Функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 06:31, контрольная работа

Описание работы

В мире всегда существовало и существует множество различных мнений, объясняющих данное определение. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данные функции. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного вопроса. Исходя из выше сказанного, основная цель моей работы - проанализировать и исследовать функции права. Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
- рассмотреть различные определения функций права; - определить понятие функции права; - изучить классификацию функций права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие функции права……………………………………………...............5
2. Классификация функций права…………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ТГП.rtf

— 155.91 Кб (Скачать файл)

Системный подход к исследованию процессов и явлений образует одну из отличительных особенностей современной науки, современного научного мышления. Сегодня существует достаточно оснований утверждать, что в науке сложилось вполне определенное понятие системы вообще. К числу ее признаков относят прежде всего внутреннюю целостность, совместимость свойств, наличие подсистем (элементов) и их взаимодействие, устойчивость и взаимодействие с внешней средой и т.п.

Восприятие права как системы «позволяло рассматривать и функции права в качестве системного целого». Анализ функций права как единой целостной системы не только дает возможность сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций, обеспечить «приращение» таких знаний, но и позволяет глубже, полнее понять содержание каждой функции. «Возможности познания остаются крайне ограниченными, если оно не поднимается выше уровня единичности и непосредственности бытия предмета, если за отдельными явлениями оно не стремится отыскать системы явлений...».

Система функций права -- сложное, многоплановое, многоуровневое, иерархичное и в определенной степени динамичное образование. При ее построении за основу представляется целесообразным принять общесоциальную функцию права, которая отражает взаимосвязь, определяет порядок включения одной системы (права) в другую, более широкую систему (общество).

Системный подход предполагает рассмотрение общества в качестве целостного (т.е. также системного) образования, обладающего сложной многоуровневой структурой, функционирующего на основе саморегуляции и развивающегося через разрешение внутренних противоречий. Право, являясь специфической подсистемой общества, в результате реализации некоторой системы функций, обусловленных функционирующей в обществе системой права, в конечном итоге и обеспечивает воздействие на общественные отношения в нужном направлении.

В соответствии с элементами, из которых состоит правовая подсистема, систему функций права представляется возможным подразделить на пять групп (подсистем): общеправовые (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права); отраслевые (свойственные только одной конкретной отрасли права); функции правовых институтов (свойственные конкретному институту права); функции норм права (свойственные конкретному виду норм права).

Вопрос о соотношении функций права различных уровней имеет важное значение, так как структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в большей степени, чем соответствующие функции семейного и земельного права.

Кроме того, следует иметь в виду, что общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Эта возможность представляется лишь наряду с анализом содержания иных групп функций права.

Так, компенсационное воздействие права осуществляется посредством одноименной межотраслевой функции гражданского, трудового и некоторых других отраслей права. Карательное воздействие осуществляется соответствующей функцией уголовного права и т.д.

Условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находящиеся в рамках самого права) и внешние (находящиеся за его пределами). Внутренние критерии (основания) классификации функций права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации.

Неразрывная связь функций права с собственно правовой материей обусловливает существование собственно юридических (специально-юридических) функций: регулятивной и охранительной. Обе они -- имманентные праву функции, которые, собственно, и характеризуют его как специфическое, качественно самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что существование права как социального явления обусловлено именно необходимостью осуществлять эти функции.

Внешним объективным критерием классификации функций права являются различные типы общественных отношений, определяющие назначение права.

Общество как чрезвычайно сложное целое подразделяется на определенные сферы, типы общественных отношений. Абстрагируясь от более дробной детализации, можно выделить три основные сферы или системы -- экономическую, политическую и духовную. В соответствии с этими сферами выделяются три функции: экономическая, политическая и воспитательная. Эти функции права можно назвать социальными.

В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу, политическая -- на политическую, воспитательная -- на духовную. При этом следует иметь в виду, что социальные функции -- это специфический ракурс права, где регулятивная и охранительная функции «соединяются» в обособленной, но однородной сфере социальных отношений. Именно поэтому в рамках отдельного вопроса рассматривается содержание собственно-юридических функций права.

Заканчивая рассмотрение системы функций права, обратим внимание на то, что ее не следует рассматривать как законченное, закостенелое образование. Так, «варварское» отношение государства и общества к природе в настоящее время привело к крайнему обострению экологических проблем и фактически поставило под угрозу существование цивилизации. В этих условиях чрезвычайно важное и относительно самостоятельное место в системе общественных отношений заняла экологическая сфера, что позволило отдельным ученым выступить с обоснованием существования экологической функции права.

Общее правило здесь таково: если та или иная сфера общественной жизни становится основной, общезначимой, регулируется в той или иной степени нормами всех отраслей права, то оказывается правомерным ставить вопрос о существовании соответствующей социальной общеправовой функции.

Таким образом, функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права:

Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе. Функции - это «свечение» сущности права в общественных отношениях.

Функции права - это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.

Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие. Еще Гёте говорил: «Функция - это существование, мыслимое нами в действительности».

Постоянство, как необходимый признак функции, характеризует непрерывность, длительность ее действия.

 

 

 

 

 

 

2. Классификация функций права

 

Классификация функций права и их характеристика. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную), и

2) внутренние.

Функции права могут подразделяться на виды и в зависимости от того, какие основные задачи они решают. При данной классификации выделяются такие направления правового воздействия, которые выражают специфику права как регулятора общественных отношений, его юридическое значение для этих отношений.

Важнейшая задача системы права любой цивилизованной страны -- упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.

В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общем или конкретных правонарушениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц -- во всех этих формах проявляется его основное социальное назначение -- регулировать общественные отношения.

Особенности этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей на основе наиболее целесообразных норм. Когда речь идет о регулятивной функции, то имеется в виду способность права предписывать, указывать варианты поведения его субъектам, воздействовать на волю, безотносительно к определенной социальной сфере, как это имеет место в реализации конкретных социальных функций.

Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения следующим образом:

Во-первых, путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан.

Во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах. В результате правового регулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественных отношений, отвечающий Интересам всего населения страны. В праве заложены возможности изменения и совершенствования существующих отношений, а также возможность вызывать к жизни новые общественные отношения, потребность в которых возникает на каждом конкретном этапе общественного развития (например, закрепление в законодательных актах разнообразных форм собственности в период перехода от тоталитарного к демократическому правовому государству).

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего юридически утверждает, возводит в разряд «неприкосновенных» те общественные отношения, которые представляют собой фундамент стабильности общества, выражают в целом его интересы и интересы отдельной личности.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе -- в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике и других сферах общественной жизни.5

Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются: определение посредством норм права право-, дееспособности (правосубъектности) граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Необходимость в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет функционировать общество. Право как юридическое явление существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное направление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция права -- это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и иных общественных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому -- на вытеснение отношений, чуждых данному обществу.

Информация о работе Функции права