Функции права: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность.
Главная цель права - обеспечение порядка и стабильности общественных отношений. Поэтому право всегда противостоит произволу, социальному хаосу, беспорядку. Правовые нормы закрепляют сложившиеся модели общественных отношений, защищают господствующие в обществе социальные ценности, предлагают юридические средства разрешения конфликтов, споров, противоречий.

Содержание работы

Введение………………………………………………….3-5
Ι. Теоретические основы функций права………….6-13
1.Понятие функций права…………………………….6-10
2. Система функций права и их классификация….6-13

ΙΙ.Исследование функций права……………………..14-27

1.Специально-юридические функций права………14-19
2. Неосновные собственно-юридические
функции права……………………………………….19-20
3.Основные социальные функции…………………….20-22
4.Неосновные социальные функции…………………22-25
5. Проблемы исследования функций права и пути их
решения………………………………………………25-27

Заключение……………………………………………..28-29

Список литературы…………………………………….30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

 Права и свободы человека - также важный объект политической функции права, не теряющей своей актуальности и сегодня.

Воспитательная функция права представляет собой результат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функции права является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.

 В праве выражаются передовые,  гуманные, соответствующие интересам  личности предписания, в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании. В таких случаях воспитательная функция права не достигает своей цели.

 

4.Неосновные  социальные функции.

 

Информационная функция права. Читая законодательные документы, получаешь не меньше сведений о государстве, чем из отдельных солидных трактатов. Например, трудно переоценить информацию, содержащуюся в Конституции РФ: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1); столицей Российской Федерации является город Москва (ст. 70); денежной единицей в Российской Федерации является рубль (ст. 75); Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 4) и т.д. Достоверность такой информации, содержащейся в Конституции, не может заменить ни одна книга.

 Действительно, право вбирает  в себя, а затем выдает огромную  информацию о самых разнообразных  явлениях общественной жизни.  В нем содержится большое число  научных дефиниций, юридических  формул, исторических и жизненных сведений, политических и правовых оценок, правовых рекомендаций, запретов, дозволений и т.п.

 Благодаря знакомству с правовыми  актами граждане узнают о структуре  органов власти и управления, что правомерно и что запрещено,  как можно поступать и как  нельзя действовать, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка. Нормы уголовного права, например, информируют граждан об охраняемых уголовным законом материальных и духовных ценностях, последствиях нарушения установленных запретов. Нормы трудового права - о правах и обязанностях руководителя и работника и т.д.

 Право - это одно из важнейших  средств социальной информации, которое использует государство  для того, чтобы довести определенные  сведения до всех субъектов  права.

 Правовая информация - это властная информация, посредством ее выражается (и соответственно формулируется) определенное мировоззрение. Информационная функция является в известной мере подфункцией, элементом идеологической (воспитательной) функции. Информационная способность права является одним из существенных факторов, позволяющих относить его к элементам духовной культуры общества. Разумеется, право в первую очередь возникает не как информатор, а как регулятор общественных отношений. У государства и общества достаточно много каналов, посредством которых осуществляется информирование субъектов права. Но, возникнув как регулятор общественных отношений, право одновременно начинает выполнять роль информатора их субъектов. Законодатель, концентрируя определенную жизненную информацию, через правовые предписания доводит ее до участников регулируемых общественных отношений. Таким образом, не имея изначальной предназначенности выполнять информационную функцию, право объективно, наряду со своими чисто юридическими задачами, приобретает и информационные качества.

Экологическая функция права. Основными объектами экологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д.

 В целях ее реализации  принимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные  акты правительства, министерств  и ведомств, органов исполнительной  власти субъектов Федерации и  местного самоуправления, направленные  на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.

 Важная роль принадлежит  правоохранительным органам: прокуратуре,  суду, милиции, осуществляющим применение  мер воздействия к правонарушителям в сфере экологии (штрафы, взыскание ущерба, изъятие орудий правонарушений, лишение свободы и т.д.).

 Следует отметить, что появление  экологической функции связано  не с тем, что экономическая  функция оказалась не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных проблем его существования.

 У права в данном случае своя ниша решения этой важной задачи - юридическое, рамочное воздействие на экологическую сферу. Причем в условиях роста опасности экологической катастрофы значение правовой защиты населения будет неизменно возрастать.

 Следует отметить, что Конституция  Российской Федерации (ст. 42) закрепила в качестве основного конституционного права граждан России их право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.

Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав. В юридической литературе в последние годы вполне обоснованно поднимается вопрос о наличии у права социальной функции в собственном (узком) смысле этого слова. Эта позиция аргументируется тем, что чисто социальная сфера общества постоянно расширяется, актуализируется и соответственно растет значение и увеличивается объем ее правового регулирования.

 В этой связи предлагается  выделять наряду с экономической,  политической и идеологической (воспитательной) сферами общественной жизни социальную, ее даже ставят в один ряд с вышеназванными.

 При таком подходе может  возникнуть вопрос, вызванный тем,  что слово «социальный» по  своей этимологии и есть общественный  и выступает его синонимом. Однако вполне возможно обозначить понятием «социальная» самостоятельную сферу, употребляя его в узком смысле, когда имеются в виду пенсионные и семейные отношения, бытовое, медицинское обслуживание, система социальных льгот, досуг и т.д.

 Важнейшими объектами социальной  функции права являются, таким  образом, трудовые, пенсионные отношения,  медицинское обеспечение граждан,  сфера науки, образования, культуры, закрепления льгот для различных  слоев населения.

 Так, ст. 41 Конституции РФ  предоставляет право каждому гражданину на медицинскую помощь, развитие физической культуры и спорта; ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

 Конституция РФ (ст. 44) обязывает граждан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Из приведенных (и других) положений усматривается, что Конституция РФ весьма широко охватывает социальную сферу, закрепляет и регулирует важные стороны социальной и культурной деятельности людей.

 В развитие конституционных  положений отраслевое законодательство  конкретизирует и расширяет возможности  граждан пользоваться социальными  благами, избирать вид трудовой  деятельности, получать образование, медицинскую помощь, пенсию, выбирая наиболее удовлетворяющий их вариант, вид и форму.

 

5. Проблемы исследования функций права и пути их решения

 

В теории права представлены и другие точки зрения по вопросу классификации  функций права. Так. И.Е. Фарбер и В.К. Бабаев в своих работах в качестве самостоятельных рассматривают регулятивную, правоохранительную и восстановительную функции права[1, c.29]. Ф.Н. Фаткуллин выделяет модально-информационную, регулятивную и воспитательную функции. Ряд авторов выделяют стимулирующую функцию права[9, c.206].

Основные функции права зачастую дифференцируют на подфункции. Так, А.Б. Венгерова подчеркивает, что каждая функция, синтезируя множество однопорядковых направлении, состоит из нескольких подфункций, которые показывают в рамках данного направления особые специфические стороны воздействия. В рамках правоохранительной функции он выделяет правообеспечительную,правовосстановительную, превентивную, компенсационную и карательную подфункции[2, c.128]. В.Н. Хропанюк в охранительной различает пять подфункций: профилактическую, контрольную, конфликтную, восстановительную и карательную[10, c.78]. В зарубежной юридической науке также можно встретить самые разнообразные взгляды на вопрос классификации функций права. В частности, Т. Парсонс к главным функциям права и правовой системы общества относит интеграционную, контрольную и функцию поддержания правопорядка[6,c.112]. Г. Кленнер помимо регулятивной выделял индикативную функцию права, позволяющую на основе права определить уровень развития общества на историческом отрезке [4, c.27]. Представляет определенный интерес позиция Н. Неновски, который отмечал, что право может иметь лишь две исходные функции - регулятивную и познавательную. При этом основной функцией, порожденной глубокими социологическими потребностями, является все-таки регулятивная. Дополнительной и в значительной степени подчиненной ей служит познавательная. Охранительная же функция не имеет самостоятельного значения, поскольку в конечном итоге она тоже является регулятивной, и право охраняет общественные отношения не каким-либо иным образом, а посредством регулирования.

К наиболее значительным исследованиям  в отечественной юридической  науке по вопросу о функциях права  относятся работы Т.Н. Радько, который  отмечает, что система функций права непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с этим выделяются пять групп функций права: общеправовые (свойственные всем отраслям права), межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям), отраслевые (свойственные одной отрасли), правовых институтов и норм права. При этом общеправовые функции, не имея возможности охватить все многообразие форм и путей воздействия права на общественные отношения, детализируются в действии других групп функций [7, c.148].

Анализ указанных и иных взглядов на классификацию функций права  позволяет сделать следующие  выводы.

Представляется совершенно обоснованным рассматривать функции права  не изолированно, вне взаимосвязи  друг с другом, а как единую целостную  систему, непосредственно связанную с системой права. Исходя из этого, следует согласиться с высказанным в литературе мнением о выделении общеправовых, межотраслевых, отраслевых функций, а также функций правовых институтов и норм. Тем не менее, рассматривая общеправовые основные (собственно-юридические) функции, не следует противопоставлять регулятивную и охранительную функции права, поскольку в первой из них как бы предполагаются и уже заложены элементы охраны, а вторая предполагает правовое регулирование и является его обеспечением. Более того, на наш взгляд, прямо прослеживается соподчиненное положение охранительной функции права по отношению к регулятивной, т.к. охранительная функция тоже имеет регулятивное значение, и защита определенных общественных отношений регламентируется ничуть не меньше, чем их оформление и координация.

Однако, по нашему мнению, наряду с  указанными к основным (собственно-юридическим) функциям права следует отнести  и стимулирующую функцию права. В свое время С.С. Алексеев отмечал, что право в первую очередь призвано стимулировать формирование и развитие таких мотивов поведения, которые обеспечивают органическое сочетание интересов отдельного субъекта с интересами общества в целом.

К сожалению, в юридической литературе проблема стимулирующей функции  права разработана недостаточно. Как правило, стимулирующая функция рассматривается применительно к отдельным отраслям права (гражданскому, уголовному, трудовому). Более того, до настоящего времени не предпринимались попытки дать определение стимулирующей функции права, выяснить ее место в системе функций права, а также соотношение и взаимосвязь с другими функциями.

Действительно, возможность воздействия  на волю и сознание людей разнообразна, но в общем сводится к двум методам: стимулированию и методу властных предписаний с возможным применением мер принуждения. Стимулирующее воздействие права, наряду с охранительным, также имеет регулятивное значение.

Поскольку функции права динамичны, то они, будучи зависимыми от общества, развиваются вместе с ним и  обусловливаются определенным этапом его развития. С изменением экономических, политических, идеологических отношений в ходе исторического развития меняется роль права и характер его воздействия на общественные отношения. Вместе с охранительными и ограничительными средствами право использует и стимулирующие механизмы в виде льгот поощрений, субъективных прав и др.

Информация о работе Функции права: понятие, виды