Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и признаки функций государства и их соответствие историческому типу государства, его целям и задачам 5
1.1. Понятие и признаки функций государства 5
1.2 Соответствие функций государства историческому типу государства, его целям и задачам 8
2. Виды функций государства и их характеристика 10
2.1. Внутренние функции государства 11
2.2. Внешние функции государства 16
3. Формы и методы осуществления функций государства 20
3.1 Формы осуществления функций государства 20
3.2 Методы осуществления функций государства 23
4. Эволюция функций Российского государства на современном этапе. 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

7692.Функции государства. Институт управления. 2012.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Так, государство может разрабатывать  примерные планы развития той  или иной области государства  или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

- поощрительный  метод (государство создает условия,  при которых субъекты заинтересованы  в осуществлении деятельности, которая  выгодна государству, составляет  его функции. Например, в целях  выполнения социальной функции  государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

Государство для выполнения своих функций  создает систему государственных  органов (механизм государства), которые  в совокупности образуют государственный  аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

 Таким образом, методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства.

 

 

  1. Эволюция функций Российского государства на современном этапе.

 

До недавнего  времени было общепризнано, что все  функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый  характер, что нет и быть не может  надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения.

Развитие цивилизации  и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

Сегодня особо  актуальны глобальные проблемы, остро  затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соотетствующих функций - обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д.

Общесоциальные  функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических, социальных, духовных, национальных).

В классовом  обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства - подавление сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленностью. Но и другие его функции также приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли  значительные изменения, появился средний  класс - стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций — охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всех государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.

Охрана правопорядка - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Экономическая функция. Теперь государство вмешивается  в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство  создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

В современных  условиях возрастает роль государства  в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования  и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

В последние  десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Внешними функциями  государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

 

Заключение

 

Функции государства  определяются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития. Их формирование происходит в процессе становления и развития государства.

На основе сформулированных в начале работы задач можно сделать  следующие выводы:

1.  Функции  государства представляют собой  основные направления деятельности  государства по реализации стоящих  перед ним задач для достижения  определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

2.  Существенными  признаками функций государства  являются их непосредственная  связь с сущностью и социальным  назначением государства, направленность  на решение задач в интересах  достижения государственных целей,  которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

3.  Функции  государства изменяются со временем, их возникновение и утрата  обуславливается текущими задачами государства.

4.  Государство  только тогда функционирует плодотворно,  когда его функции в полной  мере соответствуют объективным  потребностям общества.

5.  Классификация  функций государства производится  по многим основаниям, наиболее  общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние.

6.  Среди внутренних  функций различают экономическую,  социальную, функцию налогообложения,  функцию развития культуры, науки  и образования, экологическую  функцию и функцию охраны правопорядка.

7.  К внешним функциям относят функцию обороны страны, функцию обеспечения мира и поддержки мирового порядка, функцию интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем,

8.  В последнее  время можно говорить о миграционной, информационной функциях, которые обладают всеми признаками функций государства.

9.  Для последних  десятилетий характерны глобальные  функции государства, характеризующие  деятельность современного государства  в масштабных сферах деятельности (космическая, экологическая и др.), затрагивающих всю цивилизацию.

10.  Функции  государства – это цельная,  взаимосвязанная деятельность всей  системы государственных органов,  при непременном взаимодействии  и сотрудничестве с другими  государствами.

11.  Каждая  функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

12.  Методы  осуществления функций государства  – это способы и приёмы, посредством  которых государственные органы  реализуют функции государства.

Главной целью  государства должно быть обеспечение благополучия его граждан на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества. Поэтому на государственном уровне необходимо наиболее полно работать все механизмы и направления деятельности по обеспечению устойчивого развития в виде экономической, социальной и экологической политики.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета, 25.12.1993. № 237 (с изм. от 14.10.2005).
  2. О недрах. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 // Собрание законодательства РФ. - 06.03.1995. - N 10. - Ст. 823
  3. О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.  Федеральный закон от 23.06.1995 N 93-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 26.06.1995. - N 26. -Ст. 2401.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 01.01.1996. - N 1. - Ст. 16.
  5. О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы. Федеральный закон от 23.02.1996 N 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 26.02.1996. - N 9. - Ст. 774.
  6. Об обороне. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ // Российская газета. - N 106. - 06.06.1996.
  7. О статусе военнослужащих. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - N 22. - 01.06.1998. -Ст. 2331.
  8. Об основах обязательного социального страхования. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ // Российская газета. - N 139. - 21.07.1999.
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  10. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 14.01.2002. - N 2. - Ст. 133.
  11. О валютном регулировании и валютном контроле. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 15.12.2003. - N 50. - Ст. 4859.
  12. О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг). Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 // Собрание законодательства РФ. – 21.11.2005. - N 47. - Ст. 4933.
  13. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права: учебник для вузов / М.И. Абдулаев. – М. – СПб.: Н. Новгород: Питер, 2003.
  14. Алейников, Б.Н. Социальное государство и собственность / Б.Н. Алейников // Государство и право. – 2008. – № 1. – С. 5-13.
  15. Бельский, К.С. Государство и налоги // Государство и право / К.С. Бельский. – 2007. – № 11. – С. 56-63.
  16. Величко, А.Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и ее элементы / А.Ю. Величко // Государство и право. – 2008. – № 1. – С. 100-104.
  17. Гафуров, З.Ш. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование / З.Ш. Гафуров // Государство и право. – 2008. – № 5. – С. 11-20.
  18. Леонидова Т.И. Содержание миграционной функции государства: теоретические аспекты / Т.И. Леонидова // Миграционное право. - 2007. - № 1. – С. 39.
  19. Марченко, М.Н. Теория государства и права : учебник для вузов / М.Н. Марченко. – М. : Проспект : Изд-во Моск. ун-та, 2004.
  20. Морозова, Л.А. Влияние глобализации на функции государства / Л.А. Морозова // Государство и право. – 2006. – № 6. – С. 101-107.
  21. Пастухова, Н.Б. Международная интеграция и государственный суверенитет / Н.Б. Пастухова // Государство и право. – 2006. – № 10. – С. 82-85.
  22. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие для вузов/ под ред. М.Н. Марченко. – М. : Юристъ, 2004.
  23. Радько, Т.Н. Теория государства и права: хрестоматия / Т.Н. Радько. – М. : Академ. проект, 2005.
  24. Родионова, О.В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе / О.В. Родионова // Государство и право. – 2006. – № 8. – С. 98-100
  25. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2001.
  26. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2005.
  27. Теория государства и права: схемы и комментарии. – М.: Юриспруденция, 2002.
  28. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2005.
  29. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: Норма-Инфра-М, 2002.
  30. Тузмухамедов, Б.Р. Российское законодательство об участии в операциях по поддержанию мира. Нормы и практика применения / Б.Р. Тузмухаммедов // Государство и право. - 2006. - № 6. – С. 23-32.
  31. Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция / А.Г. Хабибулин, Г.Т. Чернобель // Журнал Российского права, 2008. - № 5. – С. 45.
  32. Хачиров, Р.Б Административные суды как атрибут социальной функции государства: к постановке проблемы / Р.Б. Хачиров // Администратор суда. - 2007. - № 3. – С. 43.
  33. Чиркин, В.Е. Россия, Конституция, достойная жизнь: анализ взаимосвязей / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 2006. –  № 5. – С. 5-13.
  34. Федосеева, Н.Н. Информационная функция современного российского государства / Н.Н. Федосеева // Юрист. - 2007. - № 6. – С. 53.

Информация о работе Функции государства