Германский федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 05:41, контрольная работа

Описание работы

Образование современного германского государства явилось результатом поражения фашизма во второй мировой войне.5 июня 1945 г. в Берлине была подписана декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, США, Англии и Временным правительством Франции, а 6 июня было опубликовано краткое изложение заключенных ранее соглашений: о зонах оккупации и о контрольном механизме в Германии. На Потсдамской конференции в июле-августе 1945 г. работа по созданию четырехстороннего контрольного механизма в Германии была в основном завершена.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 6
Заключение 27
ЛИТЕРАТУРА 30

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 38.53 Кб (Скачать файл)

 
                      План 
Введение        3 
Основная часть 6 
Заключение 27 
ЛИТЕРАТУРА        30 
 
                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Образование современного германского государства явилось  результатом поражения фашизма  во второй мировой войне.5 июня 1945 г. в Берлине была подписана декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении  Германии правительствами СССР, США, Англии и Временным правительством Франции, а 6 июня было опубликовано краткое  изложение заключенных ранее  соглашений: о зонах оккупации  и о контрольном механизме  в Германии. На Потсдамской конференции  в июле-августе 1945 г. работа по созданию четырехстороннего контрольного механизма  в Германии была в основном завершена. Контрольный совет, состоящий из главнокомандующих оккупационными войсками четырех держав, военные  администрации в зонах, межсоюзническая  комендатура Берлина, разделенного на четыре сектора, приступили к практической деятельности. Режим союзного управления продержался до 1949 г., когда произошел раскол страны и образовались два немецких государства: Федеративная республика Германия (7 сентября) и Германская демократическая республика (7 октября), просуществовавшая до 3 октября 1990 г.Конституция ФРГ (она именуется Основным законом), выработанная в 1948-1949 гг. и вступившая в силу 23 мая 1949 г. в качестве временной только для Западной Германии, стала 3 октября 1990 г. Основным законом для всей Германии. С ратификацией Договора об объединении между ФРГ и ГДР, который был подписан 31 августа 1990 г., и Договора  «Два плюс четыре» (СССР, США, Великобритания, Франция, с одной стороны, и ГДР и ФРГ, с другой) прекратилось действие прав и обязательств четырех держав-победительниц в отношении Берлина и Германии, а Германия в целом обрела полный суверенитет. Интеграция Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германии осуществилась путем добровольного присоединения. В результате ГДР исчезла с мировой арены как юридический и, в том числе, как международно-правовой субъект, став частью единой Германии. Единый Берлин был объявлен столицей ФРГ. Воссоздание единого германского государства произошло на основе первоначальной редакции статьи 23 Основного закона ФРГ. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что <в остальных частях Германии он должен вступить в силу по их присоединении>.Основной закон определил Федеративную Республику Германию как демократическое и социальное федеративное государства. ФРГ состоит из 16 земель, конституционный строй которых должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства. Положения Основного закона, касающиеся этих принципов, равно как и прав человека, разделения Федерации на земли и принципов участия земель в законодательстве, не могут быть изменены при внесении поправок в Основной закон. Для этого требуется принятие специального закона двумя третями голосов членов обеих палат парламента.

 

 

 

 

 

 

 

    Основная часть

Ныне Германия состоит  из 16 земель. Три из них представляют собой крупнейшие города - Берлин, Гамбург, Бремен (в состав этой земли входит и небольшой портовый город Бремерхафен - Бременская гавань в переводе). Гамбург  и Бремен представляют собой отдельные  земли не потому, что крупнее их нет (Франкфурт-на-Майне, Кельн, Дюссельдорф, наверно, им не уступают), а потому, что  в свое время, когда существовала Ганза, они были самостоятельными торговыми  городами-республиками. Федеративное устройство Германии можно считать  наследием эпохи феодальной раздробленности: Пруссия, присоединяя те или иные земли, представлявшие собой королевства, герцогства и т. п., нередко сохраняла  за ними определенную государственно-политическую обособленность. Федеративное устройство по Имперской конституции 1871 г., оформившей объединение Германии, и Веймарской конституции 1919 г. опиралось на эти  исторические единицы. Пруссия же по территории и численности населения  далеко превосходила все остальные  субъекты федерации подобно тому, как это имело место с Россией  в Советском Союзе. Союзные державы-победительницы упразднили Пруссию как государственное образование. Прочие земли частью были соединены с бывшими прусскими провинциями (например, Саксония-Ангальт), частью слиты (например, тогдашний Вюртемберг-Баден), а частью остались в границах прежних прусских провинций (Бранденбург) и прежних земель (Бавария). Это было сделано до образования ФРГ. Можно констатировать, что по сравнению с Веймарской республикой структура вновь созданной Федерации была оптимизирована, хотя определенная неравномерность между землями существует и теперь. Так, по площади крупнейшая земля Бавария (70,5 тыс. кв. км) превосходит самую малую - Бремен (0,4 тыс. кв. км) в 1.176 раз, а по численности населения крупнейшая земля Северный Рейн - Вестфалия (17,68 млн. жителей) больше самой малой земли - того же Бремена (0,68 млн. жителей) в 26 раз. Основной закон предусмотрел возможность дальнейшей оптимизации структуры Федерации. Если не считать увеличения ее в результате вхождения Саара в 1957 г. и пяти земель бывшей ГДР в 1990 г. (при том, что Западный Берлин объединился с Восточным), то переформирование имело место один раз: в 1952 г. три земли - Баден, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн - объединились, образовав нынешнюю землю Баден-Вюртемберг. Предусмотренная ст. 29 Основного закона процедура демократична, хотя и громоздка, но это последнее обстоятельство вряд ли можно считать недостатком, ибо поспешность здесь может быть только вредна. Впрочем, согласно ст. 118, указанное переформирование трех земель в одну произошло по упрощенной процедуре - посредством соглашения прежних земель. В 1994 г. в переходные и заключительные положения Основного закона была включена ст. 118-а, согласно которой переформирование на территории земель Берлин и Бранденбург также может иметь место в упрощенном порядке - путем соглашения обеих земель при участии их избирателей. Распределение компетенции между Федерацией и землями достаточно тщательно проработано в Основном законе, причем компетенция разграничена применительно к законодательству, исполнительной деятельности и финансам. В немецкой литературе Германия характеризуется как <кооперативная федерация>, поскольку имеет место институционально (прежде всего конституционно) оформленное сотрудничество Федерации и земель, а также земель между собой .Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач возлагаются ст. 30 Основного закона на земли, поскольку Основной, закон не содержит или не допускает иного регулирования. Это своеобразная форма презумпции компетенции земель, которая свидетельствует о принципиальной децентрализованности германской федерации.

Правильнее было бы сказать - <кооперационная>, ибо  никакие кооперативы в данном случае не имеются в виду. Но, к  сожалению, термин <кооперативный  федерализм> у нас уже укоренился Согласно ст. 31, федеральное право  имеет перевес над правом земель. Толкуется это положение, однако, ограничительно: оно действует только в случае, когда федеральное правотворчество  осуществляется в рамках федеральной  компетенции.Землям принадлежит право  законодательства (ст. 70), поскольку  Основным законом законодательные  полномочия не передаются Федерации, а  разграничение компетенции между  Федерацией и землями определяется положениями Основного закона об исключительном и конкурирующем  законодательстве. Здесь, таким образом, сформулирована презумпции законодательной  компетенции земель.В сфере исключительного  законодательства Федерации земли  могут законодательствовать лишь тогда  и постольку, когда и поскольку  они прямо уполномочены на это  федеральным законом (ст. 71). К этой сфере ст. 73 отнесла 12 позиций (иностранные  дела, оборону, федеральное гражданство, свободу передвижения, почтовую и  телесвязь и др.).В сфере конкурирующего законодательства, согласно ст. 72, земли  могут законодательствовать тогда  и постольку, когда и поскольку  по соответствующим вопросам отсутствуют  федеральные законы. Федерация же должна законодательствовать в этой сфере тогда и постольку, когда  и поскольку это в общегосударственных  интересах необходимо для установления равноценных условий жизни на федеральной территории либо сохранения правового или экономического единства. Федеральным законом можно определить, что федеральное законодательное  регулирование, необходимость в  котором отпала, может быть замещено правом земель. Статья 74 определяет сферу конкурирующего законодательства, перечисляя 28 позиций (гражданское, уголовное, уголовно- исполнительное право, судоустройство и судебный процесс, адвокатура, нотариат, юридическое консультирование, акты гражданского состояния, право союзов и собраний, пребывание и поселение иностранцев, производство и использование ядерной энергии в мирных целях и др.). При этом установлено, что законы об ответственности государства, которая включена в указанный перечень, нуждаются в согласии Бундесрата.

Все остальные, этого  не требуют. В ст. 74-а дополнительно  установлено, что оплата и снабжение  лиц, состоящих на публичной службе в публично-правовом отношении службы и верности, включая федеральных  и земельных судей, входят в сферу  конкурирующего законодательства, если не находятся в сфере законодательства исключительно федерального, и что  законы по этим вопросам принимаются  с согласия Бундесрата.В ст. 75 установлено  право Федерации издавать рамочные предписания для законодательства земель при наличии тех же условий, что и в сфере конкурирующего законодательства. Сфера рамочной компетенции  содержит шесть позиций (общие принципы высшего образования, общие правоотношения печати, распределение земельных  участков, водное хозяйство, защита природы  и др.). Рамочные предписания могут  вдаваться в подробности регулируемых отношений или содержать нормы  прямого действия лишь в исключительных случаях. В случае издания Федерацией рамочных предписаний земли должны привести свои законы в соответствие с ними в течение установленного законом соразмерного срока. И здесь  Федерация может констатировать отпадение необходимости в федеральном  регулировании. В тех случаях, когда в силу изменения соответствующих статей Основного закона соответствующие вопросы ушли из федеральной компетенции, продолжает действовать федеральное право, но может заменяться правом земель (ст. 125-а). Сомнения по этому вопросу разрешаются Федеральным конституционным судом (ст. 126).Согласно ст. 83, исполнение федеральных законов возложено на земли, поскольку Основной закон не определяет или не допускает иного, т. е. опять же презюмируется компетенция земель. В этой связи, по ст. 84, они регулируют учреждение властей и административное производство, если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми с согласия Бундесрата. Федеральное правительство может с согласия Бундесрата издавать общие административные предписания. Федеральное правительство осуществляет надзор за тем, чтобы земли исполняли федеральные законы согласно действующему праву. С этой целью оно может направлять уполномоченных в верховные органы власти земель и с их согласия, а если согласие не дается, то с согласия Бундесрата - также в их нижестоящие органы.

Если недостатки в исполнении федеральных законов  в землях, выявленные Федеральным  правительством, не устраняются, то Бундесрат  по инициативе Федерального правительства  или земли постановляет о том, имело ли место нарушение землей права. Это постановление может  обжаловаться в Федеральный конституционный  суд. Принятый с согласия Бундесрата федеральный закон может возложить на Федеральное правительство полномочие давать в особых случаях отдельные указания по исполнению федеральных законов. Кроме случаев, которые Федеральное правительство сочтет неотложными, указания должны направляться верховным органам власти земель. Если земли исполняют федеральные законы по поручению Федерации, то, согласно ст. 85, учреждение органов для этого остается делом земель, поскольку иное не предписано федеральным законом, принятым с согласия Бундесрата. Федеральное правительство может с согласия Бундесрата издавать общие административные Предписания и регулировать единообразную подготовку чиновников и служащих. Руководители властей среднего уровня должны назначаться с его согласия. Власти земель подчиняются указаниям компетентных верховных федеральных властей. Указания, кроме неотложных, по мнению Федерального правительства, случаев, должны направляться верховным органам власти земель, которые обеспечивают исполнение указаний. Федеральный надзор распространяется на законность и целесообразность исполнения. С этой целью Федеральное правительство может запрашивать отчет и документы и направлять уполномоченных во все органы. Часть федеральных законов исполняется Федерацией через ее собственную администрацию либо через непосредственно федеральные корпорации или учреждения публичного права, и для этого Федеральное правительство, если федеральным законом не установлено иного, издает общие административные предписания, регулируя и учреждение органов (ст. 86).Федерация путем принятия с согласия Бундесрата соответствующего закона может поручать землям исполнение федеральных законов, которое изначально должна осуществлять сама. Это, в частности, относится к сфере ядерной энергии (ст. 87-в), транспортным артериям (ст. 87~г, 87-е, 89, 90), причем управление автострадами может поручаться даже органам местного самоуправления. Отношения с иностранными государствами отнесены ст. 32 к ведению Федерации, однако если заключаемый международный договор затрагивает особые отношения какой-либо земли, эта земля должна быть своевременно выслушана. Впрочем, в пределах своей законодательной компетенции и с согласия Федерального правительства земли и сами могут заключать договоры с иностранными государствами.Все власти Федерации и земель оказывают взаимную правовую и служебную помощь (ст. 35). Для поддержания или восстановления общественной безопасности или порядка земля в особых случаях может призывать в помощь своей полиции силы и учреждения Федеральной пограничной охраны. В случае же природной катастрофы или при особо тяжелой аварии земля может призвать на помощь полицейские силы других земель, силы и учреждения других администраций, а также Федеральную пограничную охрану и Вооруженные силы. Если природная катастрофа или авария угрожает территории более чем одной земли, то Федеральное правительство в случае необходимости может дать правительствам земель указание предоставить полицейские силы в распоряжение другой земли, а также использовать для поддержки полицейских сил подразделения Федеральной пограничной охраны и Вооруженных сил. Однако в любое время по требованию Бундесрата и во всяком случае незамедлительно по устранении опасности Федеральное правительство должно отменить эти меры. Сходное регулирование предусмотрено в ст. 91 на случай опасности, угрожающей существованию или свободному демократическому строю Федерации или земли. Статья 36 предписывает высшим федеральным властям в соразмерном числе использовать чиновников из всех земель.

Для прочих федеральных  органов чиновников следует, как  правило, привлекать из той земли, в  которой они действуют. Законы об обороне должны учитывать деление  Федерации на земли и их особые земляческие отношения.Если земля  не выполняет своих федеральных  обязанностей, возложенных Основным законом или другим федеральным  законом, Федеральное правительство  с согласия Бундесрата может принять  необходимые меры, чтобы путем  федерального принуждения побудить землю к выполнению ее обязанностей. Для этого Федеральное правительство  или его уполномоченный наделяется правом давать указания всем землям и  их властям. Интересное регулирование содержится во включенном в Основной закон в 1969 г. разд. УШ-а. Здесь предусмотрены формы сотрудничества Федерации и земель в социально-экономической сфере. Согласно ст. 91-а, Федерация оказывает содействие землям в выполнении их задач, если эти задачи важны для всего-общества и участие Федерации необходимо для улучшения условий жизни. Это относится к развитию и строительству высших школ, включая их клиники, к улучшению региональной структуры хозяйства, аграрной структуры и защиты побережий. Данные задачи конкретизируются принимаемым с согласия Бундесрата федеральным законом, который должен содержать общие принципы для выполнения совместных задач Федерации и земель. Закон предусматривает процедуру и учреждения для совместного рамочного планирования, осуществляемого с согласия соответствующих земель. Федерация при этом берет на себя половину или не менее половины всех расходов . На основе соглашений Федерация и земли, по ст. 91-6, могут сотрудничать в планировании образования и в содействии научным "исследованиям, значение которых выходит за региональные рамки. В 1993 г. принят Закон о сотрудничестве Федерации и земель в делах Европейского союза. Финансовые отношения. Согласно ст. 104-а Основного закона, Федерация и земли несут свои расходы, как правило, раздельно. Если земли действуют по поручению Федерации, соответствующие расходы ложатся на нее. Федеральные законы, гарантирующие денежные выплаты и подлежащие исполнению землями, могут полностью или частично возлагать эти выплаты на Федерацию. Если законом предусмотрено, что Федерация несет половину расходов или более, он исполняется по поручению Федерации.

Если же четверть или более расходов ложится на земли, принятие закона требует согласия Бундесрата. Федерация может предоставлять землям финансовую помощь для особо важных земельных и общинных инвестиций, необходимых для преодоления нарушений общеэкономического равновесия, для компенсации различия экономической силы на федеральной территории или для содействия экономическому росту. Федерация и земли несут административные расходы своих органов и отвечают друг перед другом за надлежащее управление. В ст. 105 распределена финансовая компетенция между Федерацией и землями. Федерации принадлежит исключительное право законодательствования о таможенных пошлинах и финансовых монополиях.

Информация о работе Германский федерализм