Функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Понятие функции права. Система и классификация функций права. Анализ отдельных функций права. Формы реализации функций права. Раскрытие современных взглядов на функции права.

Содержание работы

Введение...................................................................................................3
Глава 1. Понятие и классификация функций права......................4
1.1 Понятие функции права..........................................................................4
1.2 Система и классификация функций права......................................................7
1.2.1 Общеправовые функции права.................................................................8
1.2.2 Общесоциальные функции права...........................................................12
Глава 2. Реализации функций права.............................................16
2.1 Формы реализации функций права......................................................16
2.1.1 Информационная форма...........................................................................16
2.1.2 Ориентационная форма...........................................................................17
2.1.3 Правовое регулирование.........................................................................17
2.2 Деятельность ОВД по реализации функций права.............................18
Заключение............................................................................................22
Список использованной литературы...............................................24

Файлы: 1 файл

КУРСовая.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

             Экологическая функция права

     Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, характерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

     Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические закономерности во взаимодействии общества и природы и закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.

     Основными объектами экологической функции  права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д.

     В целях ее реализации принимаются  федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.

     Следует отметить, что появление экологической  функции связано не с тем, что  экономическая функция оказалась  не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных проблем его существования.

     Восстановительная функция права

     Нередки случаи, когда с помощью правовых средств восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, он вновь становиться обладателем тех прав, которых он был лишен (например, лицо восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, возвращается утраченное имущество или права на него).

     Реализация  восстановительной функции часто  осуществляется в форме отмены принятого  правового акта или юридически значимого  действия.

     Нормы, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных документах.

     Следует согласиться с определением восстановительной  функции как относительно обособленного  воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение  людей, направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права. Приведение в первоначальное (прежнее) состояние может выражаться в отмене незаконных решений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица, восстановлении нарушенного общественного порядка и т.п.

     Идеологическая  функция права

     Идеологическая  функция отражает способность права  воплощать в жизнь идеологию  индивидов и из объединений, оказывать  влияние на их мысли и чувства. В той мере, в какой в праве выражаются соответствующие интересы личности предписания, оно получает психологическую поддержку общества, поэтому одной из задач воспитательной функции права является воспитание правового сознания граждан, осознания необходимости соблюдения норм права.

     Исходя  из этого, идеологическую функцию называют также воспитательной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 2.  Реализации функций  права 

        2.1  Формы реализации функций права 

         Хотя  право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время  не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно.

     Рассмотрим  формы реализации функций права.

     Функция права - это правовое воздействие, которое  состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования.

     В соответствии с этими формами  выделяют три формы реализации функций  права:

     - информационную форму,

     - ориентационную форму,

     - правовое регулирование. 

       2.1. 1 Информационная форма 

     Информационная  форма реализации функций права  состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.

     Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.

     Правовая  информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Не случайно на повестку дня была поставлена задача организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах. 

       2. 1.2 Ориентационное воздействие 

     Дело  в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан  позитивных правовых установок, которые  образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.

     Сущность  правовой установки в правовой сфере  можно определить как предрасположенность  личности к восприятию норм права, его  оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

     Ориентационное  правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок  и представляет собой двуединый  процесс: формирование установок - с  одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой. 
 

          2.1.3 Правовое регулирование 

     Центральное место в системе правового  воздействия занимает правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.

     Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения  следующих принципиальных положений:

     - условий эффективности регулирования;

     - процесса правового регулирования;

     - социальных результатов регулирования.

     Условия эффективности правового регулирования  подразделяются на объективные и  субъективные.

     Объективными  условиями являются: социально-экономическое  состояние, система хозяйства, формы  собственности и т. п.

     К субъективным - относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.

     Процесс правового регулирования состоит  из трех взаимосвязанных стадий.

     Первая  стадия - это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических норм.

     Вторая  стадия - возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений). Смысл  данной стадии - переход от общих  предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц.

     Третьей - завершающей стадией процесса правового  регулирования является реализация норм права (юридический результат  регулирования). Она заключается  в фактическом использовании  лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.

     Социальный  результат регулирования - это, главным  образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных  явлений. 

      2.2 Деятельность органов внутренних дел по реализации функций права 

     Органы  внутренних дел участвуют в реализации всех без исключения функций права. Однако формы, методы и степень этого  участия в реализации каждой конкретной функции различна.

       Наиболее значительна роль органов внутренних дел в реализации охранительной функции права. В принципе деятельность органов дел в своей большей части направлена на осуществление охранительной функции. Это объясняется совпадением общих целей и задач, стоящих перед органами внутренних дел, и охранительной функции права. Известно, что цель охранительной функции - -охрана существующих общественных отношений. Правовые запреты и санкции норм права призваны защищать политические, экономические, социальные интересы субъектов права, обеспечить правовую возможность охраны личных прав граждан и т.д. На достижение этих целей направлена и деятельность органов внутренних дел. В их структуру входят  соответствующие подразделения, они занимаются выявлением, пресечением, расследованием правонарушений во всех указанных сферах общественной жизни. Когда говорят, что ОВД обеспечивают охрану закона и правопорядка, это означает, что они обеспечивают соблюдение установленных правовых запретов, реализуют санкции правовых норм, привлекая виновных к ответственности, т.е. являются  активными участниками охранительных правоотношений в качестве субъектов охранительной деятельности.

     Очень важна деятельность органов внутренних дел по реализации регулятивной функции  права. Во-первых, они сами являются одним из субъектов исполнения правовых предписаний, участвуя в многочисленных  правомерных отношениях. Это выражается в таких действиях, как, например, заключение различных договоров  с предприятиями и учреждениями по поставкам необходимой военной, промышленной и продовольственной продукции, в выполнении предписаний соответствующих органов власти, предоставлении отчетности.

     Во-вторых, органы внутренних дел активно занимаются ведомственным нормотворчеством, т.е. создают регулятивные нормы, необходимые  как для собственной деятельности, так и для регулирования деятельности других субъектов права. Например издают акты по вопросам пожарной безопасности, лицензионно-разрешительной деятельности, регистрации граждан, безопасности дорожного движения, в которой содержится большое число регулятивных норм, порождающих впоследствии множество регулятивных правоотношений.

       Как видно из приведенных примеров, органы внутренних дел, реализуя основные функции права, регулятивную и правоохранительную, выступают как исполнители правовых требований, как активные участники регулятивных и охранительных отношений. Одновременно они действуют как субъекты нормотворческой деятельности, т.е. выступают в качестве источника  регулятивных правовых норм. Данное обстоятельство подчеркивает весьма важную роль органов внутренних дел в нормотворческом процессе, характеризуя их не только сугубо исполнительными, охранительными органами власти, но и органами, осуществляющими регулирование общественных отношений правилоустановительными,  дозволительными методами.

     Весьма существенна роль органов внутренних дел и в реализации других функций права. Особенно она активна в осуществлении воспитательной и экологической функций.

     Известно, что правовое воспитание включает в  себя широкий спектр мероприятий. Проводимых государственными и общественными организациями. Органы внутренних дел * одни из самых активных участников этого процесса. Они осуществляют пропаганду правовых знаний, для чего организуют издания различных книг, брошюр, статей на правовые темы, ведут правовую работу в учебных заведениях. По месту жительства, разъясняя требования вновь принятых и уже действующих нормативных актов.

     Сотрудники  органов внутренних дел выступают  по радио, телевидению, на страницах  газет и журналов по вопросам профилактики правонарушений, разъясняют  требования законодательства, обсуждают законопроекты и т.д

Информация о работе Функции права