Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

В работе даны представления о государстве как о социальном институте, о том как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………3
Глава I. Понятие, содержание и признаки функции государства
1. Понятие “функция государства” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………3
2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………4
3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………5
4. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………6
5. Функции Российского государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………8
Глава II. Внутренние функции:
1. Обеспечение народовластия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 9
2. Экономическая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. 10
3. Социальная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. 11
4. Экологическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 12
5. Налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………13
6. Защита прав и свобод граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………..14

Глава III. Внешние функции:
1. Интеграции в мировую экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………..15
2. Поддержки иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………….16
3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………17
4. Функция поддержки мирового порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………18
5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….19
Глава IV. Средства и способы выполнения государством своих функций.................20

Глава V. Эволюция функций государства……………………………………………...21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….23
Список используемой литературы……………………... . . . . . . . . . ………………….24

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП 2.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Полиция (милиция)  является основой и гарантом  общественного порядка. Полиция  призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

 

В России принят специальный  Закон “Об обороне” от 24.09. 1992, в  котором определены основы организации  обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом  безопасности и одной из важнейших  функций государства.

 

4. Функция поддержки мирового порядка

 

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как  борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

Ни одно государство  не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость  совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями  государств в этой области является создание международных организаций  по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций  является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует  свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. События в Югославии и Боснии - яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании межэтнических конфликтов. 

 

5. Функция сотрудничества  с другими государствами в  решении глобальных проблем

 

В основе этой функции  заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом  интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс  углубляется в программе совершенствования  сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано  выше, каждое государство связано  с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения  необходимо устанавливать, развивать  и регулировать.

 

1).Политические отношения:  Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство.17  Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

 

2).Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

 

3). Культурные отношения:  Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

4). Участие в охране  окружающей Среды: В настоящее  время остро встал вопрос об  охране окружающей среды. Данный  вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.

В ряде государств это  проявляется в особой мере, в связи  со сложными климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках  мира. Из государственного бюджета  все больше и больше выделяется средств  на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную  помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

 

Глава IV. Средства и способы выполнения государством своих функций

 

В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые  обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный  аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства.

Подчеркнем, что функции  государства, а не различные функции  различных ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе. Но при  этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов.

Итак, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти. Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства).

Очень важно отметить, что именно государственные органы как раз характеризуют формирование в государстве особого слоя людей, физически оторванного от материального  производства, но выполняющего весьма важные управленческие функции. Этот слой известен под разными наименованиями: чиновники, бюрократы, управленцы, функционеры, номенклатура, менеджеры и т.д. Он представляет собой объединение профессионалов, занятых управленческим трудом — это особая и важная профессия.

Как правило, этот слой людей  обеспечивает выполнение функций государства, государственной власти, государственных органов в интересах общества, народа. Но в определенной исторической обстановке функционеры могут стать на путь обеспечения собственных интересов. Тогда-то и возникают ситуации, когда для тех или иных лиц создают специальные органы (синекуру) или ищут этим органам новые функции и т. п.

Таким образом, орган  государства - это специально созданная  структура, составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, необходимой для осуществления функций. Построение аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.

Деятельность государства  широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем будут возникать  и новые функции, а вместе с  ними и определенные трудности, которые  необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных  нами функций, мы видим, что государство  является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

 

 

Глава V. Эволюция функций

 

Появление тех или  иных новых функций на различных  этапах развития государственности  конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Делаем вывод, что, таким  образом, в государственности того или иного общества сохраняется  преемственность функций, но действует  и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

В дополнение ко всему  сказанному отметим, что в настоящее  время более важным становится выделение  глобальных функций государства, характеризующих  деятельность современного государства  в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод: Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. Поэтому, классификация функций, которая приведена в данной  курсовой работе не является конечной для Российского государства.

Конечно, такая тема как “функции государства” будет актуальной и через несколько десятков и даже сотен лет, пока существует такой институт как государство. По данной теме существует множество вопросов, часть из которых я попытался раскрыть в данной работе. Это такие как: более подробная проработка каждой из приведенных в классификации функций,  анализ  различных теорий классификации функций государства, обработка и анализ материалов последних лет относительно данной темы   и многие другие.  Я думаю, что данная тема еще не “исчерпала” себя, и еще будет подвергнута всестороннему анализу в различных рефератах и научных работах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права, М: “Новый юрист”, 1998
  3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М:”Теис”, 1996
  4. Курс теории права и государства/под ред.И.П.Марова.Тюмень,1994.
  5. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов//Советское государство и право.1990.N 10.
  6. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право, 1992, N 6
  7. Общая теория права и государства/ под ред. В.В.Лазарева. М., 1996.
  8. Теория государства и права/ под ред. А.Б.Венгерова. ч.1. М.,1989
  9. Теория государства и права/ под ред. А.И.Королева. Л., 1987.
  10. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве// Советское государство и право. 1992. N 5.

Информация о работе Функции государства