы, которые в совокупности образуют естественную составляющую национального богатства, являются объектами права собственности В экономическом смысле любой объект права собственности рассматривается как некий фонд стоимости существует в товарной или денежной формах.

Одним из направлений  экономической политики, природопользования являются разгосударствление и приватизация природного сектора, где материальным объектом права собственности выступает  земля Однако, пока процесс приватизации тормозится неопределенностью финансовых отношений по использованию природного пространства как сферы жизни, расселения и размещения производственного потенциала, т.е. его использования в бытовых и хозяйственных целях.

 

 Взаимодействие общества и  природы реально осуществляется  в процессе природопользования  как общественно полезной деятельности  человечества Она имеет несколько  взаимосвязанных между собой  направлений::

 

o использования  природного пространства как  сферы жизни населения, расселения  и размещения производственного  потенциала;

 

o использования  природных ресурсов с изъятием  и без изъятия;

 

o использования  природной среды для приема  отходов жизнедеятельности, а  также для рассеивания энергии  Указанные направления природопользования, если их рассматривать и в финансовом аспекте, обобщаются одним направлением - использованием природной составляющей национального богатства.

 Финансовые  отношения в сфере природопользования  должны обеспечиваться совокупностью  действующих нормативно-правовых  актов в сфере регулирования  и контроля за использованием природных ресурсов, охраной вокруг лля и соблюдения экологической безопасности.

С целью реализации функций государственного регулирования  охраны и рационального использования  природных ресурсов определены три  уровня управления: национальный, региональный и местный.

 

На национальном уровне к функций управления природоохранной деятельностью относятся:

o разработка  методологического, нормативно-методического  и правового обеспечения;

 

o проведение  государственной экологической  экспертизы и ее выполнение  на национальном уровне;

 

o создание  экономического механизма природопользования;

 

o регулирование  использования природных ресурсов  и предотвращения загрязнения  окружающей среды;

 

o государственная  политика относительно зон чрезвычайных  экологических ситуаций;

 

o определение  нормативов качественного состояния  природных ресурсов;

 

o формирования  и использования государственных  внебюджетных фондов охраны окружающей  среды;

 

o регулирования  использования ресурсов государственного  значения;

 

o государственный  контроль за соблюдением природоохранного законодательства, в том числе ядерной и радиационной безопасности;

 

o организация  взаимодействия с другими министерствами  и ведомствами по выполнению  требований природоохранного законодательства;

 

o осуществление  единой научно-технической политики  по охране и рациональному  использованию природных ресурсов;

 

o реализация  государственной политики по  сохранению биоразнообразия;

 

o обеспечения  экологической безопасности как  составляющей национальной безопасности  Украины;

 

o реализация  международных соглашений и выполнения  Украиной взятых на себя в  рамках этих соглашений обязательств  и поддержка межгосударственных  отношений в природоохранной  сфере;

 

o введение  единой государственной политики  и обеспечения процесса принятия  государственных решений экологической  информации (организация мониторинга,  внедрения информационных технологий, прогнозирование)

На региональном уровне управления природой и природопользования:

 

o регулируется  использование природных ресурсов  региона;

 

o вводится  экономический механизм природопользования;

 

o определяются  нормативы загрязнения природной  среды (устанавливаются нормативы  ПДВ, ПДС и размещение отходов);

 

o контролируется  соблюдение природоохранного законодательства;

 

o исследуется  состояние окружающей среды и  т.д..

 

 На местном уровне управления  природоохранной деятельностью:

 

o реализуются  решения соответствующих органов  местной власти;

 

o координируется  деятельность местных органов  управления по вопросам охраны  природной среды, предприятий,  учреждений и организаций и  т.п.;

 

o организуется  разработка местных экологических  программ;

 

o определяются  в установленном порядке нормативы  платы и размеры платежей за  загрязнение окружающей природной  среды и размещение отходов;

 

o организуются  сбор, переработка, утилизация и  захоронение промышленных, бытовых  и других отходов на своей  территории;

 

o организуются  экологическое образование и  экологическое воспитание граждан.

 

 Субъектами регулирования отношений в сфере природопользования на национальном уровне Верховная Рада Украины и Верховная Рада Автономной Республики Крым, Кабинет Министров Украины и правительство Автономной Республики Крым, Министерство охраны окружающей среды, Министерство экономики, Министерство образования и науки, Госкомстат, Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственный комитет гидрометеорологии, Госкомводхоз, Госкомлесхоз, Госкомгидромет, Госком-зем, Министерство здравоохранения, Министерство юстиции тощ.

 Субъекты  хозяйствования используют в  своей деятельности природные  ресурсы в порядке специального  или общего природопользования  соответственно Хозяйственного  Кодекса Украины, Земельного кодекса  Ук страны, Водного кодекса Украины, Кодекса Украины о недрах, Лесного Кодекса Украины, Законов Украины \"Об охране окружающей природной среды\", \"О растительном мире\", \"О животном мире\", \"Пр в охране атмосферного воздуха \"и охрану атмосферного ветра" и др.

 Субъекты  хозяйствования могут использовать  природные ресурсы на праве  собственности и на праве пользования  Порядок предоставления природных  ресурсов в собственность и  пользование гражданам и юридическим  лицам д для осуществления  хозяйственной деятельности определяются  земельным, водным, лесным и другим  социальным законодательством.


Информация о работе Государственное регулирование природоохранной деятельности