Функции государства. Механизм (аппарат) государства. Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 20:01, лекция

Описание работы

Понятие и классификация функций государства. Формы осуществления функций государства
Функции государства - это основные направления его деятельности по управлению делами общества с помощью механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов.

Файлы: 1 файл

5 функции механизм.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Функционирование этого специально созданного государственного механизма предполагает наличие особого отряда людей - государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в обществе разделения труда, состоит в управлении, обеспечении государственной власти, ее гарантированности.

 

          Органы государства. Представительные (законодательные), исполнительные  и судебные органы государства. Контрольно-надзорные органы. Прокуратура. Силовые структуры

Орган государства - это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, каковым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением.

Характерные черты органа государства:

- это единоличное лицо или организация, входящие в единую систему государственных органов;

- действует от имени  государства и по его поручению; наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения  физических принудительных мер;

- имеет внутреннюю структуру, необходимую материальную базу и финансовые средства;

- обладает компетенцией, осуществляемой в процессе: принятия  нормативных правовых актов - предписаний  общего характера; принятия правоприменительных  актов - предписаний индивидуального  характера; контрольно-организационной деятельности;

- образуется и функционирует  в установленном законом порядке;

- выполняет свойственные  только ему задачи и функции;

- осуществляет свою деятельность  на определенной территории.

На примере Российской Федерации рассмотрим виды современных государственных органов.

Представительные (законодательные) - органы, принимающие законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие высшую юридическую силу

В РК таким органом является Парламент, состоящее из двух палат - Сенат и Мажилис.. Главная функция Парламента - принятие законов. Никто, кроме Парламента, не имеет права издавать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РР, предписаниям которых должны следовать все государственные органы, общественные объединения, должностные лица, граждане.

При этом Сенат имеет право одобрить или отклонить принятый закон.

Понятие "представительные органы" и "законодательные" не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является представительным, но не каждый представительный является законодательным.

Представительные органы - это те органы, которые представляют весь многонациональный народ РК, формируясь, прежде всего, путем всеобщих свободных выборов.

Исполнительные государственные органы призваны обеспечивать реализацию принятых законов, исполняя которые, принимают решения (распоряжения) нормативного или индивидуального характера. Высший исполнительный орган в РК - это Правительство, возглавляемое Премьер-министром. В систему исполнительных органов входят министерства, государственные комитеты, агентства, акиматы и т.д.

В Российской Федерации в системе органов государственной исполнительной власти существует два уровня, каждый из которых характеризуется самостоятельностью и независимостью, собственной сферой компетенции.

Судебные органы призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 75 Конституции РК «Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей».

Непосредственная реализация судебной власти, или осуществление правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке, основанном на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон.

Судебная власть в РК приобрела реальные полномочия по контролю за актами других ветвей власти, что непосредственно следует из права Конституционного Совета РК проверять соответствие Конституции законов и иных нормативных правовых актов.

Конституционный Совета РК - судебный орган конституционного контроля; рассматривает дела о соответствии других нормативных правовых актов Конституции РК, дает ее толкование.

Верховный Суд РК - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и др. делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура РК - в соответствии с 83 Конституции РК составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РК. В целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет разносторонний надзор за соблюдением Конституции РК и исполнением законов, действующих на территории РК, прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы финансового, государственные инспекции) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

Силовые структуры - армия, разведка, следственные изоляторы, тюрьмы - могут применять силу, прямое физическое принуждение, оружие и другие технические средства принуждения, но только в рамках и на основе закона.

Например, Вооруженные Силы РК предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

         Государство и местное самоуправление. Понятие местного самоуправления, формы взаимоотношения с государством

Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения на определенной территории для решения вопросов местного значения, исходя из интересов жителей данной территории. Основа местного самоуправления - в автономности и самостоятельности населения от органов государственной власти в решении проблем местного уровня.

Конституция 1995 г. подчеркивает важность местного самоуправления, провозглашая гарантию его осуществления к основам конституционного строя (ст. 89).

Местное самоуправление выступает в двух основных качествах: как институт гражданского общества, являясь эффективной формой самоорганизации людей, движения по пути к человеческой солидарности, и как специфическая форма властвования. Прежде всего, это самостоятельность местного самоуправления, но самостоятельность в пределах своих полномочий, т.е. речь идет о правовых границах самостоятельности местного самоуправления, а не о полной независимости местного самоуправления от системы публичной власти.

С одной стороны, самостоятельность означает, что ни один орган государственной власти, ни одно должностное лицо не вправе принимать акты, совершать действия, посягающие на компетенцию органов и иных структур местного самоуправления. С другой - самостоятельность в пределах своих полномочий свидетельствует о том, что местное самоуправление не воспринимается как специфическая общественная структура. Полномочия - признак государственного органа (должностного лица).

Однако если рассматривать органы местного самоуправления как общественные структуры, то государство лишится в этом случае возможности оказывать властное воздействие на местном уровне, так как жители, например, населенного пункта не могут сами организовываться, вырабатывать правила поведения, принимать законы и, избирая лидеров, исполнять их указания.

Структура органов местного самоуправления определяется населением соответствующего муниципального образования самостоятельно. В большинстве случаев предусматривается представительный орган муниципальной власти и глава муниципального образования. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают другие вопросы местного значения.

Итак, основными чертами органов местного самоуправления является то, что:

- структура и компетенция  данных органов определяется  населением самостоятельно;

- органы местного самоуправления  обладают властными полномочиями  для решения вопросов местного  значения;

- в пределах своей  компетенции муниципальные органы власти вправе издавать нормативные и индивидуальные правовые акты;

- муниципальные образования  являются юридическими лицами;

- местное самоуправление, его органы не входят в систему  государственных органов.

 

 

 


Информация о работе Функции государства. Механизм (аппарат) государства. Государство в политической системе общества