Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена такой теме Теории государства и права, как “Функции государства”. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.
Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Методологическое значение функционального подхода в теории государства и права………………………………………………5
Понятие, признаки, структура функции государства………..16
Система (классификация) функции государства……………...20
Основные функции государства………………………………..23
Заключение…………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Функции государства.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Важно помнить, что функции конкретного государства  должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному  типу государств.

К внешним функциям относятся: военная (оборона или агрессия), функция всесторонних внешних сношений.

В течение последнего времени мир существенно изменился. Ушли в прошлое   глобальная конфронтация и прямая угроз ядерной войны. Соответственно существенные изменения  претерпели и функции государства во внешнеполитической деятельности.

Внешними традиционно  считаются функции государства, связанные с защитой   целостности   и   суверенитета  государства,  обеспечением дипломатических отношений. В последние годы с развитием  принципов коллективной безопасности. Большое место во внешнеполитических функциях государства занимает исполнение договоров и создание международных миротворческих сил.

          Формы государственного устройства

Этим понятием обозначается организация отношений между центральными (высшими) и местными органами власти, организация самой территории государства.12

1. По этому  признаку все государства делятся на унитарные и федеративные. Унитарное государство является строго централизованным, центральное правительство непосредственно управляет всей территорией страны через местную.

администрацию, управляющую от его имени той  или иной частью территории (областью, департаментом и т.д.). Типично унитарными государствами являются Португалия, Греция, Албания, Венгрия и многие другие. В прошлом классическим унитарным государством считалась Франция, но теперь это не совсем так.

Федеративное  государство объединяет территории и население, пользующиеся значительной автономией, можно сказать, государственной автономией в отношениях с цен тральной властью. Федерации возникали двумя историческими и юридическими способами: договорным и конституционным.

При договорном способе несколько ранее самостоятельных государств объединяются в федерацию, заключив между собой договор об объединении. Такими федерациями являются Соединенные Штаты Америки, Швейцария, такой федерацией формально был Советский Союз. Конституционная федерация создается «сверху» на основе конституции страны или иного конституционного документа, в которых центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Таким путем были созданы Федеративная Республика Германия (1949 г.) и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (1918 г.). На территории этих государств к моменту образования федераций исторически сложились определенные культурные и иные различия между территориями. Вспомним, что Германия объединилась в единое государство под властью прусского короля только в середине прошлого века, что в Германии около 17 основных наречий немецкого языка и северные немцы порой с трудом понимают южных, что потребовалось выработать единый «язык для сцены», в основу которого был положен верхненемецкий диалект. Когда после второй мировой войны создавалось западногерманское государство, восточная часть.

Германии не вошла в его состав, а это  шесть земель (так называются территориальные  единицы). Надежда на то, что эти  земли войдут со временем в состав единого государства; также сыграла роль в том, что Западная Германия была основана как федерация отдельных земель. Каждая из этих земель имеет свой парламент (ландтаг), свое правительство, свое представительство в федеральном парламенте (во второй палате парламента - бундесрате заседает равное количество депутатов от каждой земли). Земли обладаю обширной автономией в управлении местными делами.

Федеративное  устройство РСФСР было провозглашено  в" 1918 году в соответствии с программным  требованием РСДРП (б) о праве наций на самоопределение. Соответствующие акты - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и Конституция РСФСР были приняты высшим органом власти - съездом Советов соответственно в январе и июле 1918 года.

Новая Российская Федерация, возникшая как правопреемница РСФСР, также строится на конституционных началах, хотя важную роль играет и Федеративный договор, заключенный в 1992 году между субъектами Федерации и федеральной властью.

2. Федеративные  государства строятся либо по  признаку территориальной автономии,  либо по признаку нацнонально-территориальной  автономии. В первом случае  субъектами федерации являются определенные территории независимо от того, к какой национальности принадлежит население, проживающее на этой территории. Территориальными федерациями являются США, Швейцария, Германия. Германия, например, является однонациональным государством. США хотя и многонациональное государство, но некоренные национальности, не имея своей исконной территории, расселялись по всей стране, образуя единый конгломерат - американцев. Что касается коренной народности - индейцев, то создано некое подобие хозяйственной и культурной автономии в виде резерваций, то есть территорий, на которых индейцы живут по своим обычаям.

По принципу национально-территориальной автономии строятся некоторые многонациональные государства. На  территории этих государств проживает несколько коренных у национальностей, и при этом одна из них является более многочисленной, чем каждая другая. В СССР и РСФСР это были, а в РФ остаются русские, в Югославии были сербы, в Чехословакии - чехи. Для того чтобы реализовать и. право наций на самоопределение и создать наиболее благоприятные условия для всестороннего развития наций, ранее терпевших угнетение со стороны «великой» нации, этим нациям и национальностям была предоставлена национально-государственная или национально-административная автономия. СССР, например, состоял из 15 союзных республик, каждая их которых, за исключением РСФСР, была национальным государством преобладанием в ней коренной нации. Союзная республика юридически считалась суверенным государством имеющим право выхода из Союза. По конституции часть своего суверенитета она уступала союзному государству, центральным органам власти СССР.

Естественно, что  каждая республика формально имела  свою конституцию, герб, флаг, гимн, высшие органы власти, то есть все формальные признаки государства. На деле, однако, это была в значительной степени фикция. В действительности СССР был фактически унитарным государством, где все вопросы жизни решались в центре, в Москве.

РСФСР формально- юридически была построена как на принципе национально- государственной автономии, так и на принципе административно-национальной автономии. В ее состав входили не суверенные государства - автономные республики (АССР): Бурятская, Карельская, Башкирская, Татарская и др. Эти государственные образования, хотя и имели свою конституцию и другие государственные атрибуты, не имели права выхода из РСФСР. Национально- административной автономией формально пользовались автономные области и автономные (национальные) округа. Это были не государственные образования, административно-территориальные единицы, населенные коренной национальностью черкесами, карачаевцами, горноалтайцами и т.д. Эти автономии также имели формально-юридический характер.

Новая Российская Федерация строится сразу на обоих  признаках - национальном и территориальном. А национальная автономия реализуется и в государственно-национальной, и в административно-национальной форме. Итак, субъектами Федерации являются, во-первых, республики, признаками государственности, они воплощают национальную автономию крупных коренных наций, являются правопреемницами бывших АССР. Во- вторых, на принципе национально-административной автономии основаны субъекты Федерации - автономные области и автономные округа, тоже правопреемники прежних аналогичных территориальных единиц. И наконец, в-третьих, - совершенно новый момент! - субъектами Федерации признаны края и области, а также города Москва и Санкт-Петербург. Здесь уже речь идет о территориальной, а не национальной автономии.

Интересно, что  Федеративный договор состоит из трех текстов: каждая группа субъектов Федерации подписывала свай текст. Таким образом, правовое положение субъектов национально-административной автономии-то есть автономных областей и округов, и территориальной автономии - краев и областей приравнено к государственно-национальной автономии. Они получили возможность самостоятельно осуществлять государственную власть, которая не может быть ограничена без их согласия.

3. Среди форм  государственного устройства называют  обычно еще одну - конфедерацию. Но это уже не союзное государство, а союз государств, хотя и очень тесный. Эти государства ведут общую внешнюю политику, имеют общую армию, общие финансы и поэтому общие правительственные органы, ведающие этими сферами. Конфедерации редко встречались в истории в прошлом, были переходными формами либо к федерации, либо к распаду на независимые, самостоятельные государства. Однако сейчас идеи конфедерации вновь ожили. Достаточно сказать, что даже в Федеративном договоре РФ есть моменты скорее конфедеративные, чем федеративные: так, каждый субъект Федерации имеет право самостоятельно вступать во внешние сношения с иностранными государствами, а также в договорные отношения с другими субъектами Федерации.

Элементы конфедерации нарастают в Европейском Союзе - объединении 12 западноевропейских государств. Сначала они объединились в Европейское экономическое сообщество (по Римскому договору 1957 г.), а в феврале 1992 года заключили Маастрихтские соглашения, положившие начало созданию единой Европы. Речь идет об учреждении единого европейского гражданства, о создании единой финансовой и денежной систем, об общих действиях в образовании, культуре, здравоохранении, об унификации 'законодательства в области труда и социальной защиты населения. Расширяются права Европейского парламента и его исполнительных органов. Дело идет к созданию «Соединенных Штатов Европы". Совсем другую картину мы наблюдаем на Востоке Европы. Почти все федерации, основанные на национальном принципе, распались: СССР, Югославия, Чехословакия. Почему это случилось?13

Есть две  версии ответа на этот вопрос. Национальности и нации набрали в рамках Федерации  достаточную силу, достигли высокой  степени хозяйственного и культурного  развития и теперь желают свободно и независимо строить свою судьбу в национальном государстве. В пользу этого соображения говорит и национальный конфликт в Канаде, где франкоязычная провинция Квебек желает выйти из федерации и стать самостоятельным государством. О том же свидетельствует давний спор между валлонами и фламандцами в Бельгии и т.д. Это одна версия ответа.

Суть второй состоит в том, что ни в СССР, ни в Югославии, ни в Чехословакии не были созданы подлинные национальные автономии и федерации, а интересы национальных меньшинств ограничивались, подавлялись, игнорировались. Достаточно вспомнить изгнание целых народов с их исторической родины в Сибирь и Казахстан - чеченцев, ингушей, карачаевцев и др. Некоторые государства были присоединены к Федерации силой, например Литва, Латвия, Эстония. Таким образом, были созданы предпосылки для государственно- национального обособления.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

Социальную  и политическую природу государства  обнаруживают его функции, ибо любой  феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.

Деятельность  государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий  уровень научной абстракции и  соответствующие ему понятия. Они  позволяют увидеть, что с момента  возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем будут  возникать и новые функции, а  вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

В целом, следует отметить, что современные исследователи обращают внимание на тот факт, что по мере экономического развития цивилизованного общества роль государства как носителя идеи насилия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Венгеров А.Б. (ред.) “Теория государства и права”. –М.: Юристъ

–1995 г.

  1. Гулиев В.Е. “Российская государственность: состояние и тенденции”// Политические проблемы теории государства. –М. –1996 г.
  2. Коваленко А.И. “Теория государства и права”. –М. –1996 г.
  3. Лазарев В.В. “Теория государства и права”. –М. –1996 г.
  4. Лившиц Р.З. “Государство и право в современном обществе”// Советское государство и право. –1990 г. –№ 10.
  5. Морозова Л.А. “Функции Российского государства на современном этапе”//Государство и право. –1996 г. –№ 6.
  6. Общая теория государства. (Под. ред. Пиголкина А.С.). –М. –1998 г.
  7. Санистебан Л. “Основы политической науки”. –М. –1995 г.
  8. Спиридонов Л.И. “История государства и права”. –СПб. –1999 г.

 

1 Лазарев В.В. “Теория государства и права”. –М. –1996 г.,с.14

2 Морозова Л.А. “Функции Российского государства на современном этапе”//Государство и право. –1996 г. –№ 6. С.31

3 Санистебан Л. “Основы политической науки”. –М. –1995 г.с.21

4 Венгеров А.Б. (ред.) “Теория государства и права”. –М.: Юристъ

–1995 г.с.43

5 Коваленко А.И. “Теория государства и права”. –М. –1996 г.с.54

6 Спиридонов Л.И. “История государства и права”. –СПб. –1999 г.с.67

7 Гулиев В.Е. “Российская государственность: состояние и тенденции”// Политические проблемы теории государства. –М. –1996 г.с.32

8 Коваленко А.И. “Теория государства и права”. –М. –1996 г.

9 Общая теория государства. (Под. ред. Пиголкина А.С.). –М. –1998 г.с.56

10 Спиридонов Л.И. “История государства и права”. –СПб. –1999 г.с.76

11 Лившиц Р.З. “Государство и право в современном обществе”// Советское государство и право. –1990 г. –№ 10.с.21

12 Санистебан Л. “Основы политической науки”. –М. –1995 г.с.11

Информация о работе Функции государства