Функции современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Следует отметить, что реформы и преобразования последних лет не обошли и такой предмет, как теория государства и права. Слишком очевиден разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали состояние и развитие человеческого общества вообще, российского общества в частности.
В настоящее время существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..3

Глава 1. Понятие и классификация функции государства…………….4

Глава 2. Внутренние функции………………………………………… 11

Глава 3. Внешние функции……………………………………..………14

Глава 4. Формы и методы осуществления функций государства……16

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..18

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

ТГП курсовая работа. Баринов Д.В. .doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

В соответствие с классификацией функции, основывающейся на принципе разделения властей, функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной (представительной), исполнительной и судебной.

В Конституции РФ[1] разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны.[2] Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции  обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

Рассматривая все эти вопросы, необходимо обязательно учитывать следующее обстоятельство:

Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Внутренние функции государства

 

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям современного Российского государст­ва можно отнести следующие:

1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение
правопорядка;

2) экономическая;

3) налогообложения;

4) социальной защиты;
       5) экологическая;

6) культурная.

 

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспе­чения правопорядка — это деятельность государства, направлен­ная на защиту интересов личности и общества, на реальное вопло­щение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направ­ление деятельности государства должно быть связано с более на­дежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

 

Экономическая функция заключается в выработке и государст­венной координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме. На разных этапах существования общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управ­ления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономически­ми методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулирова­нию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

 

Функция налогообложения выступает самостоятельной основ­ной функцией Российского государства, ибо налог все больше ста­новится главным методом новой системы управления, универ­сальным регулятором, который используется не только в эконо­мической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внеш­неполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных осущест­влять эту функцию (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового зако­нодательства).

 

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Эта функция выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержки. Речь идет прежде всего об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объек­тивных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и т.д. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строитель­ство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

Экологическая функция — это относительно новое направление деятельности российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в раз­работке природоохранного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования. Государ­ство берет на себя обязательства перед своими гражданами по обес­печению нормальной среды обитания, закрывает в случае необхо­димости экологически вредные предприятия, штрафует наруши­телей закона и т.д.

 

Культурная функция призвана обеспечить культурный и обра­зовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и до­стижениями. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Внешние функции государства

 

 

Внешние функции государства — это основные деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Они тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в совре­менном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного Российского государства относятся следующие: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; З) сотрудничество с другими государствами и т.п.

 

Функция обороны страны имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня оборо­носпособности, отвечающего требованиям национальной безопас­ности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России во­оруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной доктрины, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т.п. О необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские собы­тия, когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносило ракетно-бомбовые удары по суверен­ной Югославии.

 

Функция поддержания мирового порядка связана с деятельнос­тью российского государства по предотвращению войны, разору­жению, сокращению и ликвидации химического и ядерного ору­жия, укреплению обязательного для всех режима нераспростране­ния оружия массового уничтожения и новейших военных техно­логий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных кон­фликтов, о включении ее Вооруженных сил в миротворческие опе­рации.

 

Функция сотрудничества с другими государствами проявля­ется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармо­нично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств. Она призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, об­мена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Внешняя деятельность государств, в том числе и России, в со­временных условиях может оказаться эффективной и плодотвор­ной лишь при условии, что она будет базироваться на международ­но-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, со­циально-экономических, культурных и иных особенностей и ин­тересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Формы и методы осуществления функций государства

 

Формы осуществления функций государства — это деятель­ность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

       Различают правовую и организационную формы. Первая, в от­личие от второй, есть деятельность государственных органов, свя­занная с принятием правовых актов и влекущая юридические пос­ледствия. К правовой форме относят:

1) правотворческую деятельность (по подготовке и изданию
нормативных актов);

2) правоприменительную деятельность (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это по
вседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

3) правоохранительную деятельность (по защите прав и свобод
человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и
привлечению к юридической ответственности виновных лиц
и т.п.).

Прокомментируем названные формы на примере осуществле­ния экологической функции современного Российского государст­ва. Так, первоначально законодательные органы должны принять соответствующую нормативно-правовую базу (Закон «Об охране окружающей природной среды» и т.п.). Затем создаются и дейст­вуют соответствующие органы с соответствующей компетен­цией — Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, подобные комитеты в субъектах Федерации и др. В случае же природоохранных правонарушений вступают в действие специ­ализированные правоохранительные структуры — спецпрокура­тура, спецмилиция и т.д.

К организационной форме относят:

1)              организационно-регламентирующую деятельность (текущая
работа определенных структур по обеспечению функционирова­ния органа) - государства, связанную с подготовкой проектов доку­ментов, организацией выборов и т.п.);

2)              организационно-хозяйственную деятельность (оперативно-
техническая и хозяйственная, связанная с бухгалтерским учетом,
статистикой, снабжением и т.д.);

3)              организационно-идеологическую деятельность (по идеологи­ческому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением издаваемых нормативных актов,
формированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют убеждение и при­нуждение, поощрение и наказание и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Конечно, такая тема как “функции государства” будет актуальной и через несколько десятков и даже сотен лет, пока существует такой институт как государство. По данной теме существует множество вопросов, часть из которых я попытался раскрыть в данной работе. Это такие как: более подробная проработка каждой из приведенных в классификации функций,  анализ  различных теорий классификации функций государства, обработка и анализ материалов последних лет относительно данной темы   и многие другие.  Я думаю, что данная тема еще не “исчерпала” себя, и еще будет подвергнута всестороннему анализу в различных рефератах и научных работах.

Информация о работе Функции современного государства