Функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристика функций права. Задачи курсовой работы:
- изучить понятие функций права;
- рассмотреть систему функций права;
- дать характеристику функциям права.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы функций права
1.1. Понятие функции права
1.2. Полемика ученых в отношении понятия функции права
Глава 2. Система функций права
2.1. Классификация функций права
2.2. Характеристика функций права
Глава 3. Современный подход к характеристике функций права
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Функции права2.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Политическая функция  права заключается, прежде всего, в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений.

Воспитательная функция  права представляет собой результат  способности права выражать идеологию  определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функции права является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.

Компенсационная функция права. Это очень важное направление действия права. В нем заключается весьма существенная особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости. Компенсационная функция права, поэтому очень тесно связана с восстановительной. Вместе с тем это не тождественные функции. Различия между ними состоят, прежде всего, в формах, методах и правовых последствиях реализации. Важную роль в различии играют и правовые основания этих направлений воздействия, хотя они в отдельных случаях имеют одну и ту же причину. Например, в случаях незаконного увольнения (причина) наблюдается одновременная реализация восстановительной и компенсационной функций: восстановление на службе и компенсация за вынужденный прогул. Различие между компенсационной и восстановительной функцией очень часто просматривается в гражданском законодательстве. В нем восстановление положения, существовавшего до нарушения права, нередко не связывается с возмещением убытков (ст. 14 ГК РБ).

Гражданский кодекс РБ, охраняя честь и достоинство граждан (ст. 152), обязывает виновную сторону именно возместить (компенсировать) моральный вред, причиненный потерпевшему, так как восстановить нарушенное право другими способами невозможно (например, за переживания лица в случаях распространения порочащих его сведений). Конституция Республики Беларусь также предусматривает компенсацию за принудительное отчуждение имущества для государственных нужд (ст. 44), за вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, за причиненный ущерб пострадавшим от преступлений.

Ограничительная функция  права. Наличие у права ограничительной  функции связано с его назначением  быть регулятором общественных отношений. Чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе складывались более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определенные ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым вседозволенность, анархию и произвол. Эти ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, в других правовых предписаниях. Так, Конституция РБ, разрешая идеологическое многообразие (ст. 4), одновременно ограничивает возможности создания любых партий, организаций и движений. Конституция прямо говорит (ч. 3 ст. 5.), что запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Конституция Республики Беларусь, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, вместе с тем подчеркивает, что их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 23), т.е. вводит конституционные начала в возможности ограничения прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и свободы других граждан. В развитие этого положения Конституция РБ в ст. 23 прямо устанавливает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Ограничения прав и свобод граждан предусматриваются и другими статьями Конституции РБ. Например, ст. 64 (в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы); ст. 63 (возможность ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного и военного положения).

Восстановительная функция  права занимает особое ценностное место  в механизме правового воздействия. С помощью правовых средств очень  часто восстанавливается прежнее  правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращается его имущество, он восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный порядок и т.д. Реализация восстановительной функции нередко осуществляется в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия (отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру и т.п.). Ст. 9 ГК РБ предусматривает «восстановление положения лица, потерпевшего от злоупотребления». Соответствующие нормы трудового права являются важным гарантом восстановления лица на прежнем месте работы и т.д.

Информационная функция  права позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать от тех объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречат интересам общества. Трудно переоценить информацию, содержащуюся в Конституции Республики Беларусь: Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (ст. 1);  столица Республики Беларусь – город Минск (ст. 20); территория Республики Беларусь делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы (ст. 9) и т.д. Достоверность такой информации, содержащейся в Конституции, не может заменить ни одна книга.

Благодаря знакомству с  правовыми актами граждане узнают о  структуре органов власти и управления, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка. Нормы уголовного права, например, информируют граждан об охраняемых уголовным законом материальных и духовных ценностях, последствиях нарушения установленных запретов. Нормы трудового права - о правах и обязанностях руководителя и работника и т.д.

Экологическая функция  права. Основными объектами экологической  функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д. В целях ее реализации принимаются республиканские законы, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти административных субъектов и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.

Важная роль принадлежит  правоохранительным органам: прокуратуре, суду, милиции, осуществляющим применение мер воздействия к правонарушителям в сфере экологии (штрафы, взыскание ущерба, изъятие орудий правонарушений, лишение свободы и т.д.). Следует отметить, что появление экологической функции связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных проблем его существования. У права в данном случае своя ниша решения этой важной задачи - юридическое, рамочное воздействие на экологическую сферу. Причем в условиях роста опасности экологической катастрофы значение правовой защиты населения будет неизменно возрастать.

Следует отметить, что  Конституция Республики Беларусь (ст. 46) закрепила в качестве основного конституционного права граждан Республики Беларусь их право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.

Функция регулирования  социальных отношений и обеспечения  социальных прав. Важнейшими объектами  социальной функции права являются трудовые, пенсионные отношения, медицинское обеспечение граждан, сфера науки, образования, культуры, закрепления льгот для различных слоев населения. Так, ст. 45 Конституции РБ предоставляет право каждому гражданину гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда. Ст. 49 Конституции РБ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, общего среднего и профессионально-технического образования. Из приведенных (и других) положений усматривается, что Конституция РБ весьма широко охватывает социальную сферу, закрепляет и регулирует важные стороны социальной и культурной деятельности людей.

В развитие конституционных  положений отраслевое законодательство конкретизирует и расширяет возможности граждан пользоваться социальными благами, избирать вид трудовой деятельности, получать образование, медицинскую помощь, пенсию, выбирая наиболее удовлетворяющий их вариант, вид и форму.

Глава 3. Современный подход к характеристике функций права

 

В качестве основания  для выделения основных и иных общих функций права может  служить двуединый критерий, включающий в себя две стороны воздействия  права на общественные отношения: его  характер и цель.

Говоря о первой стороне данного критерия — характере воздействия права, необходимо четко разграничивать органически взаимосвязанные, но не полностью совпадающие между собой понятия «воздействие права» и «правовое регулирование» (С. С. Алексеев, М. И. Байтин, А. М. Витченко, А. В. Мицкевич и др.). Первое из названных понятий шире по объему и включает в себя, во-первых, правовое регулирование как воздействие права на отношения между людьми специально-нормативными, специфически юридическими средствами (правовые нормы, формы-источники права, правоспособность, дееспособность, правосубъектность, акты применения права и иные юридические факты, правоотношения, субъективные права и обязанности сторон, юридическая ответственность и т. п.); во-вторых, общесоциальное, духовное, культурное, воспитательное и т. п. воздействие, свойственное морали, науке, искусству и всякому иному надстроечному явлению, в том числе и праву (правосознание, правовая культура, правовое воспитание и т. д.). Правовое регулирование, следовательно, представляет собой основную, важнейшую часть правового воздействия на общественные отношения [4, с. 14].

Сообразно этому по характеру  воздействия на общественные отношения  у права выступает на передний план главная, определяющая смысл его  существования как особой нормативной системы функция правового регулирования, кратко именуемая регулятивной. Данная функция на основании сочетания характера воздействия права со второй стороной двуединого критерия рассматриваемой классификации — целью этого воздействия (статической, динамической, охранительной) получает практическое воплощение в трех общих основных, собственно юридических, функциях права, распространяемых на действующую систему права в целом: регулятивно-статической, регулятивно-динамической и регулятивно-охранительной. Вишневский А.Ф. также предлагает более оправданным признать две основные функции права - регулятивную и воспитательную, а в первой выделить три подфункции:

- регулятивно-статическую, 

- регулятивно-динамическую,

- регулятивно-охранительную  [6, с. 177].

Регулятивно-статическая  функция права направлена на закрепление  в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития. Содержанием регулятивно-статической функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения властей, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.

По мнению Вишневского  А.Ф., регулятивно-статическая функция  заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных правовых актах. В праве закрепляются в первую очередь те общественные отношения, которые представляют собой основу существования стабильного общества, соответствуют целям социального прогресса, служат обеспечению законности и правопорядка.

Регулятивно-динамическая функция права направлена на обеспечение  процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата. Здесь воздействие права  сказывается на отношения между людьми, находящиеся в движении, динамике. Оно нацелено на развитие, изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, налогового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.

Специфические способы  осуществления регулятивно-динамической функции: определение и обеспечение правоспособности и дееспособности субъектов права; расширение и гарантирование прав и свобод граждан; изменения в правовых статусах других субъектов права; преобразования в основаниях возникновения, изменения и прекращения правоотношений; установление и расширение мер поощрения субъектов права за правомерное поведение, способствующих развитию и обеспечению прогрессивных социальных преобразований; усиление мер по борьбе с правонарушениями и т.п.[6]

Наряду с двумя рассмотренными основными функциями права, осуществляющими  позитивное регулирование, существует еще и третья основная функция права: регулятивно-охранительная, которая отличается от первых двух тем, что является функцией негативного регулирования.

Регулятивно-охранительная  функция направлена на обеспечение  нормального осуществления регулятивно-статической  и регулятивно-динамической функций, охрану от нарушений права в целом. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, защита и восстановление нарушенного права. Тем самым данная функция нацелена также на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с законом отношений. Наиболее зримо эта функция проявляет себя в регулировании уголовно-правовых, уголовно-исполнительных, уголовно-процессуальных и других отношений, связанных с преступлениями, административными, имущественными и другими правонарушениями. Особое место в структуре данной функции занимает охрана Конституции РБ и закрепленных ею конституционного строя, прав и свобод личности.

Информация о работе Функции права