Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотреть функции государства.

Задачи:
Дать понятие функций государства;
Рассмотреть суть и значение функций государства;
Дать классификацию функций государства;
Рассмотреть внутренние функции государства;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.87 Кб (Скачать файл)

Государство должно создать  такие условия, при которых право  на юридическую защиту должно устанавливаться  компетентными судебными и иными  органами и оно обязывается развивать  возможности судебной защиты. При  этом надо иметь в виду, что судебная защита представляет собой вид государственной  и правовой защиты, поскольку осуществляется судом как органом государственной  власти и при ее реализации суды руководствуются законом как основной формой права. 
Защита свободы личности признается одной из главных функций судебной власти. В свою очередь, критерием самостоятельности и независимости судебной власти является ее способность обеспечить действительную безопасность личной свободы граждан, осуществлять эффективную судебную защиту их прав и свобод от посягательств различного рода. 
Поддержание стабильного правопорядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного_общества. 
Таким образом, защита прав и свобод граждан в настоящее время представляет непременную, специально выделенную функцию государства. Интересы государства и его граждан представляют органическое единства.

В этом единстве возложенных  на государство обязанностей, на мой  взгляд, и раскрывается содержание правоохранительной функции государства. В то же время для реализации описанных прав и свобод в полном объеме государство должно быть экономически способно обеспечивать установленные им же стандарты.

Экологическая функция

Экологическая функция –  это сравнительно новое направление  в деятельности государства, необходимость  которого вызвана негативными последствиями  хозяйственной деятельности человека на природу. Один из ведущих тезисов  международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Рио – де – Жанейро, - или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация – является отнюдь не преувеличением. Глобальные и необратимые изменения природной среды сегодня очевидны и бесспорны. Два из них (разрушение озонового слоя планеты и « парниковый эффект ») ставят человечество на грань экологической катастрофы.

Осознавая реальность угрозы для жизни человека, все развитые демократические государства принимают  согласованные меры по охране окружающей природной среды. Большую роль в  международном сотрудничестве государств по вопросам охраны природной среды  играют ООН, а также Всемирная  организация здравоохранения, Международное  агентство по атомной энергии, Межправительственная океанографическая комиссия и другие международные специализированные учреждения.

Основные мероприятия  государства по реализации экологической  функции выражается в следующем.

Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно –  обоснованных данных государство устанавливает  нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный  воздух, водные источники и почву) вредных веществ и иных вредных  воздействий на природу. Государство  также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормирования подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

Государство регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно –  правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных  органов, разного рода инспекций  по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение  экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции  и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной  среды, рациональное использование  и воспроизводство ее ресурсов, улучшение  среды обитания человека. Государство  осуществляет финансирование научно –  технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной  среды, учреждает заповедники и  заказники, охраняет редкие или находящиеся  под угрозой вымирания виды животных и растений.

Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения  и население, применяет юридическую  ответственность к лицам и  организациям, виновным в нарушении  экологического законодательства.

 

 Функция финансового  контроля государства

Функция финансового контроля государства выражается в выявлении  и учете государством доходов  производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов. Научно обоснованная и практически эффективная бюджетная деятельность, а точнее бюджетно-финансовая политика любого государства - ежечасная, ежедневная, целенаправленная жизнеобеспечивающая форма функционирования всех без исключения органов государства в деле повышения благосостояния общества, обороноспособности, могущества и экономической основы государства в целом. Экономическая деятельность государства подчиняется так называемому экономическому принципу, согласно которому во всех областях этой деятельности должно существовать и функционировать оптимальное соотношение между достижением поставленной и реализованной цели затраченными на это средствами. Именно этот коэффициент деятельности исполнительной власти (ее структур) определяют основную задачу органов финансового контроля. Одним словом, планирование экономики, финансовой политики государства и осуществляемый контроль за достигнутыми результатами - взаимосвязанные, параллельно функционирующие категории. При этом результаты осуществляемого контроля есть фактическое, реальное отражение финансово-экономической деятельности государства в широком и прямом смысле данного понятия.

Правильно разработанная  и осуществленная бюджетно-финансовая политика в различных стадиях  и сферах ее реализации во многом предопределяет реальные возможности решения экономических проблем текущего периода и вместе с тем дает возможность прогнозировать перспективы дальнейшего развития экономики государства с применением новых форм и методов правового регулирования общественных отношений, возникновение которых обусловлено требованиями конкретных этапов развития общества.

Финансовый баланс любого государства, будучи совокупностью  средств доходных и расходных  статей, в процессе своего образования  подвергается серьезным научно-практическим испытаниям и изменениям под влияниям внезапно возникающих обстоятельств - факторов, связанных с эволюционными процессами в социально-экономической сфере жизни общества и государственного устройства. Создается ситуация, при которой у государства возникают новые задачи и функции, предполагающие совершенствование определенных шагов (действий) в сфере экономики и регулирования проблем финансирования конкретных программ.

Организация и осуществление  контроля являются обязательными элементами управления общественными финансовыми  средствами, т.к. такое управление влечет ответственность перед обществом  в целом. Осуществляемый финансовый контроль может быть реализован либо со стороны компетентных структур законной власти, либо в порядке административного (внутреннего) контроля по вертикали.

Высшие органы финансового  контроля (ВОФК) в большинстве случаев  как институт законодательной власти изначально призваны содействовать  парламентам своих стран в  осуществлении внешнего контроля за использованием государственного бюджета и требований законодательства, относящихся к сфере финансово-экономической деятельности субъектов, хозяйствующих в первую очередь на базе (основе) государственной собственности, а потом уже иных ее форм. Высшие органы финансового контроля разных стран отличается друг от друга не только названием, но и историей становления, конституционной основой деятельности, целью и способами учреждения, степенью независимости, характером подчиненности (парламенту или главе государства), внутренней структурой, предметом, задачей и формой осуществляемых контрольно-ревизионных мероприятий и сфер их проведения, объемом предоставленных им контрольных полномочий, наконец, порядком и формой отчетности. В современных условиях в качестве направляющих параметров создания и деятельности ВОФК признаются основополагающие принципы, изложенные в Лимской Декларации. Высший финансовый контроль за доходами является прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов. Например, в Англии контроль за распределением между ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов. В качестве специального органа финансового контроля в США функционирует Генеральное управление отчетности, возглавляемое главным контролером, который назначается президентом и может быть смещен только по решению обеих палат Конгресса. Во Франции соблюдение всеми государственными органами финансовой дисциплины в центре и на местах контролирует Счетная палата. Отчеты Счетной палаты направляются президенту Франции, решение ее можно обжаловать только в Государственный совет. Министерство финансов через финансовых инспекторов непосредственно контролирует государственные органы и учреждения по вопросам бюджета и сметы. Во Франции имеются также инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют доходы и расходы денежных средств государственным и частным секторами. Органы финансового контроля разных стран имеют весьма своеобразные исторические истоки с учетом не только уровня развития экономики, значения и роли финансов для государства, но и формы государственного устройства, правления и применяемого механизма законодательной и исполнительной власти.

В Конституции и органических законах нет четкого определения  понятия высшие органов финансового  контроля, применительно к ним  говорится лишь об их отдельных признаках. Однако, принимая во внимание порядок  образования, задачи, конкретные функции, полномочия, соотношение с исполнительной властью и подотчетностью, можно  дать следующее определение понятию  высших органов финансового контроля. Высшие органы финансового контроля - независимый, высший, коллегиальный орган единой государственной власти, осуществляющий внешний финансовый контроль за своевременным, правильным, целевым и эффективным расходованием государством бюджетных средств, иных финансовых источников, поступлением в бюджет, управления объектами государственной собственности, а также за законностью внешнеэкономической деятельности компетентных структур независимо от их местонахождения. Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства. Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Внешние функции государства  

 В течение  последнего времени изменилась  не только Россия, но и весь  мир.  Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.    

 Соответственно  существенные изменения претерпели  основные внешние функции Российского  государства.  Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социальными странами, помощи развивающимся государствам), другие – получили дальнейшее развитие, третьи – возникли (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграция в мировую экономику).    

 Основные  внешние функции выражают задачи  внешней политики Российской  Федерации.

Функция обороны    

 Несмотря  на улучшение международной обстановки, у России еще не мало внешнеполитических проблем.  Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ. Согласно этой функции, Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности государства и неприкосновенности территории.  Оборонная функция реализуется через выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных) по обеспечению военной безопасности государства. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, идеологическими, дипломатическими, военными и иными средствами.

 

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка    

 Приоритеты  в деятельности России по обеспечению  мира – это не допущение  новой глобальной войны – горячей  или холодной, укрепления обязанности  не распространения оружия массового  уничтожения и новейших военных  технологий.    

 В силу  своего потенциала, геополитического  положения и влияния Российское  государство несет особую ответственность  за подержание стабильности и  порядка в современном мире.

 

Функция сотрудничества и  укрепления связей со странами СНГ    

 Эта функция  направлена на сферу особой  ответственности и особых взаимоотношений  России и ее соседей.    

 Проявление  данной функции выражено в  перспективном развитии таких  документов как Договор о Союзе  Беларуси и России, Договор о  дружбе, сотрудничестве и партнерстве  между Россией и Украиной, Договор  с Республикой Казахстан и  др.    

 Функция  содружества с другими странами  включает в себя несколько  подфункций:  

 1. Функция сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка - предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия, борьбе с преступлениями (ИНТЕРПОЛ), по поддержке мирового порядка, урегулированию межнациональных конфликтов.  

2. Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым экономическим законам. Происходит дальнейшая специализация государств на международном рынке труда, производства и сбыта товаров. Экономическая, финансово-кредитная система любого цивилизованного государства постепенно становится частью международного хозяйства и финансово-кредитной системы.

Проблемы в  экономике одной страны в современных  условиях неизбежно сказываются  на состоянии других государств. Важное значение приобретает сотрудничество стран через международные организации ООН, ЕЭС, ВТО, банковские учреждения и др.  

 3. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен.

Информация о работе Функции государства