Функции Государства - методы, классификация, эволюция развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредствам выполнения своих функций. Функция государства – это нечто принадлежащее именно государству, то, от чего в процессе управления обществом государство не вправе отказаться, это то , что кроме него никто в обществе исполнять не должен, это та работа без которой данное государство на данном историческом этапе обойтись не может. Государственные функции представляют собой выражение его сущности, характеризуют его деятельность, раскрывая как политическую природу , так и предметное содержание государственной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………………...………..3
Глава 1. Понятие, содержание и признаки функций государства………………...……..……5
1.1 Понятие и сущность функций государства…..…………....……...…………..………..….5
1.2 Формы и методы осуществления функций государств…………………...….……..……7
1.3 Эволюция функций государства……………………………………………………..….….10
Глава 2. Классификация функций…………………...………..………………….………….….12
Заключение……………………………………………………..…………...…....……………...20
Библиографический список.......................................................................................................21

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Правовые и  организационные формы деятельности современного государства дополняют  друг друга, невозможно представить функционирование государственных органов только в правовых или только в организационных формах. Они тесно связанны между собой:

    • неправовые формы предшествуют правовым, обеспечивают возмож

ность их использования (например, сбор, обработка, анализ информации,

разработка  на этой основе предложений предшествуют принятию законов и

иных нормативных  актов);

    • неправовые формы могут реализовываться посредством их закрепле-

ния в нормативных  актах, приобретая правовую форму (например, финансо-

вый план принимает  форму закона о бюджете);

    • реализация правовых актов обеспечивается посредством организационных    мероприятий (доведение до исполнителей, инспектирование, кадровая

работа и  т.д.)

Методы –  это способы и средства, используемые при функционирование государства. Специфика сферы деятельности обуславливает выбор государством соответствующих методов. Наиболее часто применяются такие методы, как принуждение, убеждение и поощрение.

Убеждение – это активное влияние на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

Принуждение –  психологическое, материальное или  физическое насильственное воздействие  полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Поощрение –  метод побуждения к каким-либо действиям  через социально значимое одобрение.

Так же наиболее часто встречается такая классификация, как деление методов на административные и экономические.

Административные  методы обычно квалифицируются в  качестве способов или средств внеэкономического  или прямого управляющего воздействия  со стороны субъектов государственно – управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Прямой характер означает, что объект управления в рамках своей компетенции принимает управленческие решения, юридически обязательное для объекта управления. Внеэкономический характер означает, что реальным объектом является сознательно-волевое поведение  людей. Должное поведение обеспечивается через волю и сознание. При этом используются средства убеждения и принуждения.

Для методов  прямого воздействия характерны:

• прямое воздействие на волю;

• директивность, приказной характер;

• однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчинённым выбора вариантов и обязывают делать как приказано;

• наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;

• прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов.

Экономические методы обычно характеризуются в  качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны  субъекта  государственно – управленческой деятельности на объекты. С помощью  таких методов государственные органы добиваются должного поведения путем воздействия на материальные интересы людей. Они ставятся в такие условия, когда сами начинают действовать должны образом так, как такое поведение материально стимулируется.

Методам косвенного воздействия присущи следующие признаки:

  • руководящее поведение осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы и потребности исполнителей;
  • управленческие акты управомочивают на соответствующее поведение;
  • у подвластных существует возможность выбора одного или даже нескольких вариантов поведения;
  • юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий механизм стимулирования.

 

 

 

 

    1. Эволюция функций государства 

Функции государства  подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, изменений внешних условий, внутренней среды, в которой действует государство.

Для определения  этого влияния в теории государства  используется понятие «эволюция  функций государства», которое включает развитие и изменение функций  под воздействием, как содержательных характеристик государства, так и развивающейся внешней среды.

На функции решающее воздействие оказывает сущность государства. Она довольна противоречива, но имеет две основные стороны – общесоциальное и классовое, подверженные изменениям.

В советское время преувеличивалась роль классового начала и утверждалось, что все функции государства порождаются классовыми противоречиями, что нет и не может быть внеклассовых и надклассовых функции. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности общество разделенное на классы, должно представлять хотя и придирчивый, но единый механизм, в котором взаимодействуют все слои населения.

Классовые функции государства  порождены классовой борьбой. Наличие  классовых функции наблюдалось  у всех государств мира многие века.

В классовом обществе государство  становится по большей части политической организацией экономически господствующего класса, и в первую очередь обслуживает его интересы. Отсюда главная функция – подавления сопротивления эксплуатируемых классов путем использования карательных органов – армия , полиция и т.д.

В 20в. в самих классах  происходят значительные изменения, приводящие к появлению среднего класса, являющегося мощным и стабилизирующим фактором. Это отразилось на функциональной деятельности государства. Так же важным фактором в изменении функции стал научно – технический и социальный прогресс, развитие цивилизации и демократии открывают возможности для разнообразной деятельности государств мира. В настоящее время такие функции как экономическая, социальная, демократическая становятся приоритетными и востребованными. Расширяется и активизируется деятельность государств в интеллектуально-духовной сфере. Общесоциальные функции обеспечивают государству необходимую степень стабильности в обществе, его солидарность и целостность на основе обще социальных потребностей и интересов. В таком государстве не подходят меры принуждения, насилия, а потому государство обращается к демократическим, гуманистическим идеям и институтам.

В сфере науки для государства  появляется новая область деятельности – поддержка и защита интеллектуальной собственности, создание условий для успешной научной деятельности, охрана результатов научного труда, достойное вознаграждение за его использование.

Не менее важной является деятельность государства по ограничению  вредных последствий НТП, в таких областях как генетика, медицинская биология и др. Формируется новое научное направление – биоэтика, связанна с транспортировкой органов человека, изменением полов, клонирование и др. И без контролирующего и регламентирующего государственного вмешательства в данную область обойтись нельзя.

К новой эволюции функций государств подталкивают и  развивающиеся информатизация общества, создание баз данных информационных систем, охватывающих весь мир, формирование единого информационного пространства. Но самое мощное влияние на эволюцию функций оказывает объективная потребность исключить возможность использования ядерного и другого оружия  массового поражения.

Эволюция функций  затрагивает в той или иной степени все современные государства.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Классификация функций

Состав и содержание функций зависит от самых разных факторов: экономики, социальной структуры, политики, идеологии, религии, культуры, национально – исторических особенностей, географического местоположения сраны.

Проблема классификации  функций государства на отдельные виды находится в прямой зависимости от исторического этапа развития государства.

Решающее значение при классификации функций имеет  сущность государства – общесоциальная или классовая.

Классовые функции  порождены классовой борьбой, а  государство является, обеспечивает интересы господствующего класса. Главной функцией такого государства – подавление сопротивления эксплуатируемых классов. Другие функции также носят классовую окраску. В современный период приоритет приобретает общесоциальные функции, защищающие права и свободу человека.

Функции государства  можно классифицировать по различным  основаниям. Традиционно их классифицируют по направленности:

  • внутренние;
  • внешние.

Внутренние  функции направлены на решение внутренних задач страны и отражают степень  воздействия государства на общество.

Они в неразвитых государствах классифицируются на следующие виды:

  • внутренние основные;
  • внутренние неосновные;
  • функции государственных органов.

М.И. Байтин считает, что основные функции практически охватывают «множество неосновных функций, представляющих направления деятельности государства по осуществлению задач в какой-то определенной области или сфере общественной жизни».

Некоторые ученые считают, что в современных государствах смысл в делении функций на основные, выражающие классовую сущность, и неосновные вытекающие из необходимости осуществления общих дел, утрачиваются. По их мнению внутренние функции все являются основными и ориентированы на снятие противоречий, разрешение конфликтов, поиска равновесия и благополучия общества.

По мнению других «классификация на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима». Это необходимость  заключается в необходимости их дифференцированного, а значит, более глубокого и разностороннего познания, способствует развитию и совершенствованию не только теории их изучения, но и практики применения.

Основные функции  – это наиболее важные направления  его деятельности, охватывающие собой  ряд отдельных однородных направлений  государственной работы.

Таким образом, неосновные функции – это относительно более узкие направления деятельности государства, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры.

Основные функции  являются группами однородных направлений  деятельности государства (неосновных функций), в которых выражаются его социальная сущность, цели, задачи и содержание.

Основные внутренние функции государства:

  • Экономическая;
  • Социальная;
  • Политическая;
  • Охраны правопорядка и всех форм собственности;
  • Правозащитная;
  • Экологическая;
  • Информационная;
  • Идеологически;
  • Военная.

Экономическая функция входит в число основных функций всех развитых стран во второй половине 20в. Ее появление отразило реальные изменения в социально- экономической жизни и связано  с возрастанием роли государства  в экономике. Современное государство вмешивается в экономику, влияет на динамику, устанавливает необходимые пропорции между различными отраслями. Во многих странах наряду с частным и корпоративным сектором появился государственный сектор экономики т.е. появилась государственная собственность и государственное управление предприятием.

Экономическая функция современного государства  имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально  ориентированной рыночной экономики, учитывающей  и согласовывающей интересы производителей и потребителей. Оно защищает права и интересы граждан, вкладчиков, и т.д. Принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование товаров, осуществляет контроль за импортом и экспорта, стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики. Устанавливает налоги, сборы, различные платежи, формирует бюджет и осуществляет контроль за его исполнением. Так же неотъемлемой частью экономической функции является охрана существующих форм собственности – экономического фундамента любого государства.

Социальная  функция связана с понятием социального  государства. Ориентируется на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В содержание данной функции входит деятельность государства по удовлетворению потребностей людей в работе, жилье, поддержании здорового образа жизни, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства; предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи, малоимущим слоям населения. Но главное ее назначение – устранение или смягчение возможной социально напряжённости в обществе, не допустить большого разрыва между богатыми и бедными, развитие здравоохранения и образования.

Информация о работе Функции Государства - методы, классификация, эволюция развития