Формы осуществления государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать сущность государственной власти. На основании цели поставлены следующие задачи:
проанализировать определения государственной власти, раскрыть ее структуру;
изучить формы, способы и методы осуществления государственной власти;
проанализировать виды государственной власти.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Государственная власть и её свойства_____________________7
1.1 Понятие государственной власти_____________________________7
1.2 Признаки государственной власти и принципы организации и деятельности государственного аппарата _____________________________11
1.3 Элементы государственной власти___________________________14
Глава 2. Формы осуществления государственной власти___________18
2.1 Формы государства_______________________________________18
2.2 Формы государственного устройства________________________21
2.3. Легитимность и легальность власти_________________________26
2.4. Единство и разделение властей_____________________________30
Заключение 34
Список источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

государственная власть.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, смысл  каждого государства сведен к  тому, чтобы реализовывать власть в обществе. Под властью понимается реальная возможность провести в жизнь свою волю, подчинить своей воле волю иных субъектов. То есть, сущность государства состоит в том, что государство есть организация власти в обществе.

Понятия «государственная власть», а также «государство» наиболее часто отождествляются, не проводя между ними никакого различия. Однако данные понятия стоит различать, так как за ними кроятся хоть и взаимосвязанные, но все же различные явления.

Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь.

 

 

    1. Признаки государственной власти и принципы организации и деятельности государственного аппарата

 

 

Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

Существует несколько  признаков государственной власти:

1) Государственная власть  выступает как официальный представитель  общества данной страны. Только  она юридически уполномочена  действовать от имени всего  общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.

2) Государственная власть  обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление  всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения  различных классов, социальных  и иных групп, государственная  власть выполняет арбитражную  роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы  экономически доминирующих классов  и слоёв населения, наиболее влиятельных "групп давления".

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой  степени формализована, её организация,  порядок деятельности детально  определяются конституционными  нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти5.

В федеративном государстве  государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в  составе Российской Федерации и  т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда - своих президентов. Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации6.

Государственную власть, как власть, выступающую от имени  всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения - территориального коллектива в границах той или иной административно - территориальной единицы (округа, района и т.д.).

Под принципами организации  и деятельности государственного аппарата понимаются руководящие абстрактные положения, на основе которых формируются и функционируют государственные органы.

К ним относятся:

· принцип законности - принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам;

· принцип эффективности - обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений;

· принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход;

· принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа как источника государственной  власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных  органов;

· принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;

· принцип гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую  отчётность, информирование населения  о результатах деятельности по тем  или иным направлениям;

· принцип национального  равноправия, требующий равного  доступа к замещению вакантных  должностей в госаппарате людям  не какой-то одной, а разных национальностей  или рас;

· принцип централизма, отражающий иерархичность структуры  государственного аппарата, вертикального или горизонтального подчинения;

· принцип федерализма, который выражает единство государственной  власти в федеративной стране при  разграничении предметов ведения  федерального центра и отдельных  субъектов Федерации;

· принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием решения начальником;

· принцип разделения властей, в соответствии с которым  различают законодательную, исполнительную и судебную власть; он создаёт баланс властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление властью7.

 

1.3 Элементы государственной власти

 

 

Субъекты власти –  это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная  власть. Обычно в качестве субъектов  государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.

Объекты власти – это  подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.

Властеотношения – это  отношения, которые возникают между  субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти8.

Средства осуществления  власти – это то, на что опирается  государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.

Наконец, методы осуществления  власти – это те приемы, которые  использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных. Традиционно государственная власть использует два основных метода – метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, с безусловным навязыванием ему государственной воли.

Структуру государственной  власти можно рассматривать и  с других позиций. Например, с учетом принципа разделения властей, который  нашел свое воплощение в практике многих современных государств, в том числе и нашего, в структуре государственной власти можно выделить такие элементы (ветви), как законодательную власть, исполнительную власть и судебную власть. С учетом территориальной организации государственной власти можно выделить центральную (верховную) власть, которая распространяет свое действие на всю территорию страны, и местную власть, действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных образований. В государствах с федеративным устройством кроме центральной (федеральной) и местной власти следует выделять также региональную власть, т.е. власть субъектов федерации.

Структуру государственной  власти можно охарактеризовать еще  с одной стороны: с точки зрения ее внешнего оформления, внешней организации. Государственная власть как способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом всегда организационно оформлена и так или иначе выражена вовне. В этой связи возникает вопрос о механизме государственной власти, так как свое организационное выражение государственная власть находит именно в определенном механизме9.

В отечественной литературе механизм государственной власти, как  правило, отождествляют либо с государственным  аппаратом, либо с механизмом государства, либо с тем и другим сразу, поскольку между государственным аппаратом и механизмом государства нередко не проводят никакого различия. Чтобы в этом разобраться, проанализируем, что же представляют собой государственный аппарат и механизм государства и совпадают ли они с механизмом государственной власти.

Государственный аппарат наиболее часто определяется как совокупность либо система органов государства, при помощи которых исполняются задачи, а также функции государства. То есть, под государственным аппаратом понимаются взятые в единстве все органы государства, которые, исполняя собственные функции, обеспечивают выполнение функций государства в целом.

Таким образом, в структуре государственной власти, если рассматривать государственную власть в динамике, в действии, выделяют таки элементы, как: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства, а также методы осуществления власти.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы осуществления государственной власти

 

 

2.1 Формы государства

 

 

Форма государства - способ организации структуры государства, его органов; способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Понятие формы правления  объясняет, из каких основных институтов складывается организация государственной власти, как они формируются и как они взаимодействуют друг с другом. По форме правления, прежде всего, различаются монархии и республики.

Монархия - такая форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу (королю, императору, царю, шаху, султану и т. п.). Монархия характеризуется тем, что верховная власть, как правило, является наследственной (в исключительных случаях - выборной), бессрочной (пожизненной) и безответственной перед населением (ответственной только перед Богом). Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда:

- династии могут меняться  в результате захвата силы,

- известны выборные  монархии, в которых судьбу короны  решала аристократия. Власть монарха (и сам институт монархии) легитимируется ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежит юридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властные полномочия, не несет законной политической ответственности за свою деятельность10.

Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные). В настоящее время  конституционная монархия существует в таких государствах, как Арабские Эмираты, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Таиланд, Япония и др. В ограниченных монархиях верховную власть наряду с главой государства осуществляет какой-либо представительный орган. Конституционные монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные. В парламентарных монархиях правительство формируется партией, получившей Вов время выборов большинство в парламенте, или блоком партий, которые располагают большинством в парламенте. Главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатов. Власть монарха ограничена. В дуалистической монархии правительство формируется монархом, вне зависимости от партийного состава парламента.

Республика - такая форма правления, при которой верховная власть избирается на определённый срок. Представительный орган (парламент) именуется по-разному (конгресс, Сейм, Национальное собрание и т.д.)

В республике высшие полномочия государственной власти осуществляются должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т.д.). Признаки реальной республики - это выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти5.

Информация о работе Формы осуществления государственной власти